Примечания книги: Тайны Балтийской Атлантиды - читать онлайн, бесплатно. Автор: Вольфганг Акунов

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Тайны Балтийской Атлантиды

Существовала ли некогда на Балтике своя, собственная «Атлантида»? Какой город был прообразом легендарной Винеты, поглощенной морем? Какой вклад внесли северо-западные славяне в формирование немецкого народа и развитие мировой цивилизации? Как они жили, торговали, воевали? Обо всем этом читатель узнает из новой книги историка Вольфганга Акунова «Тайны балтийской Атлантиды». Книга выходит в серии «Документы и материалы по древней и новой истории Суверенного Военного Ордена Иерусалимского Храма», поскольку описанные в ней события происходили в эпоху становления рыцарства, чьим архетипом стало братство тамплиеров — бедных соратников Христа и Храма.

Перейти к чтению книги Читать книгу « Тайны Балтийской Атлантиды »

Примечания

1

Племена балтийских, или северо-западных, славян в раннем Средневековье занимали южное побережье Балтийского моря и граничили с Данией, с империей франков, с Саксонией и с Польшей. Существовали два крупных союза племен северо-западных славян — ободриты (бодричи) и вильцы (лютичи), враждебные друг другу и постоянно воевавшие между собой. Ближе к территории Польши побережье занимали славяне-поморяне. Кроме того, на острове Руга (Руян, Руен, Рюген), где находилось главное святилище славян — Аркона, обитало племя ранов (ругиян, руян). Балтийские славяне в разные периоды своей истории то подвергались набегам датчан-данов, то заключали с ними союзы, воевали и/или находились в союзных отношениях с германцами — франками и саксами. Их расселение на побережье Балтийского моря позволяло им строить и использовать суда для морской торговли и боевые корабли для военных предприятий. В VII веке северо-западные славяне принимали незначительное участие в мировой торговле. Они торговали с соседями: прус(с)ами и поляками, в то время как дальняя морская торговля находилась в руках других народов. Но на протяжении IX и X веков в их жизни произошли большие перемены. На Балтике в Скандинавии, в землях славян и финнов стали возникать торговые центры, такие как Хельго, Хедебю-Хайтабу, Бирка, Старая Ладога (Альдейгьюборг), Гнездово. Некоторые из них возникли еще в VIII веке. В землях балтийских славян также возникли торговые города, такие как Старигард в Вагрии, Рерик (возможно, идентичный Велиграду — позднейшему Мекленбургу), Ральсвик, Волин-Волын-Юмна и др. Через земли северо-западных славян пролегли торговые пути, связывавшие Европу с Востоком.

2

В более раннем варианте книги Виктора Шкловского, изданном в 1931 году, под названием «Марко Поло, разведчик» (и вошедшем в его же изданную в 1948 году книгу «Исторические повести и рассказы» под названием «Марко Поло»), содержался еще один фрагмент, не вошедший, в силу каких-то причин, в более поздний, сокращенный, вариант, опубликованный издательством «Молодая гвардия» под названием «Земли разведчик»: «Современные историки считают, что венеды (венды) балтийским именем своим и, вероятно, происхождением связаны с племенем вятичей. Вятичи жили в центре России, в Приокском лесу, по берегам рек. Племенной эмблемой — тотемом — вятичей было изображение бобра».

3

Атлантида — описанное впервые Платоном (427–347 до Рождества Христова), со ссылкой на Солона и на рассказ египетского жреца, в диалогах «Критий» и «Тимей» могущественное государство, расположенное на огромном острове в океане (именуемом сегодня Атлантическим). В наказание за непомерную гордыню своих жителей Атлантида якобы была поглощена водами океана за девять тысяч лет до Платона. С тех пор не прекращаются поиски ее остатков на огромном пространстве от острова Кикладского архипелага Феры до Американского континента, от Скандинавии до Канарских и Азорских островов. Многие считают легенду об Атлантиде (как и легенду о Винете) не отражением реального исторического события, а нравоучительной притчей о греховности человеческой гордыни. Хотя полной уверенности в этом нет, да и быть не может.

4

Между прочим, во время Второй мировой войны на этом острове, близ озера Готензее («Готского озера»), располагался немецкий концентрационный лагерь «Узедом», обслуживавший даровой рабочей силой секретную военную базу Пенемюнде, где было развернуто производство летающих бомб «Фау-1», а затем — и боевых ракет «Фау- 2». 8 февраля 1945 года из концлагеря «Узедом» совершила побег на захваченном бомбардировщике группа советских военнопленных во главе с летчиком Михаилом Девятаевым, о чем у нас недавно был снят художественный фильм.

5

«Блинчики» (или «лягушки»), — развлечение, заключающееся в бросании плоских камней (или других предметов) в воду таким образом, чтобы камень несколько раз подпрыгнул (отскочил от поверхности воды), прежде чем утонет. Чем больше прыжков сделает камень, тем удачнее запуск. Каждый прыжок камня называется «блинчик».

6

Alfred Haas. Pommersche Sagen. Berlin 1912.

7

На померанском диалекте немецкого языка (в описываемое время современное польское Поморье было еще прусской провинцией Померанией, или, по-немецки, Поммерн).

8

Иллирийцы — возникшее во времена Античности собирательное название племен с общим языком, населявших западную часть Балканского полуострова. Северо-западные иллирийские племена с середины IV века до Р. Х. начали смешиваться с кельтскими мигрантами. Впоследствии иллирийцы были покорены римлянами, а, начиная с VI века п. Р. Х. стали смешиваться с очередными мигрантами — на этот раз славянами.

9

Словенцы — южнославянское племя, мигрировавшее в VI–VII веках в район сегодняшних Словении, а также австрийских федеральных земель Южная Каринтия и Южная Штирия; часть словенцев основала попавшее в VIII веке в зависимость от Франкской державы княжество Карантанию, другая часть тогда же и впоследствии — под власть франков, баюваров (баварцев) и венгров (мадьяр).

10

Вольгаст — портовый город в германской федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания. Местность, в которой расположен Вольгаст, принадлежала славянскому племени поморян, а сам город носил название Волегощ (некоторые средневековые летописцы, например, Гельмольд из Босау, путали его с Волином-Волыном). В Волегоще располагался храм языческого славянского божества Яровита. В 1128 году это языческое святилище, тщанием христианского миссионера епископа Оттона Бамбергского, было разрушено. Его предположительное местоположение соответствует современным координатам церкви святого Петра. Первые документальные свидетельства существования города относятся к 1123 году. Волегощ-Вольгаст упомянут как торговый и пограничный город славянского Западно-Поморского княжества (позднее — герцогство Померания). Вольгаст был одной из двух столиц Померании и с 1296 по 1625 год пребывал под властью младшей линии поморских князей (по-немецки — герцогов), правителей герцогства Померания-Вольгаст.

11

Die Geschichte von den Orkaden, Danemark und der Jomsburg. Thule. Altnordische Dichtung und Prose. Reihe 2, Bd. 10, Jena 1924.

12

Болеслав I Храбрый (также Болеслав I Великий); 965/967 — 17 июня 1025, сын польского князя Memra I — князь (992–1025) и первый король (1025) Польши, князь Чехии в 1003–1004 годах (под именем Болеслав IV), из династии Пястов.

13

Норманны («северные люди», «люди Севера»), или варяги (варанги, варинги, вэринги) — собирательное название северных германцев, предков сегодняшних датчан, норвежцев, шведов, фарерцев и исландцев, из среды которых выходили морские разбойники-викинги, державшие в свое время в страхе большую половину обитаемого мира — Экумены (по-латыни) или Ойкумены (по-гречески). Современные норвежцы до сих пор именуют себя «нурменн» (nordmenn), то есть норманнами.

14

Кельты (в римской традиции — галлы, в греческой — галаты) — распространившаяся в свое время по всей Центральной (и Южной) Европе группа индоевропейских народов; некоторое время кельты были самым могущественным и высокоразвитым этническим союзом севернее Альп. С IV–V века до Р. Х. кельтская родовая знать совершала завоевательные походы на территории современных Франции, Испании, Италии, Балкан, Востока и Севера Центральной Европы. Кельтская экспансия доходила даже до земель ираноязычных скифов в верховьях Танаиса (Днестра) и Данапра (Днепра), а также Боспора Киммерийского (Керченского пролива). Однако в I веке до Р. Х. кельты были завоеваны римлянами и романизированы или/и слились впоследствии с германскими племенами (за исключением так называемых «островных кельтов» Ирландии, Шотландии, Уэльса и бежавших, под натиском англов и саксов, с Британских островов обратно на материк кельтов-бретонцев).

15

Локус (лат. locus) — место.

16

Свине (польск. Свина) — река в современном Западно-Поморском воеводстве Польши, разделяющая острова Узедом и Волин и соединяющая Щецинскую лагуну с Померанской бухтой. Является частью эстуария Одры (через Свину в море попадает до 75 % одерской воды). При сильных ветрах с Балтийского моря направление течения Свины меняется, и уже не речная вода поступает в море, а морская вода поступает в Щецинскую лагуну. Длина Свины составляет около 16 километров, ширина — от 100 до 1000 метров. В 1880 году от изгиба Свины южнее Свинемюнде через остров Узедом был прорыт канал Кайзерфарт, отделивший от Узедома новый остров Карсибур. В устье Свины расположен морской порт Свиноуйсьце (нем. Свинемюнде), выше по течению — малые порты Пжитур и Карсибур.

17

Старый Любек (нем. Альт-Любек) — существующее с 1143 года немецкое название предшественника современного немецкого города Любек на реке Траве; первоначально — основанное, вероятно, после прихода в упадок Рерика, в первой половине IX века поселение и княжеская резиденция бодричей-ободритов (чье исконное славянское название звучало, возможно, как «Любск»), в которой князь ободритов Готтшальк около 1050 года построил христианскую церковь — центр христианизации бодричей. После 1093 года крещеный князь ободритов Генрих поселил в своей старолюбекской резиденции ремесленников и купцов. Это славянское поселение, расположенное в четырех километрах от Старого города современного немецкого Любека, было, после разорения в 1128 году славянами-ранами с острова Рюгена-Руги, в 1138 году окончательно разрушено в ходе военной экспансии немецких феодалов на земли северо-западных славян.

18

Ohronik von Pommern in hochdeutscher Mundart Bd I, Stettin 1898.

19

Ретра (Ридегост, Радогост, Радогощ, лат. Rethra, польск. Radogoszcz) — не найденный археологами до сих пор укрепленный храмовый центр культа племенного союза вильцев-лютичей, расположенный в области одного из их племен — редариев (ратарей), возможно близ озера Толлензее, с истуканами главного бога лютичей Радегаста, или Сварожича (судя по имени — сына верховного бога славянских язычниов Сварога; порой бог-громовержец Перун почитался как «Перун Сварожич») и подчиненных ему божеств «более низкого ранга», место пребывания оракулов и языческих религиозных церемоний. Одним из символов Сварожича был белый конь (в Ретре, как и в других святилищах, жрецы толковали волю божеств с помощью «коня-оракула»). Ретра была местом не только отправления языческого культа, но и народных собраний. В 955 году, в период правления римско-германского императора Оттона I, город Ретра был захвачен немцами, языческий храм снесен, статуя Радегаста вместе со всеми храмовыми сокровищами подарены епископу Бранденбургской марки. Но город Ретра сохранился, став центром восстания лютичей против германско-христианской власти в 983 году. В 1063 году Ретра была захвачена немецким войском герцога Генриха Льва, а восстановленное ратарями капище — повторно разрушено, после чего епископ Бурхард, оседлав священного коня Сварожича, возглавил триумфальное шествие победителей из Ретры в Гальберштадт. С тех пор жизнь в Ретре больше не возобновлялась. В конце XVIII века считалось, что Ретра была обнаружена близ деревни Прильвиц (входящей ныне в коммуну Хоэнцириц), и что в 1690-х годах там были найдены бронзовые фигурки богов и обрядовые предметы из Ретринского храма, покрытые, в соответствии с описанием средневекового немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, славянскими руническими письменами. Однако в настоящее время академическая наука считает эти фигурки поддельными, хотя энтузиасты восстановления славянской мифологии и истории, напротив, настаивают на независимом и всестороннем обследовании «прильвицких идолов».

20

Grosses Unversal-Lexikon aller Wissenschaften und Kuenste, welche bishero durch menschlichen Verstand und Witz erfunden worden (56. Bd, Leipzig u. Halle, 1748).

21

Или «склавы».

22

Volks-Conversationslexikon, Bd. 18, Stuttgart 1846).

23

Als Winneta wart virstoert
ich hans gelesin und gehoert
daz zy widder buwete sus
mechtig der Keysir Julius
und nante sy do Julyn
nu nennet man sy Wolyn.

24

Эта река, именуемая по-немецки Одер, по-славянски — Одра, а по-латыни — Виадр(ус), еще со времен Античности играла роль важной международной торговой артерии; по ней, в частности, поступал из Прибалтики в Средиземноморье высоко ценившийся там «солнечный камень» — янтарь (греч. электрон. лат. электрум).

25

Gelegenhait Teutscher lannd.

26

Beschreibung des weith berühmten Deutschland.

27

Vineta, Vineta, du ricke Stadt,
Vineta sall untergahn,
Wieldess se hat vael Boeses dahn!

28

Бирка — основанный около 800 года центр ремесел и морской торговли, расположенный на острове Бьёркё (буквально: «Березовом острове») озера Меларен близ Стокгольма. Купечество Бирки имело свое собственное законодательство (вероятно, упоминаемое в «Королевском зерцале», как «право Березового острова»; «бирке»=«береза») — образец будущего средневекового европейского городского права. В Бирке проживали и славянские купцы; причины упадка этого раннего городского поселения в Х веке пока что еще не выяснены окончательно.

29

В данном случае — наместник короля в указанном городе.

30

Волин (нем. Воллин), древний поморский Волын — город в современной Польше, на острове Волин, в устье Одры — Одера, входит в Каменьский повет (район) Западно-Поморского воеводства.

31

Покорив в начале VIII века христианскую Испанию — царство германцев-вестготов (визиготов или везеготов) — мавры (арабы) — мусульмане назвали ее «страной Аль-Андалус» («Андалусией», от «Вандалусии» — в память о владевших страной, до вестготов, других германских мигрантах — вандалах).

32

Угрофинны (финноугры) — группа родственных в языковом отношении народов и племен, рассеянных по региону между Сибирью, Финляндией и Венгрией, включая марийцев, мордвинов, венгров (угров, мадьяр), эстонцев (которых не следует смешивать с балтским народом айстов-айстиев-эстиев-пруссов), финнов, лапландцев-лопарей и др. На исходе Нового Каменного века (неолита) они, вероятно, жили еще компактно в Центральной и Западной Азии (согласно другим теориям — между Уралом и средним течением Волги). Впоследствии угрофинская языковая общность распалась на отдельные группы, характерные признаки которых сохранились на территории Финляндии, Эстонии, Венгрии и за Уралом (ханты и манси).

33

Священная Римская империя, Священноримская империя, с 1512 года — Священная Римская империя германской (немецкой) нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae или Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) — надгосударственный союз германских, итальянских, балканских, и западно-славянских государств и народов, существовавший с 962 по 1806 год. В период наивысшего расцвета в состав империи входили: Германия, являвшаяся ее ядром, северная и центральная Италия, Нижние Земли (Нидерланды), Чехия, а также некоторые регионы Франции. С 1034 года Священная Римская империя формально состояла из трех королевств: Германии, Италии и Бургундии. С 1135 года в состав империи вошло королевство Богемия (Чехия), чей официальный статус в составе империи был окончательно урегулирован в 1212 году. Империя была основана в 962 году королем Германии Оттоном I и рассматривалась как прямое продолжение античной Римской империи и раннесредневековой «Римской» (фактически — Франкской) империи Карла Великого. Процессы изменения взаимоотношений центральной власти с субъектами, входившими в состав империи, за всю историю существования империи характеризовались тенденцией к децентрализации власти. Империя всю свою историю оставалась децентрализованным образованием со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Во главе империи стоял император (нем. кайзер). Императорский титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией князей-электоров, или князей-избирателей (нем. курфюрстов). Власть римско-германского императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией Германии, а с конца XV века — рейхстагом, представлявшим интересы основных сословий империи. В ранний период своего существования империя имела характер феодально-теократического государства, а римско-германские императоры претендовали на высшую власть во всем христианском мире.

34

Мешко I (Мечислав I, ок. 935 — 25 мая 992) — первый исторически достоверный польский князь, представитель династии Пястов, сын Земомысла, внук Лешека. Основатель древнепольского государства; объединил большинство земель лехитских племен и принял христианство латинского образца (говорить, что Мешко «принял католическую веру» было бы неправильно, поскольку отпадение римской церкви от вселенского Православия произошло лишь в 1054 году) как государственную религию.

35

Jacob, Georg. Arabische Berichte von Gesandten an germanische Fürstenhöfe, aus dem 9. Und 10. Jahrhundert, Berlin u. Leipzig 1927.

36

Дорестад — торговое поселение в устье Рейна близ современного нидерландского города Ниймегена., имевшее уже в VII веке собственную монету и выступавшее в эпоху франкских монархов из династий Меровингов и Каролингов посредником в торговле товарами и сырьем между Скандинавией, Англией и Западной Европой. Экономическое процветание Дорестада, подорванное неоднократными опустошительными набегами датских морских разбойников-викингов, окончилось во второй половине IX.

37

Хедебю — основанное в VIII веке раннее городское поселение на берегу одного из притоков реки Шляй (Шлезвиг). Выдающийся ремесленный и торговый центр международного, по тем временам, значения с большим портом. Хедебю, откуда, возможно, отправился княжить в Новогород Рюрик Зеландский (Фрисландский, Ютландский), основатель династии Рюриковичей и русской государственности, был соединен узким перешейком между реками Айдер-Тре(е)не и Шляй с Северным морем, благодаря чему представлял собой важный узел раннесредневековой международной торговли. Монеты, отчеканенные в Хедебю, в большом количестве находили в устье Одры-Одера. После прихода Хедебю в упадок в XI веке, после его разорения в 1066 году балтийскими славянами, посредническая роль в торговле между регионами Северного и Балтийского морей перешла к Шлезвигу, откуда, согласно Адаму Бременскому, торговые корабли отправлялись в Юмну.

38

Трусо — упомянутое в IX веке в качестве цели плавания на восток из Хедебю англосаксонского купца Вульфстана торговое поселение балтской народности пруссов. Это поселение, располагавшееся, предположительно к востоку от дельты Вислы, пока что не найдено археологами.

39

Кильский фьорд (нем. Килер Фёрде) — вход в Балтийское море длиной около 17 километров (11 миль) на восточной стороне германской земли Шлезвиг-Гольштейн. Образованный ледниковым движением во время последнего ледникового периода, он отделяет полуостров Датский Волд от Вагрии. Как и другие заливы типа Фёрде, с точки зрения геологии он не является фьордом. Килер Фёрде берет свое начало в Хёрне, в центре города Киля, и сливается с Кильским заливом.

40

Упоминаемых античными авторами айстиев-эстиев не следует путать с позднейшими эстами — угрофинским народом, предками современных эстов-эстонцев.

41

Балтские племена — возникшие к началу первого тысячелетия п. Р. Х. из предшествующих им племенных союзов народности пру(с) сов, ятвингов-ятвягов (живших между областями расселения пруссов и литовцев), литовцев, живших севернее пруссов и ятвягов, а также земгалов, селов, латгалов и леттов, из которых сложился со временем народ латышей (вобравший в себя еще и ливов — народность не балтского, а угрофинского корня). Конец историческому развитию и существованию пруссов и ятвягов был положен духовно-рыцарским Немецким (Тевтонским) Орденом; в ходе своего подчинения, переселений и оттока из мест прежнего обитания эти балтские народности перемешались с народами иного, небалтского, корня.

42

Схолия 120 (116). «Даны-варвары называют Русь Острогардом, потому что она расположена на востоке и, словно орошаемый сад, изобилует всеми благами…»

43

Литеры «J», соответствующей русской букве «Й» (и произносящейся, как и она), в древнем латинском алфавите также не было; вместо литеры «J» («Й») использовалась буква «I» («И»), поэтому топоним Юмнета (Йумнета) писался в латинских хрониках не «Jumneta» (как его написали бы в наше время), а «Ivmneta» (букв. Иумнета)..

44

Щецинский залив (Щецинская лагуна) делится на две части: западную — Малую лагуну (или, по-немецки — Кляйнес Гафф) и восточную — Большую лагуну (нем. Гроссес Гафф). На юге в Щецинскую лагуну впадает несколько рукавов реки Одры (или, по-немецки — Одера), а также небольшие речки Цизе, Пе(е)не, Царов, Инкер и Ина. Лагуна соединяется с Померанской бухтой реками Пе(е)нештром, Свина и Дзивна (последняя нередко именуется проливом).

45

Руны — другое название южнобалтийского славянского племени ранов-руян-ругиян.

46

Гельмольд Босауский, вероятно, перепутал здесь два разных города — Волегощ и Волин. О Волегоще тоже сложилось предание, что он якобы основан Юлием Цезарем, повод к чему дало название Юлий, под которым он выступает в некоторых источниках. Волин же в этих источниках именуется «Гологост». См. «Helm. Chronica», S. 79, Anm. 3; S. 74, Anm. 5.

47

Франкская держава (империя) — раннесредневековое феодальное государство, объединенное под скипетром основателя династии Каролингов (сменившей на престоле прежнюю династию Меровингов) Карла Великого (годы жизни: 768–814), после завоевания этим франкским монархом североитальянской державы германцев-лангобардов (современной Ломбардии), Баварии, земель саксов и пограничных областей («марок») и сохранявшая это название при восточно-франкских преемниках Карла; Восточно-франкская держава со временем превратилась в Германское королевство.

48

Роскильда, или Роскильдия (ныне — Роскилле) город в Дании, основанный королем Харальдом Синезубым, столица Датского королевства до 1443 года.

49

Земли, заселенные славянским племенем бодричей-ободритов.

50

Когда во главе северо-западных славян становился сильный предводитель, они и сами совершали набеги на соседей, часто весьма успешные.

51

Авессалом — третий сын древнеизраильского царя-псалмопевца Давида; восстал против отца, был разбит, во время бегства запутался длинными волосами в ветвях дерева и был убит преследователями. По-датски имя «Авессалом» произносится как «Абсалон».

52

Хинтерланд — зона тяготения (влияния) транспортного узла; территория, которая по преобладанию транспортных потоков в определенных направлениях тяготеет к тому или иному крупному транспортному узлу (в первую очередь — морскому порту). В узком смысле слова — сухопутная зона тяготения морского порта (транспортные узлы и сеть, которые ориентированы и специализируются на обслуживании грузов этого порта) в противоположность форланду — внешней водной зоне влияния порта (остальные морские порты, в которые из данного порта следуют суда с грузами).

53

Изначально Нордальбингия была заселена германцами-саксами, после выселения значительной части (десяти тысяч семейств) которых франкским монархом Карлом Великим на освободившихся землях были поселены славянские союзники франков, на которых было перенесено имя нордальбингов (или, в латинизированной форме, нордальбиан).

54

Das Leben des Bischofs Otto von Bamberg nach einem Prüfeninger Mönch.

In: Geschichtsschreiber der deutschen Vorzeit 96. Leipzig 1928).

55

Вагры — жители славянской области Вагрия, одно из четырех главных племен, входивших в состав племенного союза ободритов-бодричей. Область расселения их племени в тридцатые годы XII века была присоединена к немецкому Саксонскому герцогству.

56

В первоначальной редакции перевода — Бузу.

57

См. Первольф И. Германизация балтийских славян. СПб., 1876. С. 122; Boguslawski W. Dzieje Slowianszczyzny p61nocno-zachod-niej do polowy XIII w. Т. III. — Poznan, 1892. S. 324).

58

Буквально — «победителей».

59

Буквально — «длиннобородых».

60

Кастеллан, или каштелян (из лат. castellanus, от castellum — «замок», «крепость») — комендант замка, выполнявший также некоторые судебные функции.

61

То есть Юлина.

62

Hofmeister, Adolf: Die Vineta-Frage. In: Monatsblâtter der Gesellschaft für pommersche Geschichte und Altertumskunde. Nr. 6/46. 1932.

63

Вальдемар I Великий (годы жизни: 1131–1182) — король Дании с 1157 года, король Ютландии и герцог Шлезвига в 1147–1157 годах, сын датского принца Кнуда Лаварда (правителя славян-ободритов) и киевской княжны Ингеборги Мстиславны, правнук Киевского Великого князя Владимира Мономаха. По свидетельству саг, родился на Руси, вероятно, в доме своего деда Мстислава.

64

Кнут (Кнуд, Канут) VI — король Дании с 1182 года, соправитель своего отца Вальдемара I Великого с 1170 года, старший сын Вальдемара I и русской княжны Софии Полоцкой.

65

Мстислав Владимирович Великий (годы жизни: 1076–1132), в крещении Феодор, он же — Гаральд (наречен в честь деда — Гаральда, или Гарольда, II Годвинсона, последнего англосаксонского короля), Великий князь Киевский (годы правления: 1125–1132), сын древнерусского князя Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской; святой Русской Православной Церкви, благоверный; память: 15 апреля по юлианскому календарю.

66

Коммилитонами (лат. «соратниками»), то есть «однокашниками», традиционно называют себя немецкие студенты.

67

Подсечно-огневое земледелие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Место вырубки и выжига леса при подсечно-огневом земледелии на Руси называлось лядом. В случае выжигания не леса, а трав (в степных районах) используется также более общий термин «переложное земледелие», по названию перелога — земли, не обрабатываемой в течение длительного времени с целью восстановления урожайности. При длительном сроке перелога такой способ земледелия характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории. Однако из-за того, что при этом в каждый данный момент большая часть территории оказывается под перелогом, общая производительность земли для этого типа земледелия достаточно низка. Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таежных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века.

68

Для лесной полосы восточной Европы был свойственен следующий природно-хозяйственный цикл: от одного-трех до пяти-семи лет на расчищенном участке производились посевы, после чего его использовали как сенокос или пастбище (необязательная фаза, до десяти — двенадцати лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через сорок — шестьдесят лет восстанавливался лес. Сжигание высушенных на корню деревьев без срубания (а только сдирания коры до камбия — образовательной ткани в стеблях и корнях, обеспечивающей их прирост в толщину) увеличивало описанный цикл на десять — пятнадцать лет. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дерн. Такая форма земледелия требовала менять время от времени место поселения.

69

В отличие от вяления, при сушке в процессе обезвоживания сырья не происходит созревания рыбы.

70

Червецы — группа семейств равнокрылых насекомых из подотряда Sternorrhyncha, ряд видов которых издревле используется для получения красителей и лаков.

71

Сыродутная печь (сыродутный горн) — один из первых в истории металлургических агрегатов для получения металлического железа из руды путём химического восстановления. Название «сыродутный» (от «сырое дутье») появилось в середине XIX века, когда для подачи воздуха в доменные печи стали использовать мощные паровые машины, а сам воздух — подогревать. После этого архаичные печи, в которые дутье подавалось с помощью привода от водяных колес или за счет мускульной работы человека, быстро стали неконкурентоспособными. Архаичные печи задним числом получили название «сыродутные».

72

Велес, Волос (др. — рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнеславянском языческом пантеоне, «скотий бог». Согласно теории основного мифа — одно из центральных божеств в славянской мифологии, змеевидный бог, живущий на земле, антагонист обитающего на небе громовержца Перуна. Любор Нидерле, А. Л. Погодин, В. Й. Мансикка, Макс Фасмер и Л. С. Клейн отделяли Велеса от Волоса. По мнению Генрика Ловмянского, «Велес, скорее всего, был (…) демоном, не имеющим ничего общего, кроме некой схожести в имени, со скотьим богом Волосом». Этимология имени Велес точно не выяснена. Лингвист Макс Фасмер предполагал связь Велес с «велий» («великий») по той же модели, что и «белесый» ← «белый». Литературовед Ю. В. Подлипчук считал, что бога Велеса, в отличие от Волоса, вовсе не существовало, поскольку немногочисленные примеры употребления этого слова в древних источниках, гораздо лучше могут быть поняты исходя из семантики слова «великий». Так, например, певец-сказитель Боян «Слова о полку Игореве», названный в нем «Велесовъ внуче», осмысляется не как внук некоего Велеса, а как «внук богатырей» (волотов-волосов-велесов), вопреки версии, согласно которой Велес (в отличие от бога богатства Волоса) был богом-покровителем поэтов и поэзии (наподобие скандинавского Браги). Б. А. Успенский, хотя и употребляет иногда в своей книге, написание «Волос~Велес» как дань авторитету В. В. Иванова и В. Н. Топорова, все же придерживается написания «Волос».

73

Прове часто отождествляют со славянским богом Проном (возможно — Перуном), чтимым в Ольденбурге, описание которого дает Конрад Бото в своей «Саксонской хронике»: «1123 г. В Ольденбурге был бог, именовавшийся Проно, и он стоял на столбе, и имел в руке красное железо испытаний (proveyssen), и имел знамя, а еще длинные уши, и венец, и пару сапог, а под ногой — колокол.».

74

Альденбург, или Ольденбург — укрепленная княжеская резиденция славян-вагров (Стариград), расположенная к северу от одноименного города в Гольштейне, ставшая в VII–VIII веках важным портовым и торговым городом. Во второй половине Х века поселение было завоевано немецкими феодалами, став резиденцией немецкого епископа, после славянского восстания 983 года снова перешло под власть ободритов, однако после их окончательного подчинения в XI столетии пришло в упадок. Близ Стариграда находилась упомянутая Гельмольдом роща Прове; согласно хронике Адама Бременского именно из порта Ольденбурга купцы и путешественники отправлялись морем в Юмну.

75

Инсигнии (от лат. Insignia — «украшения») — внешние знаки могущества, власти или сана.

76

То есть святого великомученика Георгия Победоносца — покровителя христианского воинства.

77

Вообще-то «Хвалынским» («Хвалисским») называли не Балтийское, а совеем другое — Каспийское, море; возможно, что в воспоминаниях о Буяне-Руяне, омываемом волнами Балтики, обозначение «Хвалынское» представлет собой искажение слова «Волынское», напоминая о другом городе балтийских славян — Волыне-Волине, также ассоциируемом, вероятнее всего, с легендарной Винетой.

78

В данном контексте — польских.

79

Да и в «поморском сказании» графа А. К. Толстого «Боривой» далеко не случайно упоминается существование в Волыне-Волине (расположенном хоть и не на Руяне, но все же на славянской Балтике) капища бога Перуна:

Шумом полн Волын веселым,
Вкруг Перуновой божницы
Хороводным ходят колом (кругом — В. А.)
Дев поморских вереницы.

80

Не случайно предводитель руян Боривой в одноименной балладе графа А. К. Толстого кричит вдогонку спасающимся от него бегством датским крестоносцам:

«К вам средь моря иль средь суши
Проложу себе дорогу
И заране ваши души
Обрекаю Чернобогу!».

Хотя, в данном случае, Чернобог, конечно — божество, явно не тождественное Святовиту.

81

Сорбы, лужичане, лужицкие сербы, серболужича не (в. — луж. Serbja — «сербья», н. — луж. Serby — «сербы», в. — луж., н. — луж. Serbski lud, нем. Sorben — «сорбы», Wenden — «венды») — западнославянский народ, численностью (в настоящее время) — около шестидесяти тысяч человек. Сорбы проживают только в Германии — на территории Лужицы (по-немецки: Лаузиц, Lausitz) представляющей собой славянский анклав. Наиболее компактно сорбы проживают в католических районах на западной периферии верхнелужицкой языковой территории.

82

Так называлась укрепленная резиденция князя славян-ободритов, расположенная к югу от сегодняшнего немецкого города Висмара, упомянутая впервые в 965 году, неоднократно разрушаемая в ходе военной экспансии немецких феодалов. Возможно, Велиград идентичен «Рерику» датских источников.

83

Халиф Багдада из династии Абассидов искал союза с Карлом Великим, воевавшим в мусульманской Испании против владевшего ею халифа Кордовы из династии Омейядов (Умайядов), враждебного Багдаду, и даже передал Карлу ключи от иерусалимского Храма Святого Гроба Господня — главной святыни всего христианского мира.

84

Клавдий Птолемей (годы жизни: около 100 — около 170) — позднеэллинистический географ, астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки из Александрии Египетской.

85

Готланд (буквально: «Земля готов», «Готская земля») — населенный в свое время германцами-готами остров в Балтийском море, с XI века плативший дань королям-конунгам Швеции. В период раннего Средневековья и расцвета Ганзейского союза североевропейских торговых городов Готланд был одним из главных центров торговли на Балтике. В настоящее время остров принадлежит Швеции.

86

Генрих Лев (нем. Heinrich der Löwe, 1129, Равенсбург, Тюбинген — 6 августа 1195, Брауншвейг) — германский монарх из династии Вельфов, герцог Саксонии в 1142–1180 годах (под именем Генриха III) и Баварии в 1156–1180 годах (под именем Генриха XII), участник крестовых походов на северо-западных славян. Сын герцога Саксонского и Баварского Генриха Гордого (около 1108 — 20 октября 1139 года) и Гертруды Супплинбургской (18 апреля 1115 — 18 апреля 1143), дочери римско-германского императора Лотаря II.

87

Капитулярии (от лат. capitula — «глава») — законы и распоряжения (указы) франкских монархов из династий Меровингов и Каролингов. Составлялись на латинском языке, разделялись на небольшие главы и параграфы. Составление капитуляриев прекратилось в конце IX века. Текст капитулярия оглашался монархом на собрании высших должностных лиц. Капитулярий сочетал в себе черты публичного, то есть государственного, и частного, то есть вотчинного, права. Он содержал разнообразную информацию о хозяйстве, политических институтах, социальном строе, об управлении завоёванными землями и т. д.

88

Рубленое серебро — разрубленные на части серебряные украшения, слитки, проволока и монеты. Рубленое серебро неоднократно находили в западнославянских землях между Эльбой и Вислой, на побережье Балтийского моря, например в Дорове (район Гриммен). Кроме рубленого серебра, в качестве денег использовались в разрубленном и взвешенном виде также другие металлы — медь, олово, свинец и сплавы с ними. Наряду с рубленым серебром, в регионе Балтийского моря нередко находили также монетное серебро «ромейского» и арабского происхождения, а с конца X века — также и европейские монеты, которые к середине XI века полностью вытеснили восточные. В конце XI — начала XII века на смену рубленому серебру на северо-востоке Европы пришли монеты местного происхождения.

89

Гривна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, изготовленное преимущественно из серебра (хотя и не только). Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны, украшенные насечками или орнаментом, носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями, и редко застегивались; чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга (что позволяло, в случае необходимости, отрубать от них куски и подгонять после этого гривну под размер шеи ее носителя). В старославянском языке слово «гривна» означало «шея» (отсюда — «грива» и «загривок»), а также «ожерелье» или «браслет», отсюда произошло второе значение слова — гривна, как денежная и весовая единица древнерусских и соседних с ними земель в XI–XV веках. У других народов и народностей гривна имела иное название (например, у римлян — «торквес»). В Средние века гривна сохраняла то же значение у западных и восточных славян, скандинавов и многих волжских, камских, окских, балтийских племен. В Древней Руси гривна носилась как знак отличия или различия и одновременно — украшение. Русские дружинники в X–XI веках получали шейную гривну в качестве награды за военные или иные заслуги.

90

В Средние века ганзейский город Люнебург (слав. Глин или Хлин) славился своим богатством, получаемым от торговли солью, добываемой из нескольких близлежащих соляных месторождений. Соль — важнейший из предметов экспорта — по Старому соляному пути доставлялась из Люнебурга в Любек, а оттуда — на все балтийское побережье. Разбогатевший на экспортной торговле солью Люнебург был важным факторам могущества и процветания Ганзейского союза.

91

Giesenbrecht, Ludwig. Wendische Geschichten aus den Jahren 780 bis 1182. Bd. I, Berlin 1843)-

92

Сходство слов «кораб(ль)» и «короб» ясно указывает на то, что изначально корабли славян были плетеными, как и короба.

93

Славянские слова «лодья» и «лодка» (то есть «маленькая лодья»), скорее всего, происходят от скандинавского обозначения судна — «лод», lod(r), старошведского «лодиа» (lodhia).

94

Дендрохронология — научная дисциплина о методах датирования событий, природных явлений, археологических находок и древних предметов, основанная на изучении годичных колец древесины. Используется при датировании деревянных предметов и фрагментов древесных стволов.

95

Радиоуглеродный анализ — разновидность метода радиоизотопного датирования, применяемая для определения возраста органических останков путем измерения содержания в материале радиоактивного изотопа 14C по отношению к стабильным изотопам углерода.

96

Согласно археологическим данным, в западной части Балтийского моря обшивку кораблей скрепляли рядами железных или стальных заклепок. Жители же Восточной Балтии, включая северо-западных славян, предпочитали пользоваться деревянными гвоздями, которые, вставив, расклинивали деревянными же клинышками (скорее всего — ввиду дороговизны железа). Для конопачения здесь использовали мох, в то время как на западных берегах Балтийского моря между досками закладывали просмоленный шнур. Как пишут ученые, оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Деревянный шпенек, в отличие от стальной заклепки, не ржавеет, а, разбухнув, только прочнее будет держаться. Однако для достижения одинаковой прочности шпыньков требуется больше, а значит, больше делается отверстий, притом что каждое — потенциальная течь.

97

Зачастую нос (или, точнее говоря — форштевень) такой боевой ладьи норманнов украшала съемная, выфезанная из дерева голова дракона (морского змея), отчего (по одной из самых распространенных версий) варяжские корабли и стали назытаться «драконами», «драккарами».

98

Гномон (др. — греч. — указатель) — древнейший астрономический инструмент, вертикальный предмет (обелиск, колонна, шест, жезл, посох, прут, брусок), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту солнца. Кратчайшая тень указывает и направление истинного меридиана. Гномоном также называют часть солнечных часов, по тени от которой определяется время на солнечных часах.

99

Кстати говоря, у полинезийцев имелось некое подобие компаса, действие которого было основано на постоянстве океанских ветров — скорлупа кокосового ореха, обдуманно продырявленная во многих местах и дававшая целую гамму свиста ветра, по которой и определялся курс.

100

Der Königsspiegel. Übers. V. Rudolf Meissner. Halle 1944).

101

Наш старый знакомый Генрих Лев.

102

Брунзовик, (Брунсвик, Бронсвик) — нижненемецкий вариант названия северогерманского города Брауншвейга (расположенного в нынешней федеральной земле Нижняя Саксония).

103

Здесь граф А. К. Толстой допускает простительную для человека его времени неточность. Римские и греческие писатели упоминали, что северяне (кельты, германцы) носили на шлемах в виде украшений крылья и рога. Как и многие иные подробности сочинений античных авторов о ком-либо, кроме греков или римлян, эти сведения, похоже, были неточными. Данные археологии свидетельствуют, что, хотя рогатые головные уборы действительно существовали у северных германцев, они использовались в церемониальных целях и почти исчезли к началу «эпохи викингов» (периода максимальной экспансия скандинавских племен в VIII–XI вв.), или в конце VIII века. Германские же шлемы с крыльями археологами обнаружены и вовсе не были. Данное обстоятельство было неизвестно писателям и художникам эпохи Нового времени, которые начали ссылаться на древних авторов, совершать дезинформированные прыжки и массово изображать шлемы воинов викингов с рогами или крыльями. Этот образ становился все популярнее, пока не был принят другими видами искусства (особенно — под влиянием «музыкальных драм» Рихарда Вагнера), став неким «общим местом» (хотя и совершенно неверным с исторической точки зрения).

104

То есть корабельных вымпелов, флажков.

105

Еще одна простительная неточность. Граф А. К. Толстой приписал северо-западному славянину Боривою прическу князя Святослава Киевского, отца Крестителя Руси — Владимира Красное Солнышко (описанную ромейским историком Львом Диаконом).

106

Средневековая героическая «Песнь о Роланде» завершается словами: «Турольд (предполагаемый автор „Песни“ — В. А.) утомился».

107

«Венденфогт» (лат. advocates Slavorum, буквально: «защитник славян») — особый чиновник по делам неполноправного славянского населения. «Вендские параграфы» регулировали положение славянского населения, лишенного полноты прав.

108

Ругард — укрепленное поселение славянского племени ранов в Бергене-на-Рюгене. Его древнейшие стены датируются VIII–IX веками. Вероятно, в XI–XII веках на месте этого древнего поселения была возведена укрепленная усадьба — «град», или замок, племенного князя руян. При раскопках Ругарда были найдены арабские серебряные монеты, купеческие весы для взвешивания серебра с футляром и разновесками-гирьками. Предполагается, что Ругард поддерживал партнерские отношения с ранним городским поселением Ральсвик.

109

Гёрке — населенный пункт на реке Пе(е)не, расположенный напротив Менцлина; в Гёрке археологами был обнаружен клад, содержащий средневековые монеты, шпору и мечи, что указывает на существование там в период господства северо-западных славян их военно-политического центра.

Вернуться к просмотру книги Вернуться к просмотру книги

Автор книги - Вольфганг Акунов

Вольфганг Акунов - биография автора

В 1977 году с отличием окончил Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза. По специальности переводчик-референт немецкого, английского и норвежского языков. Работал редактором, а затем переводчиком в АПН, на Гостелерадио (позднее радиостанции «Голос России»). С 1993 года независимый переводчик и журналист.
Товарищ атамана межрегионального казачьего землячества «Станица», родовой потомственный казак Всевеликого Войска Донского, генерал-майор казачьих войск. Соратник Опричного Братства во имя св. преп. Иосифа Волоцкого.
Регулярно...

Вольфганг Акунов биография автора Биография автора - Вольфганг Акунов