Примечания книги: Арабский халифат. Золотой век ислама - читать онлайн, бесплатно. Автор: Юлиус Велльхаузен

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Арабский халифат. Золотой век ислама

Известный немецкий ученый, автор многих работ по теологии, профессор Гёттингенского университета представил историю Арабского халифата – некогда огромной и могущественной империи. Отмечая неразрывную связь политической, религиозной и административной власти Арабского халифата, автор анализирует историю возникновения ислама, его развитие, особенности и общность с другими главными мировыми религиями. Рассказывает о том, как правители приходили к власти и умирали; когда вступали в должность и отправлялись в отставку наместники важнейших провинций; кого халифы назначали каждый год вести хадж и как проходили завоевательные кампании. В своем исследовании Велльхаузен опирался на оригинальные источники – образцы древнейшей арабской исторической литературы, куфийские и мединские предания. Среди цитируемых авторов такие авторитеты, как Абу Михнаф, Ат-Табари, Ибн Исхак, Абу Машар, аль-Вакиди.

Перейти к чтению книги Читать книгу « Арабский халифат. Золотой век ислама »

Примечания

1

Бедуины думали о Дауле, то есть о Турецкой империи, как о племени и оценивали ее силу по числу верблюдов. Даже для городского населения политической единицей был не город, а племя, как курайшиты в Мекке и сакифиты в Таифе. Курайшиты и сакифиты считали, что политически принадлежат к одной общности, даже когда жили за пределами Мекки и Таифа. (Здесь и далее примечания автора, если не указано иное.)

2

Маленькая гонимая церковь (лат.). (Примеч. пер.)

3

После изгнания иностранное господство было исходной предпосылкой для иерократии, она не обладала политической автономией. Поэтому она отличалась от государства, пусть даже и не в такой же степени, как христианская церковь на начальном этапе, поскольку она по крайней мере нашла прибежище в народе. Папские государства вообще нельзя сравнивать с ней, потому что там церковь не была государством, а владела государством. Старая израильская теократия сама по себе проявляет большое сходство с арабской, хотя, конечно, изначально в ней отсутствовала идея, что законным теократическим правителем является пророк, а не царь.

4

Вождь уммы – имам. Этимологически, однако, между этими словами нет прямой, а возможно, и косвенной связи. «Умма» происходит от корня «умм» («мать»); «имам», с другой стороны, от глагольного корня, обозначающего «стоять впереди».

5

Подобные же непоследовательности возникали до недавнего времени и у нас. Например, доктор Шнелле предоставил изгнанному Гофману фон Фаллерслебену право жить в своем поместье Бухгольц в Мекленбурге, которое получил во времена Германского союза. Очевидно, такое положение вещей имело свои преимущества.

6

Бану таглиб, которым разрешили остаться христианами, жили в Месопотамии.

7

Это и означает «хиджра»; «Ты оставил дом не ради рая, а ради хлеба и фиников».

8

При Умаре I такого чиновника еще не существовало. Предположительно, в то время не существовало споров. Впервые мы слышим о кади в Куфе во времена Муавии или Язида I.

9

Я использую слово «подданные» в этом более узком смысле, чтобы отличить их от арабов, которым фактически принадлежало государство.

10

В некоторых случаях они несли военную службу на границе, и тогда им не нужно было платить дань, поскольку считалось, что дань является платой за свободу от военной службы и за то, что ее несут арабы.

11

Это то же самое, что и дань в Быт., 47, которую египетские крестьяне должны были платить фараону в знак того, что их земля на самом деле принадлежит фараону, а они его податники.

12

«Вся земля в Саваде, которая орошается каналами, – харадж» (Яхъя).

13

Также во многих случаях первые позже фабриковали договоры о капитуляции, что было нетрудно, учитывая плохое владение дипломатией и историческую неизвестность, в которую вскоре погрузились бурные времена завоеваний.

14

Слово «фай» происходит из Корана (59: 6, 7), но разница между ганимой и фаем там не объясняется, а помещается вне закона. Это слово фактически означает «возвращение», но используется не только для обозначения процентов, но и самого капитала. Мусульманские законоведы, естественно, хранят первоначальное различие между ганимой и фаем и не признают, что оно возникло только в результате практического применения, вопреки Корану.

15

Жалкий податный народ (лат.). (Примем. пер.)

16

Последняя воля умирающего издавна имела особую силу у арабов. Во время войны эмир имел право и обязанность назначить на случай своей смерти заместителя, а часто и заместителя этого заместителя и т. д. Мусульмане, однако, считали себя войском.

17

Есть мнение, что ансары формировали ядро более поздней оппозиционной партии йеменцев. Я не могу найти для этого взгляда никаких оснований. Йеменцы в Сирии были кальбитами, в Куфе – хамданитами, мазиджитами и киндитами, в Басре и Хорасане – аздитами, последние из них наименее важны. Ансары не имели никакого отношения ни к кому из них. Они также не очень интересовались шиитами, хотя и были сторонниками Али при его жизни. То, что Алиды считали Медину своей родиной и пользовались там уважением, – это другой вопрос.

18

Ссылка на басню Эзопа «Лягушки, просящие царя». (Примеч. пер.)

19

Светское название для понятий «правление», «господство», «государство» – это султан, религиозное – Аллах. Слово «султан» происходит из арамейского и означает именно вдовела, власть; кг)рютг|<;, господство, а не кврюс;, господин.

20

Мухаммед уже отобрал в пользу государства то, что было взято без борьбы. Даже в конфискации старой химы (мн. ч. ахма) и выделения новой химы в качестве пастбищ для верблюдов и лошадей в составе государственного имущества Мухаммед предвосхитил Умара и таким образом подал пример для конфискации владений.

21

Дар – огороженное скопление домов или комнат (в арабском языке нет различия между этими понятиями) с одной дверью.

22

Урия Хеттеянин (2 Цар., 11), гибели которого пожелал царь Давид и с этой целью отправил его с письмом к командующему армией, где приказал поставить Урию в место «самого сильного сражения». Выражение «письмо Урии» используется в смысле «письмо, грозящее гибелью своему подателю». (Примем, пер.)

23

Из-за этого убитого халифа называют «открытыми вратами».

24

В Риме ворота храма Януса стояли открытыми в продолжение войны и запирались после ее окончания. (Примеч. пер.)

25

Поэтому междоусобица называется фитна – «искушение».

26

В Одолламской пещере Давид скрывался от Саула и Анхуса и вел войну с филистимлянами (Первая и Вторая книги Царств).

27

Из-за пагубных следствий в исламе утвердилась, так сказать, евангелическая тенденция, которая держалась вдали от политики как фитны (искушения) и не доверяла ее религиозным мотивам. Высокородными представителями этой тенденции были Саид ибн аль-Мусайиб в Медине и аль-Хасан аль-Басри.

28

Кроме того, выдвигалось требование, чтобы должностные лица несли ответственность и давали удовлетворение (кавад) за несправедливость, совершенную ими на занимаемом посту в отношении пострадавших. Халифы на это не согласились. Их требования относительно ответственного управления к уходящим в отставку чиновникам ограничивались вымогательством из них как можно большего количества денег.

29

Позитивное право – право, официально закрепленное в законодательстве государства. (Примем, пер.)

30

Они, конечно, называли пророком только Мухаммеда, но фактически сделали его наследников равными ему, приписывали им божественную власть и считали их непогрешимыми (масум).

31

Ср. выше, с. 22 и далее.

32

Раскол, однако, не был строгим, он мог варьироваться в зависимости от преходящих индивидуальных мотивов. Одно племя поддерживало ту или иную сторону, чтобы доказать свою приверженность тому или иному влиятельному человеку, чья поддержка была для них важна. Поэты, в частности, отличались слабостью похваляться родством с высокопоставленными лицами.

33

Разумеется, освобождать военнопленных, если они приняли ислам, было лишь обычаем, а не обязанностью. Никто не думал, что мусульманин в глазах Бога и закона не может быть рабом другого мусульманина; напротив, считалось, что рабы принимают религию своего хозяина, особенно те, кто родился в его доме.

34

Большинство халифов и наместников были молодыми людьми и не дожили до старости, кроме Муавии и Насра ибн Сайяра. Они также правили совсем недолго, хотя наместники сменяли друг друга еще чаще, чем халифы.

35

На запад или север от Куфы на пути в Сирию. Там находился Аль-Бувайб. Битва при Аль-Бувайбе также называется битвой при Нухайле.

36

Видимо, это была ночь четверга, но, согласно ат-Табари, Сиффинская битва произошла в ночь среды, так же говорится и у Абу Михнафа.

37

Ад-Динавари упоминает единичные стычки только один раз и на втором месте, так что они производят впечатление разминки перед общей битвой. Более того, он располагает гораздо большим объемом точных сведений обо всем предприятии, чем Абу Михнаф, особенно о подробностях. Первый Коран, который воздели на копья сирийцы, был прекрасным экземпляром из Дамаска, его прикрепили к пяти копьям и несли пять человек. Точно то же самое говорится и у Сайфа, с которым согласен ад-Динавари. И все же стихи, о которых он сообщает, представляют ценность.

38

Среди них есть также и те, кто, по-видимому, вообще не присутствовал на месте действия, как, например, Кайс ибн Саад. Ср. ниже, с. 117. Свершения благочестивого ад-Дарды придуманы ад-Динавари.

39

Нахаиту Алькаме во сне явился брат, павший в сражении при Сиффине. Он сказал, что убитые иракцы и сирийцы поссорились в раю из-за того, чье дело правое, и Аллах решил спор в пользу иракцев. Хузайфа из Мадаина отослал двух воинов, сомневавшихся, на чью сторону встать в дилемме, к решению пророка о том, что убийцы Аммара – безбожники. Стихи Каба ибн Джуайля и других поэтов, которые приводит ад-Динавари, свидетельствуют о справедливости притязаний сирийцев.

40

Нахраван – название известного канала в районе Джуха, а также название места рядом с ним, которое точнее называется мостом Нахраван.

41

Точнее, прежде, чем вести о решении судей достигли Куфы. Само решение могло быть одновременным с Нахраваном или даже более ранним. Расхождение здесь вызывает только вопрос, когда Али получил известие о решении.

42

Место, расположенное в древнем Едоме, возможно, было выбрано из уважения к мединцам, которые имели право голоса по этому вопросу.

43

Абу Убайда у ат-Табари позднее рассказывает примерно то же самое о Басре.

44

Аль-Хиррит, напротив, представляется настоящим хариджитом. Этому противоречит весь ход событий, но это с очевидностью следует из переговоров третейского суда в изложении Абу Михнафа.

45

Они отнюдь не были на стороне Муавии с самого начала. Усманид не просто означает Омейяд. В Куфе тоже были такие, кто, имея усманидские убеждения, все же не принадлежал к сирийской партии, но занимал в некотором роде нейтральную позицию, примерно как Абу Муса.

46

Он называет его Хузайфа, хотя, по его словам, его отец не назывался отцом Хузайфы и племянником Муавии, хотя на самом деле он был не его племянником, а его матери.

47

Аль-Масуди называет это место Кум-Шарик. Это путаница.

48

Абу Машар и аль-Вакиди говорят, что даже сам Муавия выступил в поход в 39 году от хиджры, но дошел только до Евфрата и повернул назад.

49

Слово, которое не понимает Нельдеке, рядом с сршуби;, – это кореец, призывы, от которого, вероятно, происходит сирийское яаПеБ (шумно приветствовать).

50

Нельзя отрицать, что и Муавия, и Амр вызывали возмущение, но они были выбраны наобум, как будто для того, чтобы вписать их в эту версию.

51

В некоторых местах у ат-Табари встречаются расхождения в этих двух версиях. Например, в одном месте указано, что 40 тысяч человек – это не шурта, а вся армия. По аз-Зухри, Кайс, как и Ибн Аббас, командовал целой армией.

52

Согласно Сайфу, доверенным лицом Али в Медине уже был Абдуллах ибн Аббас, который всегда давал ему правильные советы, но не всегда добивался их выполнения. Затем он стал наместником Басры и в качестве такового прислал подкрепления Али. По словам Абу Михнафа, он отличился в Сиффине и командовал левым флангом иракского войска. Али хотел, чтобы он участвовал в третейском суде, и, несмотря на попытки ему помешать, отправил его в Думу и переписывался только с ним, игнорируя при этом Абу Мусу. Но, согласно Абу Машару и аль-Якуби, он возглавлял хадж в 36 году от хиджры (как и в 35-м) и потому, конечно, не мог участвовать в битве при Сиффине. Это руководство празднованием не устраивает аль-Мадаини, и он предпочитает утверждать, что, по Абу Машару, Абдуллах никогда не совершал паломничества при жизни Али. В 38 году он отправился из Басры к Али в Куфу, чтобы своим присутствием утешить своего дорогого друга в горе из-за потери Египта. В Басру он вернулся лишь после того, как его застали беспорядки в Фарсе, и он отправил в Фарс Зияда. Так рассказывает аль-Мадаини. Рассказ Абу Михнафа отличается. По его словам, Абдуллах утешил Али письмом из Басры и Али, а не он послал Зияда в Фарс. Он снова появляется на сцене, когда Муавия хочет заставить глав мединской аристократии принести клятву верности его сыну Язиду. Согласно аль-Мадаини, пять человек отказались ему поклониться, среди которых был и Абдуллах ибн Аббас. Но это героическое противодействие тирану не принесло результата. Должно быть, он с горечью почувствовал, что Муавия и Язид не обратили на него никакого внимания. Точно так же в данном случае его игнорируют и большинство передатчиков преданий.

53

«Спасение» государственных денег считалось не таким уж плохим поступком, потому что это было вполне обычным делом, но вот переговоры с Муавией, с другой стороны, были непростительны.

54

Когда Мухаммед осадил Таиф в 8 году от хиджры, Уйайна аль-Фазари присоединился к его армии, надеясь, что, когда город будет взят, он возьмет себе в жены пленницу, чтобы родить умного сына, поскольку сам не мог передать ему ума.

55

Маркварт считает, что следует читать Абаркубад или Абазкубад.

56

Подобное отношение разделяли и многие другие наместники того периода: Ибн Амир, аль-Валид ибн Утба, Нуман ибн Башир и Бабба.

57

Ибн Амир был тестем сына Муавии Язида.

58

Эта история на самом деле легенда, но она не нуждается в улучшении в пересказе Мюллера, который говорит, что сыновья Зияда подняли восстание в Басре и были арестованы за это; для этого они были слишком юны.

59

Бог в теократии означает государство.

60

«Муавия перенес главную государственную казну (из Куфы) в Дамаск и поднял пенсион для сирийцев и опустил его для иракцев» (Феофан).

61

Они хвалились, что давно живут в Сирии, а не явились туда недавно, как Омейяды.

62

Наиля тоже была кальбиткой, и, возможно, месть за Усмана бросила кальбитов в объятия Муавии.

63

Так называет его Феофан. Впоследствии это наименование, утратив всякую правомерность, перешло даже на халифов-Аббасидов. У Феофана появляется странный титул ο δευτερος άδελφός, второй брат. Управитель царя Набатеи назывался его братом, а некоторые высокопоставленные сановники Селевкидов назывались их двоюродными братьями. Если было больше одного такого брата, мог быть установлен порядок правопреемства.

64

Поэт аль-Кумайт ибн Зайд бежал от ярости халифа Хишама на могилу Муавии.

65

Но здесь событие относится к 59 году от хиджры.

66

Пятым добавлен Ибн Аббас, потому что о нем, конечно, нельзя было умолчать; аль-Мадаини – верный сторонник благословенной династии.

67

Сам он и остальные были простыми арабами из бедуинских племен; ансары и мухаджиры, коренные жители, и курайшиты, переселившиеся в Медину, – это два класса исламской знати.

68

Сириец Хусейн вел переговоры с Ибн аз-Зубайром в святилище, и, когда голуби подлетели к его коню, он позаботился о том, чтобы конь на них не наступил. Тогда Ибн аз-Зубайр сказал: «Ты не хочешь навредить голубю, но готов убивать мусульман».

69

Существует вариант рассказа с обезьянами.

70

Как обычно, они в основном были кальбитами; вождь племени кайс Зуфар ибн аль-Харис сражался против них на стороне Ибн аз-Зубайра.

71

Макил, как и он, был из племени гатафан, и между ними была давняя дружба, но тот вызвал его гнев: «Ты встретил меня в Тверии, когда вернулся от Язида, и сказал: «Мы ехали целый месяц и теперь возвращаемся с пустыми руками; когда мы вернемся домой, мы отречемся от этого нечестивого человека и поклянемся в верности одному из сыновей мухаджиров». Какое отношение гатафан и ашджа имеют к выбору и свержению халифов! Я поклялся отрезать тебе голову, если встречу тебя на войне и окажусь сильнее».

72

Здесь сириец Хусейн ибн Нумайр ас-Сакуни перепутан с куфийцем Хусейном ибн Тамимом ат-Тамими, и, следовательно, это еще более обременяет версию первого.

73

День недели не согласуется с днем месяца. Вместо 29 следует читать 27, так как сожжение Каабы, согласно единодушной традиции, произошло 3 раби уль-авваль.

74

По аз-Зухри и аль-Вакиди, ему было 38 или 39 лет, а по Ибн аль-Кальби – 35 лет.

75

Оказавшись на поле боя, он проявил себя храбрым и способным воином.

76

Подобные вещи были в обычае при вступлении на престол.

77

«Первый день Джайруна» – неправильный термин, поскольку то, что представлено как второй день, – всего лишь версия. Джайрун – это крупное старое здание, где, вероятно, состоялась драка после мечети. Один выход из главной мечети называется «ворота Джайруна».

78

У бану умайя есть побочная ветвь – абалат. Она сама разделяется на анабис и айяс. Суфьяниды принадлежат к анабис, большая часть других семей – к айяс. Марван ибн аль-Хакам и его двоюродный брат Усман ибн Аффан происходят от Абуль-Аса, Амр ибн Саид – от аль-Аса.

79

Это не вполне согласуется с контекстом. Племянник ибн Бахдаля, который имеется в виду, – это Халид ибн Язид.

80

Гольдцигер верно говорит, что соперничество между арабами севера и арабами юга впервые возникло в исламе.

81

Сакуниты (киндиты) считались принадлежащими к ним; танухиты и тайиты тоже были с ними тесно связаны; гассаниты (аздиты) были старым правящим племенем сирийских арабов. Племя кальб также называлось таглибом.

82

Она не была гордой бедуинкой (как у А. Мюллера), а знатной курайшиткой.

83

Это было сделано Амром ибн Саидом, прежде чем Марван добился признания его сына правопреемником.

84

Рассказ о том, что Абдул-Малик был в Бутнане с армией уже в 67 году, противоречит предшествующему рассказу, что в том году он не вел военных действий из-за голода. Бутнан упоминается только в качестве зацепки для исторического анекдота о том, что в войске Бутнан прозвали «грязным», потому что после засухи начался сильный дождь. Причина для такого прозвища должна была быть хронической, а не острой, как в случае Дрекхарбурга в районе Люнебург.

85

По Якуту, Абдул-Малик проводил зиму в Бутнане, Мусаб – в Маскине. Маскин имеет примерно ту же ценность с географической и военной точки зрения, что и Баджумайра.

86

В Хамасе это упоминается как нападение кайситов на Бутнан, которое было отражено благодаря кальбитам.

87

В поддержку 71 года можно, конечно, сослаться на слова аль-Мадаини, что битва состоялась во вторник 13-го числа месяца джумада аль-уля или джумада ас-сани. Аль-Мадаини также называет 72 год, но в этом году 13-е число указанных месяцев приходилось не на вторник, а с другой стороны, 13-е число этих месяцев в 71 году как раз было вторником. Несмотря на это, мне представляется невозможным и противоречащим достоверно установленным фактам сводить три иракские кампании к двум и потом допускать, что целых два года проходят между взятием Куфы, которое было следствием битвы у монастыря, и взятием Мекки. Я вернусь к этому ниже.

88

См. выше.

89

Конечно, нельзя считать, что это категорически не могло иметь места в период до восстановления джамаата, как говорит Ибн Хабиб у аль-Мадаини. Но Дози ошибается, относя день Банат-Кайна ко времени Муавии.

90

«Если бы не халиф, кудаа были бы хозяевами, а кайс – слугами» (ат-Табари). Халиф считается принадлежащим к кайситам, поскольку он, как и они, по крайней мере принадлежал к мударитам, а не кудаитам или йеменцам.

91

Мы видим из этого, что кайситские аристократы продолжали занимать влиятельное положение даже при Омейядах, но не злоупотребляли им.

92

То же самое он рассказывает о Марване и подобное – об аль-Валиде I.

93

Между прочим, Халид аль-Касри, как говорят, заявил, что, если халиф отдаст такое повеление, он сломает Каабу и вновь построит ее в Иерусалиме.

94

X а ф и з – хранитель Корана, запоминающий его наизусть. (Примеч. пер.)

95

Говорят даже, что он был казначеем при строительстве Купола скалы в Иерусалиме.

96

Война также возобновилась в Африке.

97

Набожные верующие упрекали аль-Хаджжаджа в том, что он приказал выбить собственное имя после Божьего.

98

То, что оказалось невозможно ввести реальное единообразие мер и монет в мусульманском государстве, показывает изречение, приписываемое пророку у Яхьи ибн Адама: «Ирак упрямо держится за свой дирхем и кафиз, Сирия – за свой динар и мудд, а Египет – за свой динар и ардаб; вы возвращаетесь к своим прежним различиям и розни, к прежнему разделению».

99

Аль-Валид ввел арабский религиозный язык в Египте, но не вместо греческого, а вместо коптского.

100

«Середина месяца» в старину не обязательно означала именно 15-е число месяца, как это обычно считается. Однако Илья из Нисибина указывает воскресенье 14 джумады ас-сани 96 года как день смерти аль-Валида.

101

Похоже, Зияд все-таки убрал не все камни.

102

Род Шабиба жил недалеко от Мосула, но перебрался туда из оазиса Аль-Ласаф в Куфийской пустыне. Одна часть осталась жить там, и их часто навещали старейшины рода. Возможно, раскол шайбанитов произошел не вполне добровольно, а из-за действий Муавии.

103

Согласно Абу Убайде, ему пришлось подавлять там мятеж под предводительством бакрита Химьяна ибн Ади ас-Садуси, но, по другим версиям, ему пришлось биться с хариджитами. Говорят, что сначала он отправился в Систан по делам, связанным с наследством, и там вступил в связь с куртизанкой Маханош. Но Маханош, по другим сведениям, жила в Кермане и завлекла в свои сети не его, а другого прославленного араба, причем до такой степени вскружила ему голову, что из-за нее он заложил свое седло, и Ибн аль-Ашасу пришлось выкупать его, чтобы тот мог ехать вместе с ним.

104

Аль-Фараздак допускает, что рабииты и мудариты также входили в их число, но главную ответственность возлагает на куфийских йеменцев – сабаитов, которые до того прославляли еврея Мухтара, а теперь сделали то же с ткачом Ибн аль-Ашасом. Йеменцев в насмешку прозвали ткачами, так же как аздитов – рыбаками и лодочниками.

105

По другим сведениям, этот совет был дан аль-Хаджжаджу позже и по другому поводу его персидским служащим Заданфаррухом или Аббадом ибн Хусейном.

106

Суфьян ибн аль-Абрад – победитель Шабиба.

107

Там была всего тысяча человек, так что весьма вероятно, что подавляющее большинство куфийцев в его армии уже отправились назад в город.

108

Может быть, это монастырь Голгофы?

109

Таким образом он обнажил подступы для византийцев, и они этим воспользовались.

110

Это не тот Маскин, который находится совершенно в другой стороне, между Мосулом и Тикритом, но другой, в Изкубаде.

111

Напротив, это едва ли соответствует истине, что аль-Вакиди относит битву при Дайр-Джамаджиме к шабану 82 года и начало восстания к тому же году. День Арафа, в частности, он оставляет для Тустара.

112

Абу Михнаф, видимо, смешивает разные расчеты, когда относит начало восстания и битву при Тустаре к 81 году, а с другой стороны, битвы при Завии (Басра) и битвы при Куфе не раньше чем к 83 году.

113

Битва при Тустаре произошла в пятницу 10-го числа месяца зуль-хиджа 81 года, а в четверг 23 зуль-хиджи 81 года аль-Хаджжадж занял лагерь в Завии. Дни недели не согласуются с этими двумя месяцами ни в 81, ни в 82 году, зато совпадают с 80 годом, который не упоминается ни в одном предании и который никто даже не осмеливается рассматривать. Согласно Абу Михнафу, стодневный период боев в Куфе начался в четверг 2 раби уль-авваль 83 года и закончился в среду 14 джумады ас-сани 83 года. Здесь дни недели снова не совпадают с днями месяцев ни в 83, ни в 82 году от хиджры. Ближайшее совпадение – в 81 году, где разница составляет всего один день. Такое различие малозначительно, и его вполне можно объяснить вариациями начала месяца или начала дня (вечером или утром). Но должны ли мы считать верными даты не 82–83 и не 81–82 годов, а 80—81-го? Феофан ничего об этом не говорит.

114

Что означает добавленное «и их клиентов», мне неизвестно.

115

Кремер действует без лишних церемоний, в отличие от аль-Хадж-жаджа.

116

«Ибн аль-Ашас и Абдуллах ибн Джаруд взбунтовались против аль-Хаджжаджа, и иракцы доставили ему немало неприятностей. Самыми опасными он нашел басрийцев, их знатоков Корана, их воинов и мавали. Так как они были самыми многочисленными и самыми сильными, он пожелал отвергнуть их притязания на пенсию и распределить их так, чтобы они уже не могли держаться вместе и образовать общину. Поэтому он сказал мавали: «Вы варвары и чужаки; ваше место в ваших городах и деревнях». Так он рассеял их и разрушил их единство, как и намеревался; отослал их, куда пожелал, и приказал поставить каждому на руке клеймо с названием места, где его поселили». По этому рассказу, отправка мавали по их деревням была одной из других мер, которые аль-Хаджжадж предпринял, чтобы уменьшить мощь излишне разросшейся Басры, которая, как показал ему предыдущий опыт, представляла опасность. Одним из примеров такого опыта было восстание Ибн аль-Ашаса, а другим – еще более ранний мятеж Ибн Джаруда, который продолжался несколько лет. Больше ничего не говорится. Мавали, которых аль-Хаджжадж выгнал вместе с их чтецами, которые сочувствовали им, вне всяких сомнений, примкнули к Ибн аль-Ашасу. Но даже здесь ничто не показывает, что именно они были подстрекателями восстания.

117

Это позволяет аль-Фараздаку насмешливо говорить, что так как куфийцы прежде были приверженцами Мухтара (сабаитами), то сейчас они снова нашли себе нового мятежника Ибн аль-Ашаса.

118

Сакифиты, как аль-Хаджжадж.

119

Под Ашаджжем здесь, кажется, подразумевается Ашас. Кайс – отец знаменитого Саида аль-Хамдани, чей внук Джарир сражался рядом с внуком аль-Ашаса.

120

Их заслуги были отмечены особо. Абу Михнаф говорит так, будто гибель благочестивого Джабалы была самым важным событием в Дайр-Джамаджиме.

121

В Африке и Испании ввод сирийских войск тоже вызвал большие беспорядки.

122

По этой причине он держал сирийцев подальше от Хорасана, чтобы они не заразились от иракцев, и послал их в Индию, где иракцев не было.

123

Персидские цари прилагали множество усилий, чтобы осушить болота и прибавить их к государственным землям; когда один из них освободил участок земли от трясины, он назвал его в свою честь. При Каваде прорвало большую дамбу у Каскара, и вода разлилась на обширной территории и оставалась там, пока Ануширван не устранил повреждения. В 7 или 6 году от хиджры снова произошел серьезный прорыв дамбы, с чем Парвиз не сумел справиться, несмотря ни на какие старания. В смутные годы во времена арабского завоевания область заболоченных земель (аджам раббати) еще больше увеличилась; дехкане (собственники земли и сельские старшины) своими силами ничего не могли поделать, чтобы остановить процесс. Только при Муавии и затем особенно при аль-Валиде I и Хишаме положение улучшилось. Аль-Хадж-жадж построил два канала и привез на болота индийских буйволов, которыми снабдил также и Киликию. Если ему не удалось еще большего, то виновата в том лишь нехватка ресурсов. Он запросил 3 миллиона на восстановление дамб. Аль-Валид посчитал, что это слишком много, но позволил своему брату Масламе осуществить проект за счет собственных средств, и тот сделал на этом большую прибыль. Инженером, который делал проект при аль-Хаджжадже и Хишаме, был Хасан ан-Набати. Известна недостоверная история о том, что аль-Хаджжадж намеренно не устранил ущерб, вызванный большим наводнением в его время, чтобы наказать дехкан, которых подозревал в симпатии к Ибн аль-Ашасу.

124

До нас дошли панегирики в адрес аль-Хаджжаджа Джарира и аль-Фараздака.

125

Обычно допускают, что это было причиной ненависти Сулеймана к нему, но она скорее была результатом, а не причиной, и, хотя нет сомнений в том, что это намерение было у аль-Валида в конце его царствования, натянутые отношения между Сулейманом и аль-Хаджжаджем начались задолго до того, даже еще в 90 году, и указываются в качестве причины бегства Язида в Рамлу.

126

Таков рассказ Абу Михнафа. Каким образом Дози удалось увидеть там угодный ему смысл, можно понять из его собственных сочинений. В промежуток между аль-Хаджжаджем и Язидом контроль над финансами был выделен в отдельное управление, так что наместник им уже не занимался. Следовательно, это нововведение было отменено к моменту восшествия Язида и затем снова восстановлено по его просьбе. Это предположение не опровергается никакими фактами.

127

В 97 году от хиджры. Но он также сохранил верховное командование в Ираке.

128

Его дядя ребенком присутствовал в Дабике и после восшествия Умара добыл несколько золотых монет.

129

Библейские имена, которые он дал своим сыновьям, вероятно, являются еще одним доказательством благочестивости этого халифа. У других Омейядов того периода они встречаются редко. Его собственное имя – Сулейман, – разумеется, не было его выбором.

130

Согласно рассказу аль-Вакиди, умирающий Сулейман лично сделал то же самое, что Раджа повторил в мечети после его смерти. Явный повтор.

131

Конечно, в его правление именно из Испании вышли войска, чтобы захватить и затем укрепить Нарбонну.

132

«Из-за религиозного фанатизма любые политические суждения были для него невозможны; и даже если нельзя оспаривать, что некоторые из его указов способствовали продвижению ислама как такового, тем не менее почти все остальное, что бы он ни делал, в основном приводило к полной дезорганизации государства, которое к тому времени приобрело светский характер. Не зря же византийцы, народ, в то время самый приспособленный к политике, считали основополагающим принципом, что государство может быть поддерживаемо только теми средствами, на которых оно и было основано изначально. Однако Умар хотел заменить в высшей степени прагматичные основы управления, характерные для преемников Муавии, идеалистической точкой зрения, усвоенной им из Корана и преданий. И если бы только это намерение, само по себе достойное похвалы, осуществлялось им хотя бы с умеренным пониманием реальных обстоятельств! Но благочестивый халиф настолько увяз в избитых предрассудках своего богословского кружка, что даже не пытался прибегнуть к разуму, применяя руководящие идеи Корана к греховному миру. Его бесхитростная логика говорила лишь, что в том состоит Божья воля, чтобы все было устроено так-то и так-то, обязаны выплачивать до той поры, а лишь гораздо менее обременительную десятину. Естественным следствием этой меры стало увеличение дефицита государственных доходов, а кроме того, она была непрактичной в том смысле, что преимущество, данное тем, кто до сей поры не владел ни землей, ни собственностью и теперь уже не имел возможности нажить ни того ни другого, сразу же приобрело характер privilegium odiosum («ненавистная привилегия» – особое правовое положение, связанное с ущербом для его обладателя. – Пер.). А тот факт, что для последних одновременно предусматривалось некоторое возмещение путем еще более строгого упорядочения системы ежегодных выплат, не представлял особой важности, так как эти выплаты были сравнительно невелики, хотя и стоили правительству постоянной потери доходов из-за огромного роста числа новообращенных. И вдобавок ко всем этим мерам, практически исчерпавшим государственную казну, в конце концов было обнародовано распоряжение, продиктованное гуманным, но непрактичным чувством справедливости, о том, что все излишние суммы, собранные с подданных незаконными поборами, должны быть возвращены пострадавшим. Применялся ли этот указ хотя бы в отдельных случаях, нам неизвестно, но также самый нечистый на руку чиновник не мог и помыслить себе лучшей возможности для безнаказанного разграбления государственной казны». Так у Мюллера в «Истории ислама», в общих чертах повторяющего Кремера.

133

«Территория Ас-Савада составляет 10 тысяч квадратных парасангов, парасанг – 10 тысяч общих или 9 тысяч хашимидских мер длины. Квадратный парасанг состоит из 22 500 джарибов, таким образом, 10 тысяч квадратных парасангов равны 225 миллионам джарибов. При оценке земли из этой площади вычитается одна треть на овраги, холмы, солончаки, болота, дороги, русла рек, границы городов и т. д., каковая треть составляет 76 миллионов, то есть на поля приходится 150 миллионов. Из них половина лежит под паром, другая возделывается. Однако к ним следует добавить (для целей налогообложения) пальмы, виноградные лозы и другие деревья, разбросанные по всей земле (по всем трем третям), которые не оцениваются в соответствии с площадью полей». Так говорит Кудама. На то, что оценка целой площади явно ошибочна и завышена, указал Герман Вагнер.

134

В Хорасане всегда говорили «джизья», а не «харадж», второе слово чаще использовалось в других провинциях. В книге о податях Яхьи ибн Адама используются оба слова, ни одному из них не отдается предпочтения. Там вполне обычно встретить выражение «джизья с земли».

135

Так же и у нас (немцев) раньше ферма освобождалась от налогов, если ее приобретал дворянин, поскольку, как дворянин, он не был обязан платить налоги.

136

Так же подушная подать не взималась с новых мусульман – мавали – в Куфе и Басре. Они чувствовали себя обойденными только потому, что их не зачисляли в реестр воинов и не выплачивали им ежегодного пенсиона, и в этом отношении они стремились к равным правам с арабами.

137

Аль-Хакам ибн Айюб ас-Сакафи был представителем аль-Хадж-жаджа в Басре.

138

«Которая еще не путешествовала».

139

Хасан аль-Басри, кади во времена Умара II, тоже был мавла.

140

Здесь одно и то же выражение используется и для земельного, и для подушного налога.

141

Считается само собой разумеющимся, что новые мусульмане перебирались в один из арабских гарнизонных городов. Только язычники придерживались своей прежней религии.

142

Перевод Кремера невразумителен.

143

Здесь джизьей также называется земельный налог.

144

К тому, что Ибн Асакир говорит об исчезновении земельной собственности, можно добавить тот примечательный факт, который мы находим у аль-Балазури и Яхьи. «Умар ибн аль-Хаттаб превратил в государственные земли в Ас-Саваде собственность тех, кто пал в бою, тех, кто бежал, собственность персидского царя и его приверженцев, а также почту и болота. Доход от них составил 7 миллионов дирхемов. Но во времена аль-Хаджжаджа, после битвы при Джамаджиме, люди сожгли диван (старый документ со сведениями, касающимися прав и владений), и все взяли себе то, что смогли прибрать к рукам». Таким образом имения оказались в опасности не только из-за того, что халифы раздавали их по частям. В народе назревал общий гнев против латифундий, сосредоточенных в руках государства, правителей и высоких сановников. Он пытался уничтожить или затушевать исторические правооснования, на которые опиралось ненавистное им право владения.

145

Было бы слишком трудно найти доказательства утверждения, что при Умаре II вследствие освобождения от налогов миллионы людей приняли ислам.

146

Хараджная земля в Ираке означает землю, мелиорированную с помощью каналов. Территория, с которой взималась десятина, находилась только за пределами аллювиальных почв.

147

Если верить Яхье, Али якобы сказал новообращенному собственнику земли из Айн-Тамра: «Твоя земля отходит мусульманам; если хочешь, иди в город и получай жалованье, либо оставайся здесь и возделывай землю и отдавай нам часть дохода».

148

Ср. примечание 1 на с. 184. Это в любом случае была не пятая доля.

149

Землетрясение произошло 15 джумады аль-уля 99 года – 24 декабря 717 года. Умар пришел к власти в сафаре (сентябре) 717 года.

150

Мусульманское налоговое законодательство не знает понятия пошлины, но знает только понятия хараджа и десятины, хотя их оно умудряется применить даже к бродячим торговцам.

151

Даже после смерти Умара проклятия в адрес Али не были вновь введены в молитву.

152

Статья в «Китаб аль-Агани» об Умаре пытается сделать из него тайного шиита, однако о хариджитах в аналогичном духе говорится, будто они считали его своим единомышленником, притом что хариджиты были диаметрально противоположны шиитам.

153

В те времена огромное значение придавалось происхождению от знатной матери. Маслама ибн Абдул-Малик происходил от рабыни, так что не могло быть и речи о том, чтобы он стал преемником, хотя он отличался большой отвагой и также пользовался глубоким уважением в семействе Омейядов.

154

Дома в Басре обычно крылись тростником.

155

города Фарит и продолжил путь, пока не встал перед Язидом (в Акре)». Так как Анбар лежит на восточном берегу, Маслама должен был сначала перейти реку у Фарита в западном направлении, а потом обратно в восточном, как позже сделал Кахтаба. Но о втором переходе через реку не говорится. Однако упоминается мост, по которому пришли сирийцы и который они сожгли за собой. Нельдеке отождествляет Акр и Каср, и, вероятно, он прав, так как старый Нил впадает в реку между Касром и Вавилоном и укрепления находились в месте соединения Нила с рекой между Акром и Вавилоном. Топографические данные у ат-Табари перепутаны, да и Мара бар Серапион нисколько их не проясняет.

156

Обстоятельства этого дела, вероятно, были таковы: Абу Михнаф не говорит, что Маслама был вынужден перейти Евфрат, – см. предыдущее примечание. Самайда по сути был хариджитом, Абу Руба – мурджиитом. Мурджииты притупляли остроту более старых партий и пытались ставить на первое место джамаат, соборность. Они тоже отказались признавать правление Омейядов, но предоставили Богу решать вопрос: Али или Усман? Они верили, что даже те, кто следует за ложным имамом, все же могут быть хорошими мусульманами. Они протестовали против того, что хариджиты считали настоящими мусульманами только себя и ставили свое раз и навсегда определенное суждение в зависимость от вероисповедания каждого человека и таким образом опережали Божье суждение. «Мы, мусульмане, в отличие от идолопоклонников, все признаем единого Бога и объединяемся в исламе; хариджиты ошибаются в теории, которую противопоставляют этому, сколь бы благочестивы и ревностны они ни были в иных делах. Я не могу сказать, что решение спора между Али и Усманом открыто в стихах Корана; оба они слуги Божьи, и в последний день Бог будет судить их по их собственным делам». Такова суть мурджиитского кредо, неверно переведенная ван Влотеном.

157

Даже Абдул-Азиз ибн Марван в Египте этого не сделал, да и не должен был. Мае лама мог быть назначен с той же привилегией в качестве награды за победу.

158

Поэт аль-Фараздак, хотя сам принадлежал не к йеменцам, а мударитам, тем не менее насмешливо сказал, что единственное, чего не хватает, – это чтобы ашджит правил Ираком. Бану фазара было головой, а ашджа – хвостом кайситского бану гатафан.

159

Зуфар ибн аль-Харис, глава месопотамских кайситов, везде описывается как человек весьма благородный, стоявший намного выше политических амбиций. Его сыновья Хузайл и Кавсар унаследовали то уважение, которым пользовался он, и тоже были в большом почете у халифов.

160

По аль-Балазури, наместника убили его же телохранители-берберы, потому что он приказал поставить им на руку клеймо «стражник».

161

По ат-Табари, однако, это было в Химсе (Эмесе).

162

Вейль, опираясь на ат-Табари, утверждает, что Халид жестоко отнесся к своему предшественнику и в конце концов убил его, но в Лейденском издании этих слов нет. Согласно этому изданию, Ибн Хубайра скрылся от преследования Халида и потом уже в своем родном городе Киннесрине попал в руки халифа, и тот приказал дать ему сто плетей, и, однако, после того он был весьма недоволен тем, что Язид ибн Хубайра не желал согласиться на то, чтобы он стал тестем его дочери. Халид с мягкостью относился и к некоторым другим мятежникам и расправился с ними только по прямому указанию свыше. Говорят, что он позволил сбежать поэту Кумайту, чтобы вместе с Хишамом тот попал из огня да в полымя.

163

Восемь иранцев, из-за которых Халид якобы попросил воды, – это так называемые куфийские вусафа под предводительством «колдуна» Мугиры и Байана. Возможно, они были связаны с пропагандой Аббасидов. Также Вазир ас-Сахтияни (торговец кожей), который со своей бандой сделал небезопасным район Куфы, видимо, был иранским мавлой и принадлежал к шиитской секте. Сахари и Бахлул тоже были арабскими хариджитами. Первый, сын знаменитого Шабиба, с тридцатью бакритами из Джаббула, что на Тигре, напал на поместье Халида в Мубараке. Бахлул ибн Бишр поднял более значительное восстание из Мосула и дважды одержал победу над посланными против него войсками, но затем проиграл битву при Кухайле. Историю этих мятежников рассказывает Абу Убайда у ат-Табари.

164

Однако в Хире, христианском городе близ Куфы, христиане в момент его падения ревностно объединились против него.

165

Об этом упоминает и Феофан; видимо, событие вызвало некоторые волнения.

166

Согласно Исидору Севильскому, на этом же мысе произошла битва, в которой пал Родерих, король вестготов, видимо, где-то недалеко от Гибралтара.

167

По ат-Табари, это было еще в 122 году, но в том году, когда Халид аль-Касри присоединился к кампании в Малой Азии, Кульсум еще был префектом в Дамаске.

168

Его обычно называли аль-Кушайри. Но аль-Касри – тоже правильная форма, потому что он был двоюродным братом Халида.

169

Казнь пленных византийцев, если за них не платили выкуп или если они не принимали ислам, не была чем-то необычным; это было старое военное право.

170

Очевидно, что это произошло не раньше последних лет жизни Хишама. Маслама умер в 122 году от хиджры.

171

По некоторым сведениям, у аль-Агдафа между местами обитания бану бал каин и фазара в Аммане. По другим, мы можем заключить, что это место находилось близ Зизы, но это слишком далеко на юг.

172

Он сам говорит только о кольце; также упоминаются кольцо, посох и документы; документы (томар) – это, вне всяких сомнений, свидетельство о смерти.

173

Когда Халида аль-Касри хотели настроить против халифа, он сказал, что не знает, правдивы слухи о нем или нет.

174

Ср. два письма аль-Валида Насру, датированные вторником 22 раджаба 125 года (21 мая 743 года) и четвергом 15 шабана 125 года (13 июня 743 года), отправленные из Самала и Надра. Халид аль-Касри не желал заранее приносить присягу двоим малолетним детям.

175

Некоторые коренные южноаравийские семьи объединились с кальбитами, жившими в окрестностях Дамаска.

176

Точная дата не сообщается.

177

Он боялся дурного дамасского воздуха и жил в Катане.

178

Феофан, описывая это место, называет его Гарис и переводит словом «Лита», то есть как если бы оно называлось «проклятым». По-сирийски это место называется Эн-Тара. Айн аль-Джарр находится на дороге из Баальбека в Дамаск.

179

Согласно Феофану, он был фаталистом, противником учения о свободе воли. На самом же деле он руководствовался не догматическими, а политическими соображениями.

180

Фаластин, аль-Урдун, Дамаск и Химс. Киннесрин, будучи кайситским, относился к Месопотамии и был отделен от Сирии.

181

Феофан объясняет его фатализм тесными связями с харранскими арамеями, которые оставались язычниками.

182

Аль-Вакиди указывает 128 год, Илья из Нисибина – даже 129. Я соглашаюсь с Феофаном и основным повествованием у ат-Табари по причинам, которые укажу ниже. Путаница могла легко возникнуть из-за того, что Марван дважды осаждал Химс, в 127 и 128 годах от хиджры.

183

Через два дня после праздника Ид аль-Фитр 127 года.

184

По Феофану, он приказал повесить 120 кальбитов, но, по ат-Табари, это были всего лишь трупы погибших. Аббас ибн аль-Валид I жил в Химсе. Жители Эмесы разрушили его дворец в 126 году, потому что он перешел на сторону врагов аль-Валида II. Однако позднее он, по-видимому, снова стал пользоваться среди них влиянием, изменил их политические настроения и убедил их взбунтоваться против Марвана. Марван же, захватив Химс, велел схватить его и предать смерти в тюрьме. Некоего негра заставили сунуть голову Аббаса в мешок с известью, которую затем довели до кипения. При этом возликовали христиане, у которых ревностный мусульманин Аббас сумел возбудить ненависть к себе. Они в те времена были еще многочисленны в Химсе и могли принимать участие в сдаче города Марвану, который был далеко не фанатиком в вопросах ислама.

185

По аль-Вакиди, не раньше шавваля 128 года.

186

Так у Ильи; ат-Табари указывает 10 месяцев, но для них просто не хватает времени; возможно, такова была продолжительность всей кампании 128 года.

187

Разумеется, это не одноименный кади, занимавший пост при аль-Валиде I, Сулеймане и Хишаме в Сирии.

188

Так у ат-Табари. По Абу Убайде, оба бежали в Басит, не только Ибн Умар, но и Ибн Хараши тоже. Там возобновились их старые ссоры, и им удалось примириться только с появлением хариджитов. Но даже по Абу Убайде, Ибн Хараши никогда не объединялся с хариджитами ни в борьбе, ни в капитуляции. Таким образом он должен был вскоре исчезнуть и отправиться из Васита в Сирию. По такому случаю он мог даже убить хариджитского наместника в Куфе, как сообщает Абу Убайда. Но, по другим сведениям, это совершил таглибит Абу Атия, когда прорывался вместе с 70 или 80 воинами из Васита в Сирию через Куфу.

189

Хариджиты утверждали, что только они имеют право называться мусульманами, а других мусульман звали язычниками.

190

По Абу Убайде, ад-Даххак еще в зуль-каде 127 года (августе – сентябре 745) ушел в Месопотамию, и также в зуль-каде 127 года Марван покончил с Химсом и у него освободились руки, чтобы разобраться с ад-Даххаком. Две даты связаны, в обеих неверен год, во второй, вероятно, верен месяц.

191

Феофан в основных фактах соответствует ат-Табари. По Феофану, ад-Даххак восстал в 127 году от хиджры (6236 году от Сотворения мира) в Ираке; в 128 году он появился в Месопотамии. Сначала Марван послал к нему навстречу сына, но после взятия Химса лично явился и убил мятежника.

192

Так у Абу Михнафа, который, конечно, не был ученым хронологом, как аль-Вакиди, но в данном случае, вероятно, имел точные сведения, потому что он тогда еще жил в Куфе, будучи стариком. Абу Убайда приводит другие даты, но им не следует доверять. Он знает интересные детали и прекрасно их излагает, но как историка его нельзя сравнить с Абу Михнафом.

193

Его ли это была идея, неизвестно. Византийцы воспользовались междоусобицей среди арабов, чтобы расширить свои границы на восток. Возможно, тогда он хотел выступить против них. Из Египта он отдал приказ напасть на Кипр, но тщетно.

194

Абу Михнаф говорит, что Шайбан ибн Абдулазиз пал уже в 130 году от хиджры, причем в Систане. Вероятно, он путает его с харуритом Шайбаном ибн Саламой, который в то же время действовал в Хорасане и погиб в 130 году, но даже не в Систане, а в Серахсе.

195

Вначале он завоевал популярность тем, что приказал своим финансовым чиновникам раздавать государственные деньги – по ат-Табари, 8 миллионов, а в другом месте 19 миллионов – днем и ночью племенам и воинам, которым фактически принадлежали доходы от завоеваний (фай), деньги, которые правительство собирало и накапливало после вычета пенсионов. Но когда они проявили непокорность, он прекратил выплаты и, бросаясь в бегство, взял оставшуюся казну с собой. Позднее драгоценности все еще находились в руках его семейства.

196

Брюннов в своем изложении делает его эмиссаром Ибн аз-Зубайра, а А. Мюллер – даже его доверенным лицом. Предание ничего такого нам не рассказывает, и мы не имеем права столь невежественно его приукрашивать. Разумеется, оппозиция обратилась к Ибн аз-Зубайру. Кроме того, вербовщик не является на рынок верхом на коне со знаменем в руках.

197

У ат-Табари они называются бухарцами, в других местах – хассату султан, то есть частные войска правительства в противоположность ополчению, то есть обычной армии.

198

Атик – самый уважаемый род азд уман, проживавший в Дабе. Аль-Мухаллаб тоже принадлежал к нему.

199

Версия Абу Убайды. По Вахбу, Масуд был готов сразу же.

200

По другим данным, было наоборот: Ашьям был вождем, а не Малик.

201

Повествование Абу Убайды о происходящем отсутствует у ат-Табари, который только говорит нам об иронической речи Хасана аль-Басри: «Масуд проповедовал сунну и запрещал фитну; разве сунна не говорит «Удерживай руку твою от насилия»? Но вскоре они стащили его с помоста и убили». Исхак ибн Сувайд заполняет пробел, совпадая в основных фактах (даже в датах) и отличаясь в мелких подробностях, например, у него вождь бакритов не Малик, а Ашьям.

202

Этот заключительный фрагмент тоже отсутствует у ат-Табари. Вместо него он ставит вариант Аваны.

203

Заслуги Ахнафа несколько преувеличены. По аль-Мадаини, посредниками при заключении мира выступили два курайшита.

204

Он тоже был тамимитом и притом саадитом.

205

Ат-Табари говорит, что он два года клал под голову вместо подушки камень и собственную руку. Из этого не обязательно следует, что он два года бился с ибн Хазимом; возможно, ат-Табари включает сюда и войну с бакритами, потому что даже в 66 году мы находим его за пределами Хорасана. Он погиб в 82 году от хиджры.

206

Назван так в честь матери – пленницы, захваченной на войне, происходившей из Даурака в Хузистане.

207

Это едва ли могло быть раньше 77 года, последнего года Умайи.

208

3 о п и р – знатный перс, обманом проникший в стан врага под видом перебежчика и обеспечивший победу царю Дарию I. (Примеч. пер.)

209

Походы через Оке предпринимались и до этого во главе с Ибн Ам-ром. Их повторил Убайдуллах ибн Зияд, который привел с собой в Басру группу пленных бухаритов, а также его преемник Саид ибн Усман, которого убили его слуги-согдийцы, и Салм ибн Зияд, чья жена родила ему сына в Самарканде.

210

Аль-Мадаини дважды рассказывает об осаде Кеша при одинаковых обстоятельствах, в 80 и 82 годах. Можно считать это хронологическое несоответствие исправленным, так как, по сообщениям, осада продолжалась два года (с середины 80 по 82 год).

211

Поэты Сабит Кутна и Кааб аль-Ашкари, оба аздиты, приехали в Хорасан из Фарса и Кермана, где шла война с хариджитами. Конечно, отдельные аздиты вполне могли селиться там и раньше, но именно благодаря аль-Мухаллабу племя впервые приобрело там значительную роль. В прежней войне между тамимитами и бакритами мы не видим никаких признаков союза между аздитами и бакритами.

212

Относительно численных пропорций дивизионов (ахмасов) ат-Табари сообщает следующее: тамимиты поставили в армию 10 тысяч человек, аздиты – 10 тысяч, кайситы (ахль аль-алия) – 9 тысяч, бакриты – 7 тысяч, абдулкайситы – 4 тысячи. Если округлить, общее число составит 40 тысяч человек, способных носить оружие; таким образом, общее число арабов в Хорасане едва ли могло насчитывать больше 200 тысяч человек.

213

В настоящее время Сурхоб. В Вашх-Абе сохранилось название Окса, которое больше не используется применительно к главному потоку.

214

Титул правителя – чаган-худат.

215

В настоящее время Зеравшан. Название Политимет необъяснимо; Политмет было бы уместнее, так как река разрезана каналами. Древняя ирригационная система в этой стране не уступает никакой другой по великолепию и славе.

216

Кроме сельского хозяйства, основанного на рациональном водопользовании, очень важную роль играла торговля (шкурами, шелком, водой (оружием?), рабами), которая велась на пути в Сину.

217

Часто худат; в Хорезме шах; в Балхе испехбед; в Фергане ихшид; в Гарчистане – шар. С другой стороны, Ихрид и Вик в Кеше, Ашканд в Насафе, Афшин в Уструшане – это настоящие собственные имена.

218

Это название знаменитого узкого перехода через приток реки, который теперь называется Кашка.

219

Самыми значительными поэтами Хорасана были Сабит Кутна аль-Азди, Кааб аль-Ашкари аль-Азди, Нахар ибн Таусиа аль-Бакри, Зияд аль-Аджам – мавла Абдулкайса, Мугира ибн Хабна ат-Тамими. Несколько других, иначе неизвестных, упоминаются только у ат-Табари. Аль-Фараздак, Кумайт и ат-Тирримах также иногда касаются хорасанских событий. Поэты всегда принимают сторону своего рода, и их интересы и взгляды находятся под соответствующим влиянием. Поэтому их следует использовать с осторожностью, хотя в том, что касается голых фактов, их можно считать достаточно ценными свидетелями.

220

Надо иметь в виду, что от иранских подданных, как правило, не требовали обращения в ислам и им свободно разрешали и дальше отправлять свой культ.

221

Говорят, что он послал Сулейману три письма, но не дождался ответа. Гонец Сулеймана находился еще в Хулване, когда пришло известие о его мятеже. Ат-Табари неверно изображает его еще находящимся в Мерве с приказом направиться в Фергану. Бахилиты, которые тут появляются у аль-Мадаини, причем довольно часто как хранители особого предания, пытаются обелить своего соплеменника Кутайбу.

222

Известие о смерти аль-Валида не могло дойти до Ферганы раньше июля, и потом прошло еще некоторое время, прежде чем Кутайба изложил свой план.

223

Не следует путать его с тезкой – убийцей Ибн Хазима, который конечно, тоже был тамимитом, но из другого рода.

224

Он назывался набатейцем только из-за своего иноземного выговора, с которым говорил по-арабски.

225

Но в Мерве, а не Фергане.

226

В Мерве был собственный марзпан, который, вероятно, контролировал и рыночные дела.

227

Указывается 98 год. То, что кампания началась весной, которая приходилась на вторую половину года, – это само собой разумеется. Она не могла длиться дольше осени, а осенью произошла смена халифов, которая привела к падению Язида. Если это так, то осада Сула не могла продолжаться шесть месяцев, а осада Марзубана – семь. С другой стороны, вероятно, что Язид выступил в поход через три или четыре месяца после своего прибытия в Хорасан. Значит, это произошло в 98 году, в первой половине года, но своего сына Мухаллада он отправил заранее.

228

Сентябрь 717 года. Новый, 99 год от хиджры наступил в середине августа 717 года.

229

Он не понимал персидского языка. То, что он был мавлой, не делает его иранцем.

230

Многие цари в Маверранахре приняли ислам.

231

Этнохороним Хариша ибн Амира.

232

Иштихан и Бузмаджан лежат недалеко от Самарканда, и потому под Бунджикатом нам следует понимать не город в Уструшане, а другой с тем же названием близ Самарканда. Ки также лежит неподалеку от Самарканда на канале Зеравшана. Кат – обычное окончание в названиях городов.

233

Неясно, в тот ли раз он завоевал Афшину или раньше. Это город, относящийся к области Самарканда, но у аль-Балазури это личное имя Афшин.

234

Бахилиты меняли свою позицию относительно племенных групп в зависимости от обстоятельств, так как по происхождению не принадлежали ни к одной из них.

235

В кратком описании у ат-Табари река, которая в данном случае может быть только Яксартом, называется Оксом. Арабы часто говорят просто «река» и предоставляют читателю на основании его знания географии самому догадываться, какую реку они имеют в виду.

236

Позднее он снова вернулся в Хорасан. Два срока, в течение которых он занимал свой пост, указаны у аль-Балазури, а у аль-Мадаини их события перепутаны. Перенос резиденции в Балх, конечно, приходится на второй срок наместничества – так как потом Мерв снова становится резиденцией без какого-либо упоминания о переезде, – как и, возможно, бичевание Насра. О первом сроке особо ничего не известно.

237

Асад ушел не раньше чем к концу 109 года (рамадана), и задание Абу Саиды и его следствия тоже требуют некоторого времени.

238

В 111 году от хиджры, но едва ли раньше конца года, поскольку путь из Бухары в Сирию, из Сирии в Индию и из Индии в Хорасан был долог и утомителен. Ашрас, вероятно, находился еще в Бухаре зимой 111 года.

239

Весна 112 года могла приходиться и на начало, и на конец года, но, исходя из обстоятельств, здесь больше подходит конец. Дальнейшие даты разнятся на год: 112-й и 113-й, 113-й и 114-й; я полагаю, что верны более поздние даты.

240

Разумеется, это было не в указанном 112 году, а не раньше 113 (ноября 731) года. Праздник Мехреган, таким образом, должен был отмечаться в то время позже осеннего равноденствия; также и праздник Нового года приходился намного позже весеннего равноденствия. При Аббасидах календарь праздников, видимо, был исправлен. В 239 году от хиджры Новый год совпадал с Вербным воскресеньем, а в 245 году был отодвинут еще дальше.

241

Фактически не говорится ни того, что Самарканд перешел на сторону аль-Хариса, ни того, что Асад его отвоевал, но только то, что он подошел к городу и отрезал его от воды, но едва ли это действие можно понять как-то иначе, нежели как военную меру. Вода поступала из Варагсара, там находился центр системы каналов. «Вараг» означает шлюз или отводной канал, а «сар» означает выход части воды через шлюзы.

242

11 октября 736 года. Даты варьируются примерно с разницей в год. «День багажа» относится к 119 году. Однако задним числом выходит, что правильный год должен быть 118-й.

243

X а р л у х (карлук) – тюркское племя. Джабгуйя даже во времена Кутайбы называется господином Шада и тархана Найзака, назначенного вместе с ним или под его началом.

244

Правый фланг Асада состоял из аздитов, тамимитов, джаузджанцев и сирийцев из Фаластина и Киннесрина; левый – из рабиитов и сирийцев Химса и Аль-Урдуна; авангард (центр?) – из дамасских сирийцев и шурты, телохранителей и вассалов Асада. Сирийские войска, очевидно, постоянно находились при наместнике и, в отличие от хорасанских арабов, не отправились по домам на зиму. С каганом был аль-Харис ибн Сурайдж со своими приверженцами (согдийцами и рабиитами), а также царь согдийцев, правитель Чача, Харабугра из Уструшаны (прадед знаменитого афшина Ибн Кавуса) и Джабгуйя. Царь согдийцев – это, вероятно, правитель Иштихана, который вместе с ашкандом из Насафа последовал за армией кагана в Хутталян, тогда как чаган-худат воевал за Асада. Иранцы сражались на обеих сторонах. Более того, представляется, что Харабугра остался дома в Уструшане; он был в душе враждебен кагану.

245

Асад пообещал ему защиту Бога, пророка, халифа и мусульман, но потом, когда Асад не сдержал слова, Бадартархан подбросил в воздух камень и сказал: «Вот Божья защита». Потом он подбросил еще три камня со словами: «А вот защита Мухаммеда, повелителя правоверных мусульман!»

246

Халид был смещен в джумаде аль-уля 120 года (в мае 738), но еще находился на посту, когда узнал о смерти брата. В раджабе 120 года, после четырехмесячного промежутка, преемником Асада стал Наср. Таким образом, Асад умер в сафаре 120 года (феврале 738). Рассказ о том, что это случилось в праздник Мехреган, недостоверен, поскольку он приходился на осень, а ни осень 119 года, ни осень 120-го никак не могут быть возможными датами.

247

По аль-Мадаини, Наср прошел к Железным Воротам, повернул к Самарканду и повернул к Яксарту.

248

Датировка «при Марване II» более чем маловероятна.

249

Здесь следует понимать это христианское имя, едва узнаваемое в арабском написании.

250

В данном случае не верховный волхв.

251

Сирийские несториане, как хорошо известно, распространились гораздо дальше на восток. Митрополит Мерва похоронил тело Йездигерда, последнего Сасанида, в саркофаге. Обители монахов и некое место святого Сергия близ Мерва упоминаются у ат-Табари, а также тамошняя церковь и церковь возле Мерверруда. В деревне Насрания (христианской) Наср оставил свою жену Марзбану после своего бегства из Мерва. Крупное поселение в Тохаристане называлось Яхудия, город иудеев.

252

Участки земли оказывались в собственности мусульман не только в силу обращения прежних владельцев, но и через куплю-продажу и иные способы приобретения арабами. По ат-Табари, представляется, что еще до Насра те арабы, которые приобрели землю в собственность, должны были выплачивать и налог на нее, и налог персидскому управляющему, что они, конечно, делали неохотно.

253

По сути дела, иранцы должны были платить намного больше, потому что земельная собственность в основном находилась в их руках, особенно дехкан, которые со своей стороны обдирали крестьян. Но это не считалось несправедливостью.

254

Он уже во времена Хишама интриговал с кайситами против Насра (123 год), но напрасно.

255

Аль-Валид II был убит примерно в конце джумады ас-сани 126 года (в середине апреля 744). Наср узнал об этом частным образом за 10 дней до официального подтверждения. Однако едва ли это известие могло дойти до него меньше чем за месяц, следовательно, новый год в то время не мог приходиться раньше чем на середину мая.

256

Язид III был сыном согдийской принцессы и потому мог испытывать склонность к согдийцам.

257

Его черные флаги объясняют в этом смысле, хотя формально это ошибка. В песне тех лет его удивительным образом характеризуют как человека, рассорившего мударитов, и союзника язычников в войне против арабов: «Твое мурджиитство связало тебя с язычниками; твоя вера не лучше многобожия».

258

Предание недвусмысленно изображает Насра соучастником убийства аль-Кирмани, утверждая, что он велел прибить мертвое тело к кресту и рядом рыбу – презрительный знак аздитов. Однако он со всей серьезностью играл ведущую роль в переговорах, и не только с целью осуществления убийства, которое угрожало их сорвать. Распятие их вождя и особенно эпизод с рыбой лишил бы аздитов любых симпатий к нему. А если сын убитого заключил мир с Насром сразу же после, то потому, что он в то время не был убежден в причастности Насра к убийству. Вероятно, Абу Муслим впервые вложил эту мысль в его голову. Никаких объективных доказательств того, что Наср одобрял содеянное, чем был бы его приказ принародно выставить тело аль-Кирмани вместе с рыбой, не приводится. Такое поведение привело бы к иным последствиям и шло бы вразрез с примирительной политикой Насра. Принцип is fecit cui prodest («сделал тот, кому выгодно») здесь применяется неправильно.

259

В следующей главе об этом будет сказано подробнее.

260

Только во время междоусобной войны тамимитов тюрки позволяли себе совершать набеги до самого Нишапура.

261

Аль-Балазури: цари обращались в ислам и брали арабские имена. Иранцев-мусульман с иранскими именами в то время встречается немного. Среди них было широко распространено использование куньи: Абу Дауд, Абу Аун, Абу Муслим, Абу Наср и т. и. У арабов в Хорасане кунья иногда является nom de guerre (в самом строгом смысле).

262

Вдобавок существовали контингенты вассальных правителей, которые обязаны были нести военную службу, но они в основном оставались язычниками.

263

Иранцы не вступали в борьбу, если только дело было не в религии.

264

Предком Аббасидов был благочестивый передатчик преданий Абдуллах ибн Аббас, двоюродный брат Мухаммеда и Али. Поскольку после смерти Али Абдуллах ибн Аббас позволил Муавии подкупить себя, внешне он оставался в хороших отношениях с Омейядами и лишь втайне скрежетал зубами. Его столь же благочестивый сын Али ибн Абдуллах по прозвищу ас-Саджжад Зу-с-Сафинат поступил так же. При Абдул-Малике он поселился в Дамаске, но после смерти последнего аль-Валид I жестоко с ним обошелся, и в 95 году от хиджры он, как говорят, по принуждению переселился в Хумайму возле Азруха, на сирийском паломническом пути, и умер в глубокой старости в 118 году. Еще при его жизни его сын Мухаммед ибн Али играл гораздо более заметную роль. Он впервые появился на сцене, заявив права на то, чтобы стать имамом шиитов, и был инициатором тайной пропаганды Аббасидов, которым предоставил делать свою работу в Куфе и Хорасане, в то время как сам оставался в своем убежище в Хумайме. Он умер в зуль-каде 125 года, и затем его сын Ибрахим ибн Мухаммед, родившийся в 82 году от хиджры, стал его преемником и вторым аббасидским имамом.

265

Он мог оказаться там раньше Аббасидов, и, возможно, они присоединились к нему (в 96 году от хиджры), а не он к ним.

266

По аш-Шахрастани, Абу Хашим в последней воле высказался в пользу киндита Абдуллаха ибн Амра ибн Харба.

267

У Аш-Шахрастани. У ат-Табари название хашимийа встречается только в качестве названия секты. Обычно оно используется в другом смысле, как производное от Хашим, а не Абу Хашим, так же как и хашимийун. Такую двусмысленность Аббасиды могли считать вполне приемлемой.

268

По ат-Табари, Мухаммед ибн Али в 102 или 103 году от хиджры отправил своего посланца (одного) в Хорасан; набрав семьдесят человек сторонников, он выбрал из них двенадцать глав. Имена этих двенадцати в разных местах несколько отличаются. Даже порядок перечисления недостоверен.

269

Или, в другом фрагменте, писец.

270

В другом фрагменте Абу Икрима идентичен Абу Мухаммеду.

271

Он не посмел казнить хорасанских арабов, как казнил куфийских мавали.

272

Видимо, они поняли смысл палок лучше меня. Они не могли быть простыми верительными грамотами для Ибн Махана.

273

«Когда сыновья Умайи после убийства аль-Валида находились во вражде между собой и полностью погрузились в нее, сыновья Хашима и сыновья Али, те и другие родственники пророка, проживавшие, однако, в безопасном уединении в Малой Аравии, обратили это в свою пользу. Под началом Ибрахима они снарядили и послали Абу Муслима, своего вольноотпущенника, в Хорасан, к некоторым влиятельным людям, чтобы предложить им принять участие в борьбе против Марвана». Так рассказывает Феофан.

274

Согласно одному фрагменту, это была джумада аль-уля, согласно другому, джумада ас-сани. Если считать 90 дней с середины сафара, то больше подходит первая, а если нужен четверг, то вторая, поскольку джумады аль-уля приходится на понедельник, а 9 джумады ас-сани – на среду. Разница в один день не имеет значения, так как начало месяца часто разнится на день.

275

Также называется 7-е число раби ас-сани: в арабском постоянно встречается путаница между числами 7 и 9.

276

Балин идентичен Аллину и Алину; возможно, название происходит от «би-Алин» (в Алине).

277

Они называются а робой, так как Фанин и Махуан не были специфически хузаитскими.

278

Уже указывалось, что Абуль-Хаттаб дает две версии одного и того же события (в Алине). Обе оканчиваются тем, что Абу Муслим заботится о раненых пленных, чтобы произвести хорошее впечатление. Обе очень преувеличены; по ат-Табари, военные действия свелись к краже и резне крестьянского скота и птицы.

279

У хариджитов – красного. Противники Аббасидов выбирали белый, причем не только сирийские сторонники Омейядов, но и Алиды. Некоторые мятежники (хуррамиты) в Мидии носили красные флаги и потому назывались мухаммира. Один из Хасанидов носил желтый флаг с изображением змеи. У знатных арабов был свой цвет, который перенимали и их клиенты. В старину в Аравии черный считался цветом мести.

280

В последующих восстаниях в Согде против Абу Муслима Аббасиды тоже сыграли свою роль. Только благодаря Абу Муслиму и Аббасидам ислам сумел полностью подчинить Маверранахр.

281

У Феофана Кахтаба стоит рядом с Абу Муслимом примерно на том же уровне.

282

Он умер в Саве у Хамадана 12 раби уль-авваль 131 года (9 ноября 748) в возрасте 85 лет.

283

Все точно так же, как в действиях Масламы ибн Абдул-Малика против Язида ибн аль-Мухаллаба в 101 или 102 году от хиджры.

284

Я следовал повествованию Абу Михнафа, чьи слова появляются здесь в последний раз у ат-Табари. Он был еще жив после катастрофы, но должен был быть очень стар. Аль-Мадаини, главный рассказчик у ат-Табари, отличается в некоторых несущественных деталях и дает несколько более точных определений.

285

Дауд ибн Али и его сын Муса приехали не из Хумаймы, а присоединились к тем, кто вышел в бой по дороге в Думу, и вначале отсоветовали им идти на Куфу. Семья не всегда единодушно сплачивалась вокруг имама Ибрахима ибн Мухаммеда. Иса и Абдуллах, сыновья Али, и также брат Ибрахима Абу Джафар какое-то время следовали за джафаритом Ибн Муавией. Не только Дауд ибн Али, но и Сулейман ибн Али, который не упоминается среди четырнадцати, видимо, жил не в Хумайме, а в Ираке.

286

Их называли презрительным термином «сабаиты».

287

День месяца (27 зуль-хиджи) не укладывается в указанный день недели – воскресенье или понедельник.

288

Убийство врагов на пиру – часто встречающийся общий мотив.

289

«В 6243 году от Сотворения мира новые правители убили большинство христиан, как и родичей предыдущей династии, предательски расправившись с ними в палестинской Антипатриде». Тождественность Абу-Футруса и Антипатриды устанавливается названием (Футрус = Патрис) и тем фактом, что Антипатрида, или Кфар-Сава (Иосиф Флавий. Иудейские древности), лежит точно в том месте Вадиль-Ауджа, где, по описанию арабов, следует искать крепость Абу-Футрус. Нам лишь непонятно, почему Омейяды называются христианами; здесь явная ошибка или поздняя вставка.

290

По ат-Табари, в последний день года, но это был не вторник, как утверждается, а четверг. Феофан делает сценой не Киннесрин, а Химс; там тоже могли идти сражения.

291

Абна ад-Даула – это хорасанцы на службе у Аббасидов; «Китаб ад-Даула» – название пророческой книги о будущем Аббасидов. Позднее слово «даула» стало означать династию или царство вообще. Аналогичный переход мы видим на примерах слов «науба» и «укба». Но первоначальное значение тоже сохранилось, например во фразе «Сара’ль малу даулатан» – «Поместье перешло в другие руки».

292

Их память в основном сосредоточивалась вокруг Муавии. Мы уже упоминали, что на его могилу приходили паломники еще много веков после его смерти.

Вернуться к просмотру книги Вернуться к просмотру книги