1
Неверно указанное лицо. Енисейские губернаторы в этот период — Падалка Василий Кириллович (1845–1861) и Замятнин Павел Николаевич (1861–1868).
2
Суриковские чтения. Сборник. Красноярск, 2008.
3
Там же.
4
Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.
5
Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.
6
Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.
7
Цит. по: Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
8
Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекции красноярских музеев. Красноярск, 2002.
9
Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.
10
Цит. по кн.: Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986.
11
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
12
Цит. по: Кеменов В. С. В. И. Суриков. М.: Искусство, 1987.
13
Цит. по: Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
14
Там же.
15
Суриковские чтения. Красноярск, 1998.
16
Позднее о картине «Меншиков в Березове» будет с почтительным недоумением размышлять Александр Бенуа, сравнивая его технику с техникой Ф. М. Достоевского: «…его <Сурикова> связь с гениально-безобразной техникой Достоевского». Цит. по: Бенуа А. И. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995.
17
Цит. по: Кеменов В. С. В. И. Суриков. М.: Искусство, 1987.
18
Цит. по: И. Н. Крамской в его взглядах на искусство // Исторический вестник. 1888. № 7.
19
Напомним вкратце историю раскола (в современной трактовке). Церковные реформы, проводимые в 1650-1660-х годах патриархом Никоном под началом царя Алексея Михайловича, были направлены на уточнение сложившейся в Русской православной церкви обрядовой традиции — чтобы согласовать обряды с греческим богослужебным чином. Появление книгопечатания позволило сверить с греческими оригиналами старые рукописные богослужебные книги (куда при переписывании вкрались ошибки) и напечатать исправленные образцы. В целом реформы не касались существа православной веры, задели лишь обрядовую сторону. К примеру, вместо прежнего двуперстного крестного знамения (осенение крестом) было введено троеперстное (символизирующее единство Святой Троицы, неразрывность Отца и Сына и Святого Духа в лице Спасителя Иисуса Христа). Не все верующие это приняли, что привело к образованию старообрядчества, древле-православия и, в результате, — расколу Русской церкви. «Старообрядчество весьма часто отождествляется с понятием раскола, между тем как эти понятия существенно различные. <…>… существенным признаком раскола служит противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не входящих в область веры». См.: Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / Под ред. С. С. Аверинцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. С. 629. — Прим. ред.
20
Цит. здесь и далее в главе по кн.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.
21
Цит. по: Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986.
22
Цит. здесь и далее по: Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
23
Здесь и далее цит. по: Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984.
24
Цит. по: Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
25
Цит. здесь и далее по: http://tolstoj.ni/pisma_1879-1897.html
26
Здесь и далее цит. по: Стасов В. В. Избранные сочинения: В 3 т. Т. 2. М.: Искусство, 1952.
27
Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986.
28
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
29
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
30
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
31
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
32
Там же.
33
Алленов М. М. Василий Суриков. М., 1996.
34
Суриковские чтения. Красноярск, 1998.
35
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
36
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
37
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
38
Там же.
39
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
40
Там же.
41
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
42
Там же.
43
Глаголь С. В. И. Суриков. Из встреч с ним и бесед // Русская старина». 1917. № 2.
44
Волошин М. А. Суриков (Материалы для биографии) //Аполлон. 1911. № 6–7.
45
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
46
Там же.
47
Там же.
48
Никольский В. А. Творческие процессы Сурикова. М.: Всекоху-дожник, 1934.
49
Алленов М. М. Василий Суриков. М.: Слово, 1996.
50
Здесь и далее: Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984.
51
Точнее сказать, это — одно из названий городища/города Кашлык (столицы древнего Сибирского ханства): Сибирь, Сибир, Сибер, Ибер, Искер, что было обусловлено этнически смешанным населением ханства. По одной из версий, поименование города Сибирь (Сибир, Сибер) происходило от названия древнего народа сабиров, некогда заселявших земли Зауралья; в настоящее время Искер — памятник археологии Кучумово городище; находится на правом берегу Иртыша при впадении реки Сибирки (Тюменская область). — Прим. ред.
52
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
53
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
54
Там же.
55
Коненков С. Т. Мой век. Воспоминания. М.: Политиздат, 1971.
56
Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984.
57
Там же.
58
Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984.
59
Здесь приводится отрывок из стихотворения (думы) К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака», написанного в 1821 году с посвящением офицеру и литератору П. А. Муханову (за участие в декабрьском восстании будет приговорен к 12 годам каторжных работ). Народные песенные переработки стихотворения — с частичным изменением и дополнением авторского текста — обычно публикуются под названием «Ревела буря, дождь шумел». — Прим. ред.
60
Волошин М. А. Суриков (Материалы для биографии) //Аполлон. 1911. № 6–7.
61
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
62
Там же.
63
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
64
Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.
65
Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986.
66
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
67
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
68
Там же.
69
Цит. по: Миронова Л. Цветоведение. Минск, 1984.
70
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
71
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
72
Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.
73
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
74
Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.
75
Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке. М., 1995.
76
Уточним: спустя полгода после кончины отца, 13 апреля 1895 года, Николай II издал Именной высочайший указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В 1898 году, 7 марта, Русский Музей Императора Александра III был официально открыт для посетителей. В 1917 году получил название — Государственный Русский музей (Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4). — Прим. ред.
77
Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.
78
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
79
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
80
Полное название картины «Переход Суворова через Альпы в 1799 году».
81
Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.
82
Там же.
83
Там же.
84
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
85
Там же.
86
Объясним кратко общий ход событий. В 1798 году, при Павле I, Россия вступила во Вторую антифранцузскую коалицию, которую составляли Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство. В рамках коалиции была создана объединенная русско-австрийская армия для похода в Северную Италию, захваченную войсками Французской Директории (правительство Первой Французской республики в 1795–1799 годах). Австрийский император Франц II обратился с просьбой к Павлу I назначить командующим объединенной армией А. В. Суворова; в марте 1799-го Франц II присвоил Суворову звание генерал-фельдмаршала Священной Римской империи. После освобождения Северной Италии (Итальянского похода) Суворов планировал развернуть наступление на Францию. Однако план был сорван союзниками, опасавшимися усиления влияния России в районе Средиземного моря и Италии. Суворову было предписано оставить в освобожденной Италии австрийские войска и во главе русских войск отправиться в Швейцарию, чтобы оттуда предпринять наступление на Францию. Во время Швейцарского похода и состоялся героический переход Суворова через Альпы. — Прим. ред.
87
Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке. М., 1995.
88
Там же.
89
Там же.
90
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
91
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
92
Цит. по: Савенко С. И. Сергей Иванович Танеев (1856–1915). М., 1985.
93
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
94
Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке. М., 1995.
95
Кеменов В. С. В. И. Суриков. М.: Искусство, 1987.
96
Коненков С. Т. Мой век. Воспоминания. М., 1971.
97
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
98
Цит. по: Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
99
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
100
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
101
Автор «Диссертации о восстании С. Разина» — Иоганн Юстус Марций; защита состоялась в 1674 году в Виттенбергском университете (Германия); восстание С. Разина автор анализировал в контексте русской истории, начиная с древнейших времен. Этот труд Мар-ция — свидетеля событий и очевидца казни Разина — вызвал немалый интерес в Европе и тогда же был несколько раз переиздан. Описав необычайное мужество Степана Разина, Марций тем не менее подчеркивал в выводе, что он всецело на стороне русского царя, характеризуя Разина как государственного преступника, покусившегося на законную власть и получившего заслуженную кару (о чем заявлено и на титульном листе его диссертации: «Стенко Разинь Донски козакъ изменник id est Stephanus Razin Donicus Cosacus perduellis»). См. подробнее: Иностранные известия о восстании Степана Разина. М.: Наука, 1975. — Прим. ред.
102
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
103
Там же.
104
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
105
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
106
Никольский В. А. Творческие процессы Сурикова. М.: Всекоху-дожник, 1934.
107
Цит. по: Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников. М., 1959.
108
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
109
Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. М., 2001.
110
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
111
Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.
112
Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.
113
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
114
Там же.
115
Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1988.
116
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
117
Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.
118
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
119
Там же.
120
Цит. по: Кеменов В. С. В. И. Суриков. М.: Искусство, 1987.
121
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
122
Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986.
123
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
124
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
125
Минченков Я. Воспоминания о передвижниках. М.: АСТ-ПРЕСС, 2008.
126
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
127
Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.
128
Суриковские чтения. Красноярск, 2004.
129
Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.
130
Суриковские чтения. Красноярск, 2004.
131
Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.
132
Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.
133
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
134
Суриковские чтения. Красноярск, 2004.
135
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
136
Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.
137
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
138
См. о М. А. Зелениной: Васильева-Шляпина Г. Л. Василий Суриков. Путь художника. СПб.: Вита Нова, 2013.
139
См.: Васильева-Шляпина Г. Л. Василий Суриков. Путь художника. СПб.: Вита Нова, 2013.
140
Цит. по: Суриковские чтения. Красноярск, 1999.
141
Там же.
142
Цит. по: Суриковские чтения. Красноярск, 1999.
143
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
144
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
145
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
146
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
147
Там же.
148
Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.
149
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
150
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
151
Там же.
152
Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.
153
Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекции красноярских музеев. Красноярск, 2002.
154
Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекции красноярских музеев. Красноярск, 2002.
155
Суриковские чтения. Красноярск, 2012.
156
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
157
Алленов М. М. Василий Суриков. М.: Слово, 1996.
158
Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекции красноярских музеев. Красноярск, 2002.
159
Точнее сказать, 28 июля 1914 года (по европейскому, григорианскому, календарю, а по российскому, юлианскому, — 15 июля) Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Повод — убийство в Сараеве (входившем в Австро-Венгрию) австрийского наследника эрцгерцога Франца Фердинанда. Россия формально вступила в войну 19 июля по российскому календарю, а по европейскому — 1 августа, когда Германия, союзница Австро-Венгрии, объявила войну Российской империи. 3 августа Германия объявила войну Франции, в ответ Великобритания 4 августа объявила войну Германии (Россия, Франция, Великобритания входили в один военный блок, Антанту) — и началась полномасштабная Первая мировая война. — Прим. ред.
160
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
161
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
162
Суриковские чтения. Красноярск, 1999.
163
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
164
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
165
Там же.
166
Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.
167
Суриковские чтения. Красноярск, 2008.
168
В книге Г. Л. Васильевой-Шляпиной «Василий Суриков. Путь художника» приводится версия, отличающаяся от заключения Максима Кончаловского: «В конце февраля 1916 г. у Василия Ивановича началось двухстороннее воспаление легких и болезнь сразу приняла тяжелую форму».
169
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
170
Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.
171
Коненков С. Т. Мой век. Воспоминания. М.: Политиздат, 1971.
172
Суриковские чтения. Красноярск, 1999.
173
См.: Суриков В. И. Письма. 1868–1916. М.; Л.: Искусство, 1948.
174
Суриковские чтения. Красноярск, 1999.
175
Щекотов Н. М. Картины В. И. Сурикова. М.; Л.: Искусство, 1944.
Вернуться к просмотру книги
|