Примечания книги: Европа в эпоху Средневековья. Десять столетий от падения Рима до религиозных войн. 500—1500 гг. - читать онлайн, бесплатно. Автор: Джордж Бертон Адамс

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Европа в эпоху Средневековья. Десять столетий от падения Рима до религиозных войн. 500—1500 гг.

Известный американский историк Джордж Бертон Адамс в своем труде рассматривает историю Средневековья, начиная с упадка Римской империи и до эпохи, называемой Реформацией. Автор рассказывает о начале христианства, о германизации, формировании папства, о франках, феодализме и Крестовых походах, то есть о всем том, что подтолкнуло мир к Возрождению и Новому времени… Всем, по-настоящему ценном, приобретенном в прошлом, которому суждено сохраниться и продолжиться в непрерывном развитии мира.

Перейти к чтению книги Читать книгу « Европа в эпоху Средневековья. Десять столетий от падения Рима до религиозных войн. 500—1500 гг. »

Примечания

1

В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории: Первобытное общество (на Ближнем Востоке — до ок. 3000 г. до н. э.), Древний мир (в Европе — до 476 г. н. э.), Средние века (476—1640-е), Новое время (1640–1918) и Новейшее время (1918 г. — наши дни). В западной историографии окончание Средних веков связывают с XVI в., после чего начинается единый период современной истории. (Примеч. ред.)

2

О д о а к р (ок. 431–493) — начальник одного из наемных германских отрядов на римской службе, низложивший в 476 г. Ромула Августула и захвативший власть в Италии («падение Западной Римской империи»). (Примеч. ред.)

3

Российская историография, отмечая завершение Средневекого периода в 1640-х гг., ориентируется на окончательное умирание феодализма в Европе, подписание Вестфальского мира (1648), по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике, а также на Английскую революцию. (Примем. ред.)

4

Пожалуй, было бы несправедливо по отношению к чероки требовать от них, чтобы они за 100 лет добились такого же прогресса, какого франки добились за 300, и если беспристрастно рассмотреть все факты, из них отнюдь не следует, что чероки не сравнялись бы с германцами по скорости развития, и больше того, чрезвычайно их превосходят. (Здесь и далее, если не указано отдельно, примен. авт.)

5

Описание некоторых этих частностей см. в новелле Феликса Дана Felicitas, повествующей о воображаемом захвате римского пограничного города германским племенем. Другие см. в описании войн Карла Великого с саксами во «Введении в Средние века» Эмертона.

6

Можно провести одно весьма интересное сравнение между последовательными изменениями условий в Галлии, если сопоставить фрагменты из Цезаря, наир., I, 17, 18; VI, 11–15 и другие, которые показывают состояние провинции, в каком он ее нашел; письма Сидония Аполлинария накануне завоевания, которые говорят, каково было ее состояние в лучшие дни римской оккупации; и рассказ о Сихарии у Григория Турского, VII, 47 и IX, 19, или фрагмент из Григория в гл. 6 «Франки и Карл Великий» (с. 138–139), показывающий ее состояние при франках.

7

В течение всего хода истории тевтонские народы, превыше всех прочих, отличались своей способностью адаптироваться к изменившейся среде и в короткое время оказываться в полной гармонии с новыми условиями. Именно это больше, чем что-либо другое, позволило им оказать столь огромное влияние на современную историю. Будь то тевтоны в Римской империи, или норманны во Франции и Сицилии, или датчане, пруссаки, или голландцы в Америке, в каждом случае в удивительно краткий срок иммигранты прочно обосновывались на новой земле, как дома, будто жили на ней веками, поистине неотличимо от исконных жителей. Современный немец в своем Фатерлянде может жаловаться на то, что язык и особенные черты народа так быстро исчезают, но тот, кто изучает историю, легко увидит, что никаким иным способом этот народ не мог бы стать тем, кем стал — великой творческой силой современной цивилизации.

8

Имеются в виду слова Альфреда Теннисона «Лучше пятьдесят лет Европы, чем китайский век». Во времена Теннисона Китай считался страной, застывшей в своем развитии, где ничего не меняется. Таким образом, здесь «китайский век» означает период застоя. (Примеч. пер.)

9

Цитата из Данте об Аристотеле, «Ад», песнь IV: «Я увидал: учитель тех, кто знает…» Под «учителями» имеются в виду величайшие мыслители. (Примем. пер.)

10

Спор о том, являются ли общие понятия — универсалии — реально существующими (реалисты) или всего лишь именами существующих вещей (номиналисты). (Примем. пер.)

11

Бывает даже, что эта оценка греческого труда в отдельных случаях выражается в экстравагантных формах. Ренан в предисловии к своей «Истории израильского народа» говорит: «Структура человеческой культуры, созданная Грецией, предрасположена к неограниченному расширению, но в некоторых своих элементах она достигла полноты.

Прогресс будет состоять в непрерывном развитии того, что зародилось в Греции, в осуществлении задуманных ею планов, которые она, так сказать, наметила для нас» (т. I, с. i), «Я даже добавлю, что, на мой взгляд, величайшее чудо в истории — сама Греция» (с. х). Саймондс с очевидным одобрением приводит следующую цитату: «Один автор, не менее здравомыслящий в своей философии, чем красноречивый в языке, недавно заметил, что „кроме слепых сил природы, в этом мире нет ничего, что не было бы греческим по происхождению “» («Возрождение обучения», с. 112). Процитированный отрывок, конечно, лучше свидетельствует о красноречии автора, нежели о его здравомыслии.

12

Даже федеральное правительство нельзя считать исключением. Как часть будущего политического аппарата мира федеральное правительство, безусловно, является творением Соединенных Штатов, и где бы еще в истории ни использовался федеральный принцип, его развитие в государственный институт для применения в гораздо большем масштабе, чем когда-либо прежде, слишком очевидно является естественным развитием особых условий и обстоятельств наших колониальных правительств, чтобы его можно было приписать какому-либо иностранному влиянию.

13

Ученый, который внимательно сравнит греческие конституции с римской, несомненно, сочтет первые более совершенными и более законченными образцами политической работы. Недостаточный и неполный характер, свойственный римской конституции практически в любой момент ее истории, количество институтов, которые представляются всего лишь временными мерами, являются неизбежными следствиями методов ее развития для удовлетворения потребностей, возрастающих с течением времени; фактически они свидетельствуют о ее весьма практическом характере.

14

Поуп Александр (1688–1744) — английский поэт XVIII в., один из крупнейших писателей британского классицизма. (Примеч. ред.)

15

Ганнибал (247–183 до н. э.) — карфагенский полководец, один из величайших полководцев и государственных деятелей древности, был заклятым врагом Римской республики. Военный историк Теодор Айро Додж назвал Ганнибала «отцом стратегии», так как его враги, римляне, заимствовали у него некоторые элементы его стратегии. (Примеч. ред.)

16

Б а л ь б-старший Луций Корнелий (I в. до н. э.) — римский политический деятель, консул-суффект 40 г. до н. э. (Примеч. ред.)

17

Грамматист (греч. grammatistes) — у древних греков лицо, обучавшее искусству правильно говорить и писать, учитель начальной школы. (Примеч. ред.)

18

С е н е к а-старший Луций Анней (ок. 54 до н. э. — ок. 39) — выдающийся римский писатель-ритор и историк. В Средние века сочинения Сенеки-отца смешивались с сочинениями Сенеки-сына.

Сенек а-младший Луций Анней, или просто Сенека (4 до н. э. — 65), — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. {Примеч. ред.)

19

Л у к а н Марк Анней (39–67) — римский поэт, значительнейший римский эпик после Вергилия. Родом из Испании, племянник философа Сенеки, получил образование в Риме. {Примеч. ред.)

20

Г а л л и о н Юний (первоначально Луций Анней Новат, ок. 5— 65) — старший брат Сенеки-младшего. Свое новое имя, Галлион, получил после усыновления его сенатором Луцием Юнием Галлионом. В 51/52 г. был проконсулом провинции Ахайя. В 56 г. Галлион — консул-суффект. (Примеч. ред.)

21

Деяния апостолов, полное название — Деяния святых апостолов, — книга Нового Завета, повествующая о событиях, происходивших вслед за евангельскими. (Примеч. ред.)

22

«Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал иудеям: „Иудеи! Если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом”. И прогнал их от судилища. А все эллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том» (Деяния, 18: 12–17).

23

Известным доказательством в этом вопросе языка является Новый Завет. Такие фрагменты, как Деяния, 14: 11 («Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам») и 22: 2 («Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли»), — примеры того, как родной язык весьма любопытным образом продолжал использоваться в качестве местного наряду со всеобщим языком.

24

Д елосский союз — первый в Древней Греции афинский морской союз приморских городов и островов Эгейского моря, объединившихся в 478/477 до н. э. под гегемонией Афин. Возник в период греко-персидских войн (500–449) как объединение греческих полисов для совместной борьбы против персидской державы Ахеменидов. Формально это был союз независимых и равноправных полисов. Собрания союза происходили на острове Делос в святилище Аполлона, где хранилась (до 454/453 до н. э.) союзная казна, находившаяся в ведении 10 выборных казначеев. (Примеч. ред.)

25

Корнелий Тацит. Соч.: В 2 т. Т. I. Анналы. Малые произведения. М: Науч. — изд. центр «Ладомир», 1993.

26

Грек Дионисий Галикарнасский в своих «Римских древностях» (кн. II, гл. XVI и XVII), описывая отношение римлян к их подданным, которое «в немалой степени способствовало возрастанию их владычества», говорит: «Сравнивая обычаи эллинов с этими, я не понимаю, как можно восхвалять устои, присущие лакедемонянам, фиванцам и весьма гордящимся мудростью афинянам, которые, ревниво храня свое благородство, за редким исключением не давали никому своего гражданства… При этом сами они, не вкусив никакого блага от подобной кичливости, наносили себе большой вред» (Дионисий Галикарнасский. Римские древности: В 3 т. Т. 1. М.: Издательский дом «Рубежи XXI», 2005).

Один же автор утверждает, что конституция Афин, как она описана у Аристотеля, сделала невозможным существование великой афинской империи, поскольку не предоставляла достаточных прав подданным и союзникам.

27

«Записки о Галльской войне» — сочинение Гая Юлия Цезаря, в восьми книгах которого он в присущей ему точной, сжатой и энергичной манере описал свое завоевание Галлии в 58–50 гг. до н. э., а также две переправы через Рейн и высадку в Британии. Точная дата написания неизвестна. Последнюю книгу дописал после смерти полководца Авл Гирций, предпослав ей свое послание Бальбу. (Примеч. ред.)

28

Примерно в 120 г. до н. э. кимвры вместе с тевтонами и амбронами (древнегерманские племена) двинулись на юг и в районе долины Дуная вступили в контакт с римлянами. Одержав в 113 г. до н. э. победу над римлянами при Норее в Норике, прошли затем на север в Галлию, где нанесли римлянам ряд поражений (в 109 и 107 гг., и самое тяжелое — при Араузионе в 105 г.). В Испании, однако, они получили отпор от местных племен — кельтиберов. В 102 г. до н. э. кимвры двинулись на Рим, но в 101 г. до н. э. были разгромлены при Верцеллахе войсками римского полководца Гая Мария — так же, как за год до этого были разбиты племена тевтонов. (Примеч. ред.)

29

А р и о в и с т (I в. до н. э.) — вождь германского племени свевов. В 59 г. до н. э. Юлий Цезарь способствовал признанию сенатом Ари-овиста в качестве «друга римского народа». (Примеч. ред.)

30

Ал а р и х I (ок. 370–410) — вождь и первый король вестготов. (Примеч. ред.)

31

Хлодвиг1 (ок. 466–511) — король франков. (Примеч. ред.)

32

«Может показаться, что существование Римской империи и далее в IV и V вв. имело единственную цель — подготовить путь для христианства. Ибо как только оно проникло во все провинции и достаточно окрепло, чтобы сохранить свое существование вопреки протесту и ереси, империя пала жертвой варваров» (Вильгельм Арнольд).

33

Р е н а н Жозеф Эрнест (1823–1892) — французский философ и писатель, историк религии, семитолог. (Примеч. ред.)

34

Это то, что мы в нашей системе назвали бы «неписаным законом», хотя сами римляне относили такие высказывания к писаному закону (Институции, I, и, 3), и в империи они имели силу установленного закона, хотя и в некотором роде ограниченную. Вплоть до падения республики классификация, которая уравнивает публичное право со статутным, а частное — с общим, остается достаточно точной, но для эпохи империи это не так.

35

«Что угодно повелителю, то имеет силу закона» (Институции, I, ii, 6).

36

Пример влияния таких принципов, представляющих особый интерес для американцев, можно найти во фразе «Все люди созданы равными» и других подобных, которые так часто встречаются в политических документах и трудах времен нашей революции. Это максимы, которые перешли в римский закон из стоицизма. Они стали часто и по-новому использоваться после возрождения римского права в хартиях об освобождении, столь многочисленных в конце Средних веков, для разъяснения причин этих хартий. То, что они снова вышли на свет с их очень краткими формулировками того, что казалось великой истиной, особенно привлекательной для теоретиков в государствах, пользовавшихся небольшой реальной свободой, не позволило им погрузиться в забвение, и они перешли в сочинения умозрительных философов XVII и XVIII вв., а из этого источника — в политические документы конца XVIII в. Особенно интересно посмотреть, как они действовали в качестве фактического закона, по крайней мере в одном случае, причем таким образом, который удивил бы старых римских юристов. Внесенные в конституцию штата Массачусетс, они привели к решению его Верховного суда 1780 г. объявить рабство незаконным в этом штате.

37

Ровно противоположный процесс — превращение монархии в республику при сохранении монархических форм, — такова институциональная способность англосаксов.

38

«К вящей славе ранней церкви, она не требовала для своей паствы никакого вероучения из абстрактных доктрин» (Филлипс Брукс [1835–1893, американский епископальный священник. — Ред.]).

39

Вся эта тема учения раннего христианства относительно отношения индивида с государством и его влияния в Римской империи чрезвычайно интересна. Неоднократно утверждалось, будто необычайная яркость, с которой оно рисовало картины более высоких интересов будущей жизни, картины подданства в Царстве Христовом, более широкого и более обязательного, чем любое земное подданство, была одной из серьезных причин распада Римского государства. Доказательства этого утверждения представляются мне совершенно неубедительным. Как максимум можно с уверенностью утверждать, что позиция христиан была весьма существенным препятствием на пути усилий по восстановлению и возрождению средней империи, и более того, настолько существенным препятствием, что, с точки зрения римского государственного деятеля, оно вполне оправдывало попытки реформистов-императоров силой подавить христианство, поскольку не было никаких способов вернуть его сторонников к их долгу перед государством. Я не думаю, что из этого следует, будто христианское вероучение было безусловной причиной распада.

40

Константин Великий, Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I (272–337) — римский император, стал единственным полновластным правителем Римского государства; сделал христианство господствующей религией, в 330 г. перенес столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. С именем Константина I связано окончательное установление в Римской империи системы домината, т. е. неограниченной власти императора. (Примеч. ред.)

41

Анализируя в начале этой главы те идеи раннего христианства, которые способствовали его быстрому распространению по всему древнему миру, мы уже отметили некоторые из его принципов и следствий, которые отличались новизной. В этой связи ради полноты рассмотрения мы их повторим.

42

Ветхий Завет в этом, как и в некоторых других упомянутых вопросах, является предвестником более ясного учения Нового Завета. Блаженный Августин увидел это различие между христианством и римской религией и в «Граде Божьем» бросил вызов язычникам, потребовав от них показать примеры моральных учений в их религии (см., в частности, 2-ю кн., VI гл.). Тот факт, что греческая и римская религии, языческие религии древнего мира, непосредственно связанные с нашей цивилизацией, до конца оставались политическими и эстетическими по характеру, вероятно, и не позволил им выработать идею связи между государственной религией и индивидуальной моралью и предоставил осознание этой истины поэтам и философам, которые, несомненно, к ней приблизились (см., например: Цицерон. О природе богов. I, i, 3 и 4). Весьма кстати здесь будет упомянуть случай Сократа. Вероятно, он яснее любого язычника видел связь между характером человека и Богом, причем, что весьма примечательно, с тем сознательным подчинением воли Богу, которое является необходимым условием духовного знания. Но Сократ был предан смерти, потому что его учение сочли опасным для государства. В некоторых других языческих религиях, таких как египетская, эта связь прослеживалась более четко, и, хотя такие случаи и не внесли непосредственного вклада в нашу цивилизацию, они сами по себе весьма поучительны.

43

Однако см. Блаженный Августин «О Граде Божьем», кн. 21, гл. XXV (Блаженный Августин. Творения. Т. 3–4. СПб.: Алетейя, 1998): «Затем, не должны быть беспечными в своих пагубных и осуждения

44

Ориген (ок. 185 — ок. 254, греческий христианский теолог, философ, ученый, основатель библейской филологии, автор термина «Богочеловек». — Ред.) цитирует слова Цельса (римский философ-платоник 2-й половины II в., один из самых известных античных критиков христианства. — Ред.): «Каждому хорошо известно, что такие люди, кто естественную склонность к греху обратили уже в привычку, становятся совершенно неспособными к улучшению, даже в том случае, если испытывают страх перед наказаниями и надежду на обращение, ведь совершенное изменение своей природы — дело чрезвычайно трудное». Обратив внимание на то, что философские наставления порой производили перемены в характере, Ориген говорит: «Но коль скоро мы видим, что проповедь этих простых и необразованных мужей, как о них выражается Цельс, производила (на слушателей) такое неотразимое влияние, которое указывало на присутствие в них как бы особой таинственной силы чародейства, коль скоро мы видим, что через этих проповедников люди целыми толпами устремились от разврата к целомудренной жизни, от нечестия к праведности… разве мы не имеем основания и всех данных к тому, чтобы удивляться могуществу, которое заключалось в их словах?» (Против Цельса, пер. с лат. Л. Писарева. Казань, 1912).

45

В приведенном фрагменте было сказано очень мало о влиянии христианства на конкретные этические доктрины, и вот почему: по одним пунктам, например братства между людьми, общепринятое мнение представляется мне неверным. По некоторым другим пунктам у меня большие сомнения относительно того, что следует сказать, например, о долге самопожертвования ради ближних — концепция поведения, которая в настоящее время будто меняется. Но главным же образом причина такова: изложение конкретных этических принципов не было частью специфической миссии христианства. Не требуется откровения, чтобы сделать их известными людям. Законы поведения составляют такую же большую часть основополагающих законов человеческого бытия, как законы логики, и возрастающий опыт человека учит его этим законам, и в том и в другом случае расширяя и разъясняя и облагораживая его этические идеи так же, как и математические. Специфическая миссия христианства лежит в религиозной сфере, и ее отношение с этикой, как говорилось выше, лежит в важнейшей обязанности, которую она накладывает на индивида: жить лучше, поскольку живая ветвь, находясь на лозе, не может не приносить плода.

Я процитирую следующий отрывок из выдающегося богослова как пример довольно частых необдуманных высказываний по поводу этического влияния христианства: «Немаловажно, что первые больницы, первые школы, первые свободные государства были христианскими. Монастыри были первыми больницами, монахи были первыми учителями».

46

В свете дискуссий, нередко случавшихся в прошлом, о непосредственной роли христианства в отмене рабства и выдвижении женщины на равное положение с мужчиной мы можем кое-что сказать по этому поводу. Внимательно изучающему историю ясно, что обе эти реформы были вызваны сочетанием экономических, социальных и моральных причин, в которых христианское учение образует лишь один элемент. Попытка со стороны некоторых претендовать на большую роль христианства в этих достижениях, чем было бы справедливо, очевидно, вырастает из неверного понимания природы и сферы влияния христианства. Нравственные наставления и осуждение порока, как и пример благородной жизни — вот самые мощные силы в моральном развитии народа, и было бы абсурдно отрицать их роль в этих итогах, как, по-видимому, хотели бы некоторые. Но там, где, как часто бывает, институт, связанный с моральным злом, ограничен экономическими и социальными условиями, присущими данной ступени цивилизации, требуется нечто более, чем просто нравственная убежденность, более, чем общая моральная уверенность в том, что это неправильно, чтобы обеспечить ниспровержение порока, насколько бы велико ни было значение такой нравственной убежденности как одной из необходимых причин уничтожения порока. В этом случае также процесс создания общего морального осуждения порока всегда идет долго и медленно, и нередко мнимые духовные наставники оказываются по другую сторону морали. До тех пор, пока экономические и социальные условия, реальные или предполагаемые, способствуют продолжению института или общепринятой практики, нетрудно найти правдоподобные моральные аргументы в его поддержку; когда же различные источники объединяют свою силу в борьбе с пороком, тогда истинные принципы этики приходят к ним на помощь и ускоряют наступление общего результата.

47

Германарих, или Эрманарих, — король остготов в IV в. (Примеч. ред.)

48

Предоставление государственных должностей за политические услуги. (Примеч. пер.)

49

Марий Гай (158/157 — 86 до н. э.) — древнеримский полководец и политический деятель. В последние годы II в. до н. э. Марий был самым могущественным человеком в Риме. (Примеч. ред.)

50

К о л о н — зависимый крестьянин в Римской империи времен ее упадка. (Примеч. ред.)

51

Феодосий I Великий (347–395) — последний император единой Римской империи. (Примеч. ред.)

52

Аларих1 (готск. «Могущественный король») — вождь и первый король вестготов в 382–410 гг. (Примем, ред.)

53

Стилихон Флавий — римский полководец, фактический правитель Западной Римской империи при Гонории, сестре императора Западной Римской империи Валентиниана III. (Примем, ред.)

54

Радагайс — варварский вождь, вторгшийся во главе огромного войска в Северную Италию в 405 г. Около Флоренции варвары были окружены римскими войсками и после непродолжительной блокады сдались в плен. Радагайс был казнен в августе 406 г. (Примем, ред.)

55

Кажется вероятным, что англосаксы тем не менее сохранили некоторые из римских порядков, особенно в отношении устройства вилл или ферм, и дальнейшие исследования, скорее всего, позволят нам больше узнать о том, чем они обязаны Риму.

56

Букв, «мелкий Август» (лат.). (Примем. пер.)

57

См. выше показательнейший пример при переходе вестготами Дуная.

58

Фактически рабство в Европе не исчезло полностью и в Средние века.

59

История многих американских городов показывает, что и более тяжелое бремя налогов, чем у римлян при империи, можно нести без серьезных последствий, и более того, что высокий уровень налогообложения, по крайней мере в некоторых случаях, является неизбежным результатом и признаком большого процветания и быстрого роста.

60

Доставленные по приказу императора к Черному морю, они захватили несколько кораблей, вышли в Средиземное море, прошли его, нападая на города и, по-видимому, почти не встречая сопротивления, и, выйдя в Атлантический океан, добрались до своей родины в долине Рейна.

61

То, что этому преобразованию способствовали и экономические причины, как, например, влияние колоний на старый мир, несомненно верно, однако пока что мы можем говорить только о вероятности. Многие требования современного рабочего явно в не меньшей степени обязаны своим появлением распространению демократических идей, чем любой непосредственно экономической причине.

Сказанное, разумеется, относится к правам личности, выраженным в практической и институциональной жизни сообщества, а не в теоретических и абстрактных трактатах. То, что, например, иезуиты XVI в. неоднократно подчеркивали права личности в отрыве от правителя, не сыграло никакой роли в историческом развитии свобод. Несомненно, политические инструменты, с помощью которых мы обеспечиваем для личности максимально возможную свободу при эффективном правительстве, в основном выросли из германских институтов, о которых мы будем говорить ниже. Однако вопрос стоит так: каков был первоначальный источник и откуда исходит постоянное укрепление духа, который защищал и развивал эти примитивные институты?

62

Может возникнуть вопрос, насколько уверенно можно утверждать об этой прочной связи между городским собранием Новой Англии и местным собранием древних германцев в отсутствие прямых доказательств существования некоторых промежуточных звеньев. Но хотя мы вынуждены признать этот недостаток доказательств в четкой документальной форме, конечно, было бы чрезмерно критичным отказываться вследствие этого признать огромную вероятность этой связи.

63

Очевидно, что этот принцип не имеет непосредственного отношения к Конституции Соединенных Штатов. Но если мы вернемся в

1776 г., то ясно увидим, что он считался одним из важнейших принципов, оправдывавших революцию. Декларация независимости после перечисления актов тирании со стороны короля гласит: «Государь, характеру которого присущи все черты, свойственные тирану, не может быть правителем свободного народа». В этом предложении недвусмысленно говорится, что у свободного народа может быть король, и не менее ясно, что, если он не годится на эту роль, его можно отстранить. Следует отметить, что в той части Декларации, которая является истинно англосаксонской по происхождению и духу, это единственное утверждение какого-либо принципа, оправдывающего революцию, и основной текст Декларации состоит из доказательств, подтверждающих упомянутую негодность государя.

Надо отметить, что этот особый англосаксонский принцип является лишь формой более широкого права на революцию. Очерченная выше историческая линия всего лишь представляет собой канал, по которому народ приходит к практическому осознанию более широкого принципа. Однако его особое историческое значение заключается не в этом, ведь народ неизбежно должен осознать право на революцию, как произошло со всеми народами. Оно заключается в том, что этот принцип привел к созданию конституционной теории в монархических государствах, которая, если государь принимает ее всем сердцем, как правило, устраняет необходимость революции.

64

Римское право не везде заняло место обычного права в качестве единственного закона сообщества. Во многих местах обычное право оставалось преобладающим местным законом. Но оно перестало развиваться. Повсеместно был принят тот принцип, что в новых делах, не имеющих прецедента в обычном праве, следует обращаться к римскому праву, и обычное право свелось к письменной и более научной форме под влиянием законоведов. Также не следует думать, будто германское право не внесло никакого долговременного вклада в частности законов там, где его в целом вытеснило римское право. История права показала бы, что такие вклады были многочисленными и существенными даже в тех аспектах, где римское право было очень развито.

65

То, что некогда в некоторых вопросах общее право претерпело радикальные изменения под влиянием статутов, как, например, в законе о недвижимости, не свидетельствует об упадке этой саморазвивающейся власти. Скорее это произошло в силу быстрых и революционных изменений в самом обществе, которые требовали столь же быстрых и революционных изменений в праве. Сами статуты в то же время находятся под влиянием процесса развития общего права при толковании и применении их судами.

66

Немцы, изучающие право, часто довольно резко выражаются по поводу английского общего права. Они называют его путаным и ненаучным, полным повторений и противоречий. И нужно признать, они в какой-то мере правы. Однако нет никаких сомнений в том, что ровно то же самое можно не менее справедливо сказать и о римском праве в эпоху его роста, и надо помнить, что, поскольку римское право приняло более научную форму в виде организованной системы, его жизнь и способность к росту сошли на нет. История не показывает никакой обязательной связи между этими двумя событиями; но, конечно, если формирование научной системы на основе английского общего права означает, что американское право и способность создавать институты уже остались в прошлом, то любой англосакс может от всего сердца взмолиться, чтобы американский закон подольше оставался ненаучным.

67

То, что сегодняшние немцы нередко самым решительным образом отрицают, насколько они обязаны англосаксонским институтам, весьма характерно для временной фазы роста, через которую проходит Германия и которая представляет собой весьма интересную тему для того, кто интересуется сравнительной политикой. Это симптом того же рода, что и насмешка в адрес парламентского правительства, которую порой можно слышать с кафедры немецкого университета — одна из нескольких черт, столь ярко подмеченных Либером во Франции времен Второй империи, которая не менее ясно проявляется и в Германии.

68

Ксаверий Франциск — католический святой и активный миссионер XVI в.; один из основателей ордена иезуитов; Уэсли Джон — английский протестантский проповедник XVIII в. и основатель методизма, вдохновитель реформ, направленных на поднятие духовного и морального уровня церкви; Вулман Джон — странствующий квакерский проповедник в США XVIII в., сторонник отмены рабства и равноправия рас. (Примеч. пер.)

69

«Неужели, собираясь, они думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени, пятно их не омоется и самой кровью… Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви… Не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией» (Св. Киприан Карфагенский. О единой Вселенской Церкви, гл. 13 и 14).

70

То же, что епархия в православной церкви. (Примем, пер.)

71

Идея святого Августина о двух градах, двух противоположных общностях, существующих на протяжении истории, Божьем граде праведности и сатанинском граде нечестия, представляет собой ясно задуманную философию истории, причем она по сию пору сохраняет свою власть над многими умами, даже в буквальном смысле слова, в том виде, в котором он ее изложил. Фактически в ней нужно лишь немного изменить термины и определения и почти не менять описания вечного конфликта между добром и злом, чтобы те, кто придерживается какой-либо из современных теорий, признали ее вполне верным описанием того, чем является история.

72

В качестве раннего примера: есть Феодосий Великий, который в своем эдикте 380 г., сославшись особо на учение о Троице, заявил, что все подвластные ему народы «должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости» (Cod. Theod., XVI, 1.2).

73

Огромное значение Франкского государства для всего политического и институционального будущего континентальной Европы сделало его историю чрезвычайно интересной областью изучения, и с середины XIX в. она была предметом самого тщательного и внимательного научного исследования немецких и французских ученых, разобравших каждый факт практически со всех мыслимых точек зрения. Что касается большинства немецких ученых, то они, по-видимому, бессознательно разделяли национальную предвзятость, которая заставила их преувеличить германские элементы в этом государстве, хотя, возможно, не столько прямо преувеличить, сколько пренебречь или приуменьшить романский вклад в общее целое. Эта тенденция во Франции привела — фактически в качестве протеста — к выходу весьма примечательной серии книг Фюстеля де Куланжа по истории франков вплоть до конца эпохи Каролингов. В них можно найти столь же явное и, по-видимому, более сознательное и преднамеренное преувеличение в противоположном смысле, т. е. минимизацию германского влияния и подчеркивание романского, где только возможно. Хотя очевидные недостатки ставят под вопрос все достигнутые месье Фюстелем выводы, и хотя очень большая часть последующих французских ученых, начиная с Моно, отказалась следовать за ним по многим вопросам, его книги все же представляют большой интерес и побуждают к изучению истории, с точки же зрения ученого не из континентальной Европы, восстанавливают равновесие, довольно сильно искаженное крайними германистами, а также подчеркивают тот фундаментальный факт, что новое общество сформировалось из сочетания как германского, так и романского элементов. В некоторых случаях, например в ранней истории феодализма, Фюстель, хотя и не расходясь в мнениях по каким-либо важным деталям с немецкими исследователями более широких взглядов, такими как Георг Вайц, все же в силу своей острой и конструктивной прозорливости проливает на процесс роста гораздо более ясный свет, нежели удавалось кому-либо прежде.

74

Характер франкского переселения, однако, является предметом споров, и хотя вероятно, но все же точно не известно, что это было именно завоевание. Часть ученых утверждает, что на протяжении всего жизненного пути Хлодвиг сознательно признавал римское превосходство. Интересно отметить тот факт, что после того, как были совершены важнейшие завоевания Хлодвига, император присвоил ему титул консула и прислал из Константинополя соответствующие регалии. Видимо, Хлодвигу они в чем-то пригодились, по крайней мере для внешнего эффекта, но едва ли они имели для него важное значение. Возможно, в глазах некоторых его подданных они придали ему легитимность, которой он не имел прежде, но утверждать, будто они добавили что-либо к его реальной власти и прерогативам или сделали его положение более устойчивым, совершенно безосновательно.

75

Григорий Турский в своей «Истории франков» (X, 27) приводит интересный пример того, каким образом порой франкское правительство пыталось подавить беспорядки. Рассказывая, как в Турне между франками возник раздор и как королева Фредегонда, тщетно попытавшись убедить противные стороны оставить вражду и помириться, в конце концов решила принудить их к порядку силой оружия, он говорит: «Она пригласила множество людей на пир и велела этим троим сесть на одну скамью. Трапеза затянулась до того времени, когда ночь окутала землю, но они, по обычаю франков, продолжали сидеть на своей скамье, как их посадили, хотя со стола было уже убрано. Они выпили много вина и сильно опьянели; их слуги, не менее пьяные, заснули в разных углах дома, кто где свалился. Тогда по приказанию Фредегонды трое мужчин с топорами встали позади тех трех франков, и в то время как те беседовали между собой, эти мужчины, размахнувшись, разом их порешили». Такое правительство можно назвать анархией, умеряемой убийствами.

76

При Каролингах сан герцога как исполнительного и военного начальника над несколькими графствами практически исчез, и титул использовался лишь в исключительных случаях. Причиной этого, по-видимому, было то, что этот сан во времена поздних Меровингов был связан со стремлением к национальной независимости среди подчиненных народов, например, баварцев и аквитанцев, где такая независимость позволила развиться тому, что, по сути, являлось королевской властью. Missi dominici в правительстве Карла Великого служили той же цели, что прежде герцоги, хотя и намного эффективнее.

77

Бруннер высказывал мнение, что окружные или передвижные суды в Англии (и, естественно, Соединенных Штатов) произошли из missi dominici Карла Великого через норманнов. Связь с каролингскими посланцами через IX и X вв. довольно трудно доказать документальными свидетельствами, однако вероятность ее весьма высока.

78

Пожалуй, ни один элемент политической деятельности Карла Великого не вызывал столько же разногласий, как его законодательство. Если быть великим законодателем, значит, надо сформулировать широкие принципы правосудия, которые можно применять к новым, непредвиденным случаям, иначе он не будет великим законодателем. Его законодательство представляет собой ряд специальных законов для решения непосредственных вопросов по мере их возникновения, охватывающих очень широкий круг интересов, но он не создал перманентной системы права.

79

'Алкуин (ок. 735–804) — англосаксонский ученый, богослов, идеолог Каролингского Возрождения; Карл Великий повстречал его в дороге и предложил ему возглавить школу. (Примеч. пер.)

80

Известен один случай с монахом, в котором чувствуется подлинный дух Ренессанса: он отправился в паломничество в Италию, чтобы с точностью переписать оттуда надписи.

81

Самым известным примером этого является знаменитый Кьерзийский капитулярий, изданный Карлом Лысым в 877 г. Он был, как иногда говорят, не юридическим признанием наследственного права на бенефиции, а согласием короля признать такое право в особом случае, которое, однако, свидетельствует о наличии сильной тенденции придавать наследственный характер титулам и феодам.

82

Позднее сложилось предание, о котором упоминает Данте в «Чистилище» (XX, 52), будто Капетинги происходят от парижского мясника, но оно не имеет исторических оснований, хотя и поразительно ярко иллюстрирует признание в народе того факта, что даже люди самого низкого положения могли в IX в. стать основателями знатных феодальных родов благодаря личной храбрости и лидерским способностям.

83

Если бы мы рискнули хоть сколько-нибудь поверить в кажущийся размеренным и естественным характер этого прогресса, следующим шагом, логически рассуждая, было бы образование некой международной федерации или, может, даже мирового государства. Нетрудно показать хотя бы несколько тенденций нынешнего времени, которые, по-видимому, ведут в направлении этого результата — причем англосаксонский народ не признает этой возможности, хотя, казалось бы, именно он наилучшим образом приспособлен для ее осуществления, — но делает это, конечно, не так сознательно, как некоторые другие народы.

84

Это довольно простая истина, о которой подчас забывают, что одни и те же институты под влиянием разных условий будут развиваться совершенно по-разному. Негритянское рабовладение, перевезенное из Европы, чрезвычайно отличалось в рудниках Перу и на хлопковых плантациях Миссисипи от того, чем оно было в культурном обществе Флоренции в эпоху Возрождения. Чтобы полностью объяснить институт, недостаточно лишь серии его моментальных фотографий в процессе роста.

85

Выдвигались разнообразные теории, чтобы объяснить эту, по-видимому, необычайную близорукость со стороны франкских королей, как Меровингов, так и Каролингов. Бодуэн в своем эссе предполагает, что ранние вассальные отношения не избавляли человека от обязательств обычного гражданина по отношению к государству, как, по крайней мере в отдельных случаях, происходило при империи. Это, безусловно, более разумное объяснение, нежели все предыдущие. Тот факт, что у германцев были сходные обычаи, которые они всегда считали не просто законными, но и весьма похвальными, особенно comitatus, на мой взгляд, достаточно объясняет, почему изменилось отношение государства к вассалитету.

86

Моно в «Историческом обозрении»: «Прослеживая на протяжении феодальной эпохи развитие монархической идеи, которая должна была уничтожить феодализм, и прослеживая на протяжении монархической эпохи развитие национальной идеи, которая должна была оттеснить династические интересы на второе место, мы можем увидеть в истории последних двух столетий развитие экономических и промышленных интересов, социальных идей, которым суждено свергнуть национальные».

87

Германия, как будет видно ниже, занимает особое место в этом отношении, и там феодализм не был свергнут, если говорить о национальном правительстве, а достиг своего логического завершения и уничтожил государство. Но это произошло не из-за каких-либо сознательных уступок феодализму со стороны государя и не из-за каких-либо особых стараний осуществить в действительности феодальную теорию, а исключительно в силу внешних влияний, которые мешали королям выполнить то, что должно было быть их естественной задачей.

88

Окончательные этапы этого процесса, когда герцогства в старом смысле исчезли и многочисленные мелкие княжества возвысились до полного равенства с той властью, которой когда-то обладали герцогства, состоялись в период Гогенштауфенов. География Германии в то время по сравнению с географией при саксонских императорах показывает, насколько далеко зашел этот процесс.

89

«Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: „Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго”. Но Петр сказал ему: „Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги”». (Примеч. пер.)

90

Под давлением обстоятельств Генрих IV был вынужден покаяться и на коленях вымаливать прощения у папы в Каносском замке. (Примеч. пер.)

91

Петр Амьенский (Пустынник) (ок. 1050–1115) — аскет, которому приписывается организация Первого крестового похода. Опечалившись бедственным положением христиан в Палестине, он якобы отправился по Европе с призывом к борьбе за Спасителя, ободряемый помощью самого Христа, который явился ему во сне. (Примеч. пер.)

92

В англосаксонских государствах в первые двести лет после их обращения тридцать королей и королев ушли в монастырь. Примеры того же рода часто встречаются и в других государствах.

93

Разумеется, это не значит, будто они жили в вечном страхе, от которого не было спасения ни на минуту. Будь это так, жизнь была бы невозможна. Но чтобы понять многие наиболее характерные черты первой половины Средневековья, необходимо иметь в виду, что по сравнению с более поздними временами эти чувства были постоянной и всепоглощающей реальностью жизни.

94

^ильвестрП (Герберт Реймский, ок. 946—1003) — средневековый ученый и церковный деятель, папа римский (999—1003), популяризатор арабских научных достижений в математике и астрономии в Европе. (Примем. ред.)

95

Б э к о н Роджер (ок. 1214–1292), известен также как Удивительный доктор (лат. Doctor Mirabilis) — английский философ и естествоиспытатель, основатель методологии опытной науки, учение которого стало отправным пунктом мышления всего Нового времени, монах-францисканец, помимо прочего приобрел известность своими спорами со схоластами. (Примеч. ред.)

96

Валла Лоренцо (1407–1457) — итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Считал естественным все то, что служит самосохранению, удовольствию и счастью человека. (Примеч. ред.)

97

Эриугена Иоанн Скот (ок. 810–877) — ирландский философ, богослов, поэт и переводчик, крупнейший мыслитель Каролингского возрождения. Жил и работал при дворе франкского короля Карла Лысого. В XIII в. в его учении были усмотрены элементы пантеизма (отождествление Бога и природы), и его идеи были осуждены церковью как еретические. (Примеч. ред.)

98

Представители духовенства, отрицавшие католические догматы, в частности непорочное зачатие и телесное воплощение Христа, и занимавшие антиклерикальные позиции. Их сожжение на костре стало первым за 600 лет. (Примеч. пер.)

99

А б е л я р Пьер (Петр) (1079–1142) — средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Один из основоположников и представителей концептуализма. Католическая церковь неоднократно осуждала его за еретические воззрения. Еще при жизни получил известность как блестящий полемист. Имел много учеников и последователей. (Примеч. ред.)

100

Чосер Джефри (ок. 1340/1345—1400) — английский поэт, «отец английской поэзии». Считается одним из основоположников английской национальной литературы и литературного английского языка, первым начал писать свои сочинения не на латыни, а на родном языке. Его творчество называют предвосхищающим литературу английского Возрождения. Главным произведением указывают проникнутый реализмом стихотворный сборник новелл «Кентерберийские рассказы». (Примеч. ред.)

101

Хотя был знатен, все ж он был умен,

А в обхожденье мягок, как девица;

И во всю жизнь (тут есть чему дивиться)

Он бранью уст своих не осквернял —

Как истый рыцарь, скромность соблюдал. (Пер. И. Кашкина)

102

Тому, кто читал «Хроники» Фруассара (французский писатель XIV в., его «Хроники» — важнейший источник по истории начального этапа Столетней войны. — Ред.) или «Короля Артура» Мэлори (английский писатель XV в., автор «Книги о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола», состоящей из восьми романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола и представляющей собой исчерпывающий свод артуровской легенды. — Ред.), не нужны особые цитаты, чтобы убедить его в том, что под поверхностным блеском рыцарской эпохи по-прежнему скрывались грубость и варварство, или в том, что оно полностью пренебрегало некоторыми добродетелями.

103

По иллюстрациям Средневековья можно представить содержимое поклажи такого разносчика: перчатки, ремни, колпаки, шляпы, зеркала, кинжалы, кошельки, туфли, чулки, дудки и др.

104

Законодательство отчетливо протекционистского характера, прямым потомком которого является современное законодательство, появилось в XIV в., хотя и намного раньше встречались разрозненные случаи подобных законов. Теории, на которых основывалась торговая система, начали приобретать определенную форму в XVI в.

105

Однако трудность в данном случае не превышает той, с которой сталкивается любая наука, добиваясь принятия собственных тщательно сформулированных выводов на месте чистых догадок, которыми народный ум объясняет все частично понимаемые им факты. То, что теории в данном случае, по-видимому, тесно связаны с эгоистичными интересами, делает процесс еще более увлекательным и, пожалуй, дает оппоненту необычайные преимущества, но в итоге результат не может быть иным.

106

Однако торговля оставалась чрезвычайно прибыльной. Говорят, во времена своего превосходства португальцы продавали пряности с прибылью не менее 600 %. В начале XVII в. прибыль от успешного рейса часто достигала 200 %. Однако эти высокие прибыли должны были возмещать немалые потери. Средний годовой дивиденд, объявленный голландской Ост-Индской компанией, с 1605 по 1720 г. составлял 227/8 % от основного капитала.

107

Давно вызывает споры вопрос о продолжении действия римских муниципальных институтов в течение темных веков, и он касается отдельной институциональной истории муниципального правительства, а не истории возникновения городов в целом. Причины общего движения мы указали выше, как бы ни обстояло дело с происхождением конкретных черт муниципального устройства. Думаю, довольно наглядно показано, что в Германии большинство городов добились прав самоуправления путем постепенного расширения рыночных привилегий, которые были предоставлены им в начале их истории. Однако этот факт не исключает влияния римских институтов в других местах, и весьма вероятно, такое влияние ощущалось хотя бы в отдельных случаях. Хотя общие причины и общие черты периода одинаковы во всех государствах, было бы абсурдно предполагать одинаковость деталей, которая не встречается нигде в Средние века.

108

Любопытный пример представляет собой маленькая республика Андорра, где феодальные формы позволили установить местную независимость, сохранившуюся до наших времен.

109

Щ итовые деньги — денежный сбор в средневековой Англии с держателей рыцарских феодов взамен личной службы в армии короля. (Примеч. пер.)

110

В некоторых местах, особенно в Италии, многие освобождались письменной хартией, в которой приводились религиозные или нравственные причины для этого акта, часто взятые из римского права, например, природное равенство всех людей. Это фактически исключения в действии упомянутых нами причин, и недостаточно многочисленные, чтобы повлиять на движение в целом.

111

Исследования Ш. Бемона (1848–1939, французский историк. — Ред.) убедительно показали, что осуждение Иоанна было результатом обращения к королю дворян Пуату, а не убийство Артура, как предполагалось прежде. Многочисленные последующие исследования этого вопроса серьезно не поколебали выводов Бемона. Правление Филиппа-Ав-густа увеличило королевский домен в 3 раза, укрепило положение короля, устранив всякую возможность соперничества и даже сопротивление отдельных баронов, и положило начало череде непрерывных успехов.

112

А п а н а ж — наследственные земельные уделы, которые передавались некоронованным членам королевской семьи. (Примеч. пер.)

113

Мир Божий — временное прекращение междоусобиц в церковные праздники и другие определенные церковью дни. За нарушение мира предусматривалось наказание вплоть до отлучения от церкви. (Примеч. пер.)

114

Высшим феодальным судам в некоторых из великих феодов, как, например, в Нормандии, Шампани и Тулузе, было разрешено продолжать работу, их судьи в соответствии с новым устройством стали членами парижского парламента и присылались именно с этой целью; однако они продолжали работать не как независимые суды, а как провинциальные парламенты, четко встроенные в государственную судебную систему.

115

В плане этого рассмотрения французских судебных институтов можно выделить два момента, имеющие исключительно важное значение для понимания различных результатов, к которым процесс пришел во Франции и Англии. Одним из них является то, что национальная система права и национальные суды никогда не исчезали в Англии до такой степени, как во Франции. Их не пришлось восстанавливать почти с нуля под влиянием каких-либо теорий, и об Англии нельзя сказать, как о Франции, что ее общее право в первую очередь основывалось на расплывчатом и противоречивом местном и обычном праве, которое совершенно не подходило для превращения в общее государственное право с быстротой, необходимой для того, чтобы идти в ногу с географическим расширением королевской власти. С самого начала правления Генриха II королевские суды быстро создали поистине общенациональное право. Другой факт заключается в том, что во Франции не было такой законченной системы местного самоуправления, как в Англии, системы, основанной на идеях, отличных от принципов римского права, и способной готовить отдельных людей для государственной службы и всю нацию в осуществлении свобод. Этот факт, однако, оказал более решающее влияние на последующих этапах французской истории, чем в тот период, о котором мы сейчас говорим.

116

Вероятно, Филипп сознательно последовал примеру английского короля Эдуарда I, который установил его за год или два до того в своем споре с Бонифацием VIII по поводу феодальной зависимости Шотландии. Данные ясно говорят о том, что Филипп был знаком с этими английскими событиями, и существует любопытное предположение, что идея французских Генеральных штатов, возможно, исходит от английского парламента. Однако, как бы там ни было дело в этом конкретном случае, Генеральные штаты наверняка сформировались бы в обозримом будущем.

117

М а р с е л ь Этьен (между 1302 и 1310–1358) — купеческий прево Парижа, предводитель движения, пытавшегося установить ограниченную монархию, участник парижского восстания 1358 г., убит сторонниками дофина. (Примеч. пер.)

118

Л э н г т о н Стефан (ок. 1150–1228) — английский кардинал и политический деятель, глава сопротивления баронов против деспотизма короля Иоанна Безземельного. (Примеч. пер.)

119

М о н ф о р Симон V де (1208–1265) — французский 6-й граф Лестер, 1-й граф Честер, предводитель баронов в борьбе против короля Англии Генриха III, пытался ограничить королевскую власть в пользу баронов; став лордом-протектором Англии, в январе 1265 г. созвал первый парламент. (Примеч. пер.)

120

Филипп де Коммин (ок. 1447–1511, французский дипломат и историк. — Ред.), писавший в правление Карла VIII, признает важность этого момента. Он отрицает, что у короля есть право вводить какие-либо налоги без согласия тех, кто платит, и говорит, что Англия среди стран своего времени управляется лучше всего.

121

Следует отметить, так как это имеет важное значение для современной французской истории, что, хотя было создано национальное правительство и возникло национальное чувство, по-прежнему оставались огромные различия между провинциями в законах, в законодательных методах и налогообложении как напоминание об их давнем феодальном разделе. В пример можно привести различия между pays de droit coutumier и pays de droit ecrit (провинциями, где действовали кутюмы, правовые обычаи, и провинциями с писаным правом. — Пер.), а также между pays d’etats и pays d’ election (провинциями со штатами и провинциями с выборами. — Пер.). Существование таможен вдоль внутренних границ провинций кажется особенно чуждым современной идее государства. Эти различия, как и различия феодального положения, оставались вплоть до революции.

122

Французские владения англичан стали большим подспорьем в росте свобод по той причине, что они заставляли государей участвовать в делах континентальной Европы, которые казались не менее, а иногда и более важными, чем дела их английского королевства, в то время как народ и даже великие бароны норманнского происхождения мало интересовались ими. Барон был готов отказаться от уплаты всяких налогов в пользу короля, если только король не удовлетворит его требований по какому-либо особо близко затрагивающему его вопросу — касающемуся его прав на родине; король был готов пойти на компромисс с баронами при условии, что они окажут ему помощь во Франции. Французские владения были потеряны, когда перестали быть полезными во внутренней политике и когда усиление международного соперничества сделало положение в Европе слишком невыгодным для интересов английского народа.

123

Любопытные примеры применения этого принципа можно найти в одном американском опыте, в делах, когда присяжные оправдывали лиц, привлеченных к суду за нарушение местных законов об алкоголе, против самых убедительных и скандальных доказательств, поскольку сами законы не имели санкции общества.

Настолько прочно укорененной кажутся нам наши гражданские свободы, так мало мы боимся каких-либо посягательств на них со стороны исполнительной власти, что народное сознание почти забыло о том, что система присяжных является одним из важнейших институтов, гарантирующих нашу свободу. Те, кто периодически выступает за ее отмену из-за злоупотреблений, которым она способствовала в принуждении к соблюдению законов, редко хоть сколько-то разбираются в ее истории. Более того, следует признать, что суд присяжных является не чем иным, как защитой против того, что может стать угрозой в будущем, — тирании демократии.

124

Галлам Генри (1777–1859) — английский историк. Основной его труд — «Конституционная история Англии от Генриха VII до Георга II». (Примеч. ред.)

125

Драматическая борьба Франца фон Зикингена (1481–1523, немецкий рыцарь, вождь антикняжеского рыцарского восстания. — Ред.) против князей Верхнерейнской долины в 1523 г. является примером отчаянной попытки мелких независимых дворян сохранить свое положение в условиях тенденции к поглощению, свойственной этим небольшим государствам.

126

Герберт Орильякский (Аврилакский), также Герберт Реймсский, Сильвестр II (ок. 946—1003) — средневековый ученый и церковный деятель, папа римский с 999 по 1003 г. Популяризировал арабские научные достижения в математике и астрономии в Европе. Возродил использование абака, армиллярной сферы и астролябии, забытые в Европе после падения Римской империи. (Примеч. ред.)

127

Бернард Шартрский (ок. 1070–1080 — ок. ИЗО) — французский философ-неоплатоник, богослов-схоласт, педагог, представитель Шартрской философской школы; магистр школы с 1114 и канцлер с 1119 по 1124/1126 г., для Иоанна Солсберийского (между 1115 и 1120–1180, средневековый философ, историк, епископ Шартрский) он — ученый-святой с магическим искусством преподавания, величайший не признанный в свою эпоху светоч подлинного знания. Замечательный наставник, он вместе с Теодориком (Тьерри) Шартрским (ум. между 1149 и 1155 гг., французский богослов и натурфилософ, видный представитель Шартрской школы), Гильомом из Конша (ок. 1080 — ок. 1154, средневековый философ, грамматист и богослов) и Абеляром вел успешную борьбу за свободные и серьезные научные занятия против так называемой «корнифицианской» партии. (Примем. ред.)

128

Лорд Бэкон (1561–1626, английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма, один из первых крупных философов Нового времени, сторонник научного подхода, разработал новый, антисхоластический метод научного познания. — Ред.) описал истинную природу схоластики в одном фрагменте, который никогда не лишне процитировать в этой связи: «Этот род научных занятий, лишенный здравого смысла и саморазлагающийся, получил особенное распространение у многих схоластов, располагающих большим количеством свободного времени, наделенных острым умом, но очень мало читавших (ибо их образование было ограничено сочинениями небольшого числа авторов, главным образом Аристотеля, их повелителя, а сами они всю жизнь проводили в монастырских кельях). Почти ничего не зная в области естественной и гражданской истории, они из небольшого количества материи, но с помощью величайшей активности духа, служившего им своего рода ткацким челноком, соткали свою знаменитую, потребовавшую колоссального труда ткань, которую мы находим в их книгах. Ведь человеческий ум, если он направлен на изучение материи (путем созерцания природы вещей и творений Бога), действует применительно к этой материи и ею определяется; если же он направлен на самого себя (подобно пауку, плетущему паутину), то он остается неопределенным и хотя и создает какую-то ткань науки, удивительную по тонкости нити и громадности затраченного труда, но ткань эта абсолютно ненужная и бесполезная» («О достоинстве и приумножении наук», IV, 5).

Выставлять на всеобщее обозрение нелепости схоластики ради насмешки, как это делается порой, будто они свидетельствуют об истинном характере системы, означает лишь доказать узость собственного ума. Схоластика не только внесла важный вклад в одну из сторон цивилизации — отвлеченную теологию и философию, но даже ее якобы нелепости имели определенный смысл. Споры вокруг вопроса о том, может ли ангел переместиться из одной точки в другую, не проходя при этом промежуточное пространство, это споры о том, обусловлено ли чистое бытие пространством. Скорее всего, на такой вопрос нет ответа, но, если мы вообще допускаем существование системы отвлеченной философии, она должна в той или иной форме рассматривать такие вопросы, и едва ли в таком случае их можно назвать абсурдными.

129

У Чосера «логика» — это почти синоним «университета» в его описании студента из Оксфорда, «который давно обратился к логике» (Пролог, 1. 286).

130

Фогт, один из самых трезвых и внимательных исследователей истории Ренессанса, говорит, что имя Петрарки сияет звездой первой величины в литературной и интеллектуальной истории мира и ее свет не омрачился бы, даже если бы он не написал ни единого стиха на тосканском диалекте.

131

Валла Лоренцо (1407–1457) — итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Считал естественным все то, что служит самосохранению, удовольствию, счастью человека. (Примеч. ред.)

132

К о л е т Джон (ок. 1467–1519) — английский философ, теолог, просветитель и педагог. (Примеч. ред.)

133

Пико делла Мирандола Джованни (1463–1494) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. (Примеч. ред.)

134

Вульгата (общеупотребительная) — авторитетный для Римско-католической церкви латинский перевод Библии. (Примеч. ред.)

135

Возражения консерваторов против критического рассмотрения Эразмом Нового Завета и его ответы им интересны ввиду последних этапов того же конфликта. Один монах пишет ему: «В самом деле, мой дорогой Эразм, весьма вредно [указывать на расхождения между греческой и латинской копиями]. Поскольку, относительно целостности Священного Писания, многие будут спорить, многие усомнятся, если узнают, что в них ложна хотя бы одна строка или черточка… и тогда случится то, о чем Августин писал Иерониму: „Если признать, что в Священное Писание вкралась ошибка, какой авторитет останется у него?”». Доктор Эк, оппонент Лютера, «возражал… против метода библейской критики. Он возражал против содержащегося в ней предположения, что апостолы цитировали Ветхий Завет по памяти и, следовательно, не всегда правильно. Он возражал против инсинуации, что их греческий язык был разговорным, а не строго классическим».

Эразм ответил, «что, по его мнению, авторитет всего Писания не упадет из-за того, что евангелист неверно что-то припомнит, например, если он по оплошности вместо „Иеремия” скажет „Исаия”, потому что это не затрагивает никаких важных вопросов. Мы же не думаем дурно сразу обо всей жизни Петра из-за того, что Августин и Амвросий утверждают, будто даже после нисхождения на него Святого Духа Петр порой впадал в заблуждение, и, значит, наша вера в целую книгу не может поколебаться из-за того, что в ней найдутся отдельные недостатки» (Сибом. «Оксфордские реформаторы»).

136

Всякое реформаторское движение производит два вида реформаторов, каждый из которых стремится, может, к одной и той же цели, но пользуется совершенно иными средствами. Один считает, что реформа добьется успеха, только если останется в рамках старой организации и реформирует ее изнутри. Другой считает, что старое слишком застыло в своих догмах, чтобы реформировать его консервативными методами и спорами, и что единственный успешный путь — это бунт или даже революция. Нельзя утверждать, что это так или иначе во всех без исключения случаях, но, по крайней мере, там, где злоупотребления укоренились глубоко и где вообще происходили реформы, в истории это обычное явление, что их осуществляют мятежники, радикальные реформаторы, будь то благодаря успеху своей революции или, как это часто бывает, ее поражению. Эразм принадлежал к консервативным реформаторам, реформаторам изнутри, и, если оставить в стороне все богословские разногласия между ним и Лютером, он никак не мог быть последователем Лютера.

137

Г у т т е н Ульрих фон (1488–1523) — немецкий рыцарь-гуманист, публицист, политик. (Примеч. ред.)

138

Схоластическая тенденция и привычка — эти вещи чрезвычайно трудно выкорчевать из цивилизации или, точнее, может, чрезвычайно трудно поставить их на подходящее для них место. Увлеченность процессом и непосредственными мельчайшими результатами — нечто такое, чему почти невозможно противостоять из-за острого наслаждения, которое приносит успешное исследование, но, если поддаться ей, она превращается в ужасное рабство, и она разрушила больше перспективных интеллектуальных начинаний, чем все логические ошибки, вместе взятые.

139

П лиф он Георгий Гемист (ок. 1360–1452) — выдающийся философ, писатель, общественный деятель средневековой Греции и Италии. Крупнейшая фигура интеллектуальной жизни последних десятилетий существования Византии. (Примеч. ред.)

140

'Помпонацци Пьетро (1462–1524) — итальянский философ-схоласт, представитель философской школы александристов, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. (Примеч. ред.)

141

Автобиография Челлини — «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» (создана между 1558 и 1565 гг.) — одно из самых замечательных произведений литературы XVI в., в полной мере отражающее дух итальянского Возрождения. Автобиография Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио», где описывается период жизни Бенвенуто Челлини во Франции. В 1877 г. композитор Эмилио Боццано написал оперу «Бенвенуто Челлини» по либретто Джузеппе Перозио на основе все той же автобиографии. (Примеч. ред.)

142

«Государь» (встречается перевод «Князь») — трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. (Примеч. ред.)

143

Д’Альи Петр (1350–1425) — французский епископ Ле-Пюи; видный философ, теолог, представитель поздней схоластики. (Примем, ред.)

144

Praemunire facias — закон XIV в., запрещавший церкви посягать на верховную власть короля. (Примеч. пер.)

145

'Непотизм — раздача римскими папами ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий, земель родственникам. (Примеч. ред.)

146

А н н а т ы — сбор в пользу папской казны, взимавшийся с тех лиц, которые получали от папы пребенду (право на доход с церковной должности). Первоначально лишь экстраординарный или временный, сбор этот со времени Бонифация IX, во второй половине XIV в., стал правильным и постоянным, получив и свое название «аннат». Аннат равнялся или полному годовому (отсюда и название) доходу пребенды, или половине его. (Примеч. ред.)

147

Риенцо Кола ди (1313–1354) — итальянский политический деятель. (Примеч. ред.)

148

'Уиклиф Джон (1320 или 1324–1384) — английский богослов, профессор Оксфордского университета, основатель учения виклифистов, впоследствии превратившегося в народное движение лоллардов, реформатор и предшественник протестантизма. (Примеч. ред.)

149

Б е г и н ы — члены мужских религиозных общин. (Примеч. ред.)

150

Братство общей жизни — течение в русле духовно-религиозного движения Нового благочестия, достигшего расцвета в Германии и Нидерландах в так называемую эпоху «осени Средневековья» в первой трети XV в. на заре гуманизма. (Примеч. ред.)

151

Флагелланты — представители движения «бичующихся» (лат. flagellare — «хлестать, сечь, бить, мучить», лат. flagellum — «бич, кнут»), довольно распространенного в Западной Европе в XIII, XIV и отчасти XV вв. В отличие от «пенитентов» флагелланты бичевали себя преимущественно сами. (Примеч. ред.)

152

Ж е р с о н Жан (1363–1429) — виднейший французский богослов, доктор теологии, церковный деятель, проповедник и педагог, канцлер Парижского университета, реформатор системы образования. Почетное прозвище — Доктор наихристианнейший (doctor christia-nissimus). (Примеч. ред.)

153

Гуситы- сторонники антикатолического национального движения в Чехии (отчасти в Словакии), названного по имени религиозного реформатора Яна Гуса и принявшего в 1419 г. революционные формы. (Примеч. ред.)

154

Французская церковь сохранила некоторую независимость, скорее более выгодную королю, чем самой церкви. В 1682 г. из-за ссоры между Людовиком XIV и папой по поводу права короля назначать встречи в церкви собрание французского духовенства приняло 4 артикула галликанского клира. Они утверждали, что, во-первых, власть папы носит исключительно духовный характер и что он не может лишать королей престола, во-вторых, папы подчиняются решениям Вселенских соборов, в-третьих, папы должны править в соответствии с принятыми законами церкви и особенно с правилами галликанской церкви, и, в-четвертых, решения пап в вопросах веры имеют лишь временную силу, и, чтобы считаться данными раз и навсегда, они должны быть утверждены Вселенским собором. Эти пункты, как видно, подтвердили выработанные соборами принципы, однако не установили никакой реальной независимости.

155

Г а у э р Джон (1330–1408) — известный в свое время английский поэт. (Примеч. ред.)

156

Л енгленд Уильям (ок. 1331 — ок. 1400) — английский поэт, обличавший современные ему общественные порядки и выступавший как проповедник нового уклада жизни. {Примем, ред.)

157

Т а й л е р Уолтер (Уот) (1341–1381) — предводитель крупнейшего в средневековой Англии крестьянского восстания, вспыхнувшего в 1381 г. на фоне ухудшения положения, связанного с заменой натуральных платежей рентой, отъемом феодалами общинных земель, усилением крепостничества, особенно в поместьях крупных феодалов. {Примем, ред.)

158

Вплоть до того времени в Англии не было значительных ересей.

159

То есть причастия хлебом и вином, а не только хлебом, как принято для мирян в католической церкви. (Примеч. пер.)

160

Иероним Пражский (ок. 1380–1416) — чешский реформатор, ученый, оратор, друг и сподвижник Яна Гуса.

161

Лефевр д’Этапль Жак (1455–1536 или 1537) — французский богослов, философ-гуманист. (Примеч. ред.)

162

Цвингли Ульрих (1484–1531) — швейцарский реформатор церкви, христианский гуманист и философ. (Примеч. ред.)

163

Ш т а у п и ц Иоганн фон (ок. 1465–1524) — покровитель и друг Лютера, генеральный викарий ордена августинцев, организатор и профессор университета в Виттенберге. (Примеч. ред.)

164

Тецель Иоганн (между 1455 и 1470–1519) — саксонский монах, был настоятелем доминиканского монастыря в Глогау. Получил известность распространением индульгенций, которые продавал самым беззастенчивым образом, навязывая их, вымогая за них деньги, утверждая, что значение индульгенции превышает значение крещения. (Примеч. ред.)

165

95 тезисов (Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций) — документ, написанный Мартином Лютером с изложением критики богословия католицизма, в котором он утверждал, что господствующая религиозная доктрина губит веру. От этого документа отсчитывается начало Реформации и история протестантизма. Основной мотив и идея написания 95 тезисов — критика практики индульгенций и эксклюзивных прав римского папы прощать грехи, а также утверждение Священного Писания как единственного авторитета. (Примеч. ред.)

166

Интересный пример представляет собой следующий отрывок из Гогенегга, лютеранского придворного богослова в Саксонии времен Тридцатилетней войны: «Это так же ясно, как то, что солнце светит днем, что кальвинистская доктрина полна чудовищного богохульства, ужасных заблуждений и зла и диаметрально противоположна явленному нам святому Божьему слову. Взять в руки оружие в защиту кальвинистов — значит служить творцу кальвинизма — дьяволу. Воистину, мы должны положить жизнь за наших братьев; но кальвинисты — не братья наши во Христе, и поддерживать их — значит отдать себя и детей наших в жертву Молоху. Мы должны любить наших врагов, но кальвинисты — не наши враги, а Божьи».

Джон Коттон (1584–1652, теолог и общественный деятель, крупнейший представитель англо-американского пуританизма. — Ред.) в своем споре с Роджером Уильямсом (ок. 1603–1683, английский и американский протестантский теолог, один из первых сторонников свободы вероисповедания и секуляризма. — Ред.) о гонениях, как мне кажется, верно излагает позицию большинства ранних протестантов. Он говорит: «Я не думаю, что законно отлучать еретика и тем более преследовать его светским мечом до тех пор, пока по справедливому и полному убеждению не станет ясно, что он грешит не по совести, а против самого света своей совести».

167

Протест немецких князей и городов против действия собора в 1529 г., от которого и происходит слово «протестант», основывался на том принципе, что большинство не имеет права ограничивать совесть меньшинства.

168

Пресуществление (транссубстанциация, переход одной сущности в другую) — богословское понятие, обозначающее превращение в Таинстве Евхаристии хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. (Примеч. ред.)

Вернуться к просмотру книги Вернуться к просмотру книги