Санкт-Петербург и русский двор, 1703–1761 - читать онлайн книгу. Автор: Пол Кинан cтр.№ 47

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Санкт-Петербург и русский двор, 1703–1761 | Автор книги - Пол Кинан

Cтраница 47
читать онлайн книги бесплатно

Глава 4
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА

К концу XVII в. при большинстве королевских дворов по всей Европе существовал устоявшийся официальный календарь ежедневных занятий и развлечений, как и годовой цикл крупных праздников и годовщин. Это повседневное или еженедельное расписание опиралось на разнообразные элементы распорядка жизни правителя: вставание (lever) и отход ко сну (coucher), молитва, обед, занятия государственными делами, прием гостей и различные удовольствия, такие как охота, карточная игра, посещение развлекательных мероприятий – театра, бала-маскарада. Отдельные дворы по-разному оценивали символическое значение этих действий и, соответственно, отводили на них разное количество времени, денег и усилий. Как обычно, особенно тщательно регламентированный и наглядный пример представляет собой французский двор в Версале; двор Габсбургов во дворце Хофбург в центре Вены был менее обширным и существовал в ином контексте, но также строил свой распорядок вокруг ежедневных занятий правителя 573. Аналогичный основной принцип организации придворного календаря прослеживается и на других европейских примерах на протяжении XVIII столетия, в частности при баварском дворе в Мюнхене 574. Впрочем, неумеренные затраты на эти придворные удовольствия не везде встречали одобрение, и прежде всего при дворе Фридриха Вильгельма I в Берлине 575. И все-таки даже при дворах, отличавшихся бережливостью, подобно ганноверскому двору в Лондоне, праздники считались важным способом сплотить активные силы двора, вовлеченность которых и была искомым результатом 576.

В России новые социальные форумы в европейском стиле начали естественным образом возникать еще в Москве, особенно после возвращения Петра I из Великого посольства в конце 1690-х гг. В новом петербургском антураже этот процесс был уверенно продолжен и закреплен. Петр добился перемещения в город многих главных государственных учреждений и переселения ведущих дворянских и купеческих семей. Его преемники, за исключением юного Петра II, большую часть своих царствований пребывали в Петербурге или в его окрестностях, и это означало, что социальная элита в этот период в основном проживала здесь же. Из-за небольших размеров и особенностей планировки города пространство Петербурга сильно отличалось от традиционных для русской элиты сфер социальной жизни, иными словами, от обстановки в Москве и в их имениях. Теперь резиденции царской семьи и элиты находились ближе друг к другу и размещались рядом с главными городскими артериями – вдоль Невы и, позднее, Невского проспекта. При создании в Петербурге новых социальных форумов, таких как ассамблеи, эти новые черты способствовали созданию новой модели светского взаимодействия элиты, которое все больше напоминало обычаи ее современников в других европейских странах.

Естественно, что у этих светских мероприятий и у публичных государственных праздников, рассмотренных в предыдущей главе, существовали общие черты. Театральные и музыкальные представления, которые устраивались по случаю отдельных больших торжеств, включались как постоянный элемент в календарь жизни придворного общества. В настоящей главе мы сосредоточимся на изначально созданных в среде придворной элиты и доступных немногим социальных пространствах, которые, постепенно расширяясь, охватывали членов других групп российского общества. Театральные представления, музыкальные мероприятия и маскарады происходили как в царских дворцах Петербурга, так и в резиденциях высшей знати. Аналогичное пространство – Летний сад в рассматриваемый период использовался и для придворных праздников, и для обычного светского общения. Как таковые, эти мероприятия и развлечения демонстрируют влияние иностранных течений и вкусов на светскую жизнь русского двора и членов элиты. Такое времяпровождение вводилось изначально при покровительстве двора, и в результате участие в них поначалу ограничивалось его привилегированным кругом.

При этом, как и в других странах Европы, данный период отмечен тенденцией к расширению доступа к новым развлечениям для широких слоев городского общества, и не только дворян, но и других респектабельных социальных групп, например богатейшего городского купечества. Этот доступ зависел от ряда условий, осуществлялся от случая к случаю и сопровождался рядом жестких ограничений, касавшихся статуса, состоятельности или подходящей одежды приглашенных. Иностранные театральные труппы, которые приглашал двор, в поисках дополнительного заработка нередко устраивали платные представления для публики, принадлежавшей к еще более широким слоям. Кроме того, как и многие города раннего Нового времени, Петербург был местом, где устраивались народные гулянья, открытые как для привилегированных, так и для простых горожан. Эти мероприятия, как правило, представляли собой смесь русских традиционных (нередко сезонных) форм увеселения с теми, что предлагали иностранные антрепренеры. Их популярность говорит о преемственности народных традиций в социальной жизни Петербурга, а также показывает, что в этом он не отличался от любого другого европейского города.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ АУДИТОРИИ

Покровительство театру со стороны королевских дворов Европы раннего Нового времени являлось логическим продолжением их заинтересованности в поддержании ритуала и репрезентации власти. Пьесы, оперы и другие представления использовали и для развлечения, и для информирования, применяя такие же символы, метафоры и сюжеты, как в тех красочных церемониях, что создавались для больших придворных торжеств 577. К концу XVII в. посещение театра прочно вошло в круг регулярных придворных развлечений по всей Европе, несмотря на постоянную морализаторскую озабоченность его содержанием и формой. Но в то же время существовали различные подходы к проблеме открытого доступа публики в театры, патронируемые двором. В Англии благодаря покровительству со стороны королей и королев из сменявших друг друга династий утвердилась живая традиция театральной жизни, и в XVIII в. английский двор регулярно присутствовал на представлениях таких театров, как Друри Лэйн и Ковент Гарден. Здесь эти коммерческие театры предпочитали всяческим попыткам возродить дорогостоящие придворные театры, последний из которых погиб в огне пожара в Уайтхолле в 1698 г. 578 В Париже двор опекал и субсидировал три королевских театра, главным из которых был Комеди Франсэз, но финансовая необходимость заставляла эти театры открывать двери и для платной зрительской аудитории 579.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию