Санкт-Петербург и русский двор, 1703–1761 - читать онлайн книгу. Автор: Пол Кинан cтр.№ 63

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Санкт-Петербург и русский двор, 1703–1761 | Автор книги - Пол Кинан

Cтраница 63
читать онлайн книги бесплатно

Важным элементом дворянского образования в этот период становится усвоение манер и социальных ролей, соответствующих новым общественным пространствам Петербурга. Здесь вводились новые формы светских собраний, для которых уже не годился в неизменном виде тот тип официального поведения, который был принят у старомосковской верхушки, прежде всего по случаю церемониальных придворных мероприятий, но также и в обыденных ситуациях, вроде встречи и приема гостей. Первый русский трактат, посвященный обхождению в обществе, «Юности честное зерцало», был издан в 1717 г. как средство преодоления этой naïveté, патриархальности, в среде русской знати. Танцы – еще одна дисциплина, которую постигали молодые дворяне, – занимали видное место среди придворных развлечений. Они не только способствовали расширению светских контактов между мужчинами и женщинами, помогая преодолевать социальную неловкость на подобных собраниях, но и учили выразительно и свободно управлять своим телом. Наряду с происходившими в то время изменениями в одежде и внешнем облике, танцы сообщали своим участникам четко очерченные роли. В то же время полученные при этом навыки позволяли грациозно двигаться в недавно введенных европейских нарядах для дворянства и для других групп городского населения. Новая одежда не только изменяла физический облик, но и влияла на представления о красоте и благопристойности. Все эти преобразования требовали от петербуржцев, как и от русского общества в целом, держаться и одеваться на незнакомый манер, что не у всех получалось одинаково хорошо.

ОБРАЗОВАНИЕ

Ситуация в сфере образования часто используется для противопоставления Московского царства его европейским соседям в период раннего Нового времени. Церковь тогда сохраняла господствующие позиции в образовании и науке, которые она занимала в Средние века во всех странах Европы, хотя между западной и восточной христианскими традициями существовали серьезные различия. Расцвет гуманизма в эпоху Возрождения и острая идеологическая борьба времен Реформации оказали важнейшее влияние на объем и характер образования в западном христианском мире. Православное христианство вело многие свои традиции от византийского наследия, а полемика Реформации в основном была безразлична для православных, которые видели в своих западных единоверцах прежде всего еретиков. К тому же православное мировоззрение не поощряло традицию интеллектуальных исканий, побуждавших европейцев к философским и научным трудам в XVI–XVII вв. В отличие от средневековых учебных заведений Англии, Франции, Италии и Германии Россия основала у себя первый настоящий университет лишь в середине 1750-х гг. 776 Ведущими образовательными центрами Московского царства были Киево-Могилянская академия, подчиненная русским властям с присоединением Левобережной Украины в 1650-х гг., и Славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная в 1687 г. 777 Оба этих учреждения были знакомы с идеями и методами западного христианства и изучали их, но главной их целью была подготовка православного духовенства.

В Европе раннего Нового времени формы обучения были многообразны. Низы общества посылали своих детей в местную школу, где азам грамоты и некоторым практическим навыкам учил их приходской священник или всякий, кому была охота учить. Одним из таких примеров были Winkelschulen, начальные школы, существовавшие во многих германских городах, но регламентировать их работу было трудно, и нередко они вызывали нарекания 778. В верхних слоях общества для обучения детей имелось гораздо больше возможностей, как официальных, так и частных. У дворянства бытовала устойчивая традиция домашнего образования силами наставников, которую поддерживали такие авторы педагогических трактатов, как Джон Локк 779. Однако в отношении детей дворянства и прочих социальных групп существовала также тенденция перехода к официальному классическому образованию, предлагавшемуся в XVII в. в таких образовательных учреждениях, как английские грамматические школы, французские коллежи, германские Fürstenschulen 780. В тот же период происходил поворот к созданию специальных учебных заведений, предназначенных, главным образом, для дворян, например Ritterakademien в нескольких германских государствах. В этих академиях для дворянства преподавались как академические предметы, так и практические навыки, включая верховую езду, фехтование и танцы, считавшиеся обязательными для подготовки молодых дворян к их будущей роли гражданских служащих и офицеров 781. В XVIII в. известные учебные заведения такого рода открылись в Берлине (в 1717 г.), в Вулидже (в 1741 г.) и в Вене (в 1752 г.).

На протяжении почти всего периода раннего Нового времени в России отсутствовала официальная институциональная образовательная структура, помимо домашнего обучения, кроме школ для подготовки духовенства. За неимением такой структуры большинство русского дворянства обучалось на индивидуальной основе под руководством домашних или приходских священников, использовавших традиционные методы – Псалтырь, Часослов, азбуку, а горожане шли в обучение к опытным ремесленникам, чтобы освоить профессию 782. Петр I в 1670-е гг. на себе испытал недостатки традиционного образования, хотя общеизвестные черты его характера позволяют предполагать, что он не был усердным и послушным учеником 783. И поэтому Петр был убежден, что определенные меры для реформирования образования принять необходимо, чтобы повысить эффективность государственной службы некоторых групп русского общества, а также изменить их культурные установки. Интенсивный и часто технический характер петровского образования требовал много времени, а это значило надолго разлучать детей с родителями, особенно если для этого нужно было уезжать куда-либо внутри России или за границу 784. Так же как современники в других странах, Петр и его преемники горячо стремились реформировать и регламентировать образование, особенно подготовку будущих командиров армий и руководителей администрации.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию