Играющее Средневековье - читать онлайн книгу. Автор: Николь Кузнецова, Анна Пронина, Александр Шепс, и др. cтр.№ 17

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Играющее Средневековье | Автор книги - Николь Кузнецова , Анна Пронина , Александр Шепс , Фатима Хадуева

Cтраница 17
читать онлайн книги бесплатно

Фото А. Прониной


Французский король Генрих III Валуа в 1584 году издал указ, который требовал от мастеров изготавливать карты только из лучшего картона, расписывая исключительно индиго и киноварью.

Французская практика печати имен на придворных фигурах игральных карт закончилась с французской революцией в конце XVIII века. После того как республиканцы обезглавили Людовика XVI и Марию-Антуанетту, символы монархии во Франции были не в чести.

Однако теперь, когда этот вопрос не стоит так остро, на французских колодах снова стали подписывать имена королей и королев.

Интересно, что карты с индексами в углу (обозначение масти и достоинства) появились в XVII веке, но активно использоваться начали только в конце XVIII.

До начала XIX века бумаги было мало, производство ее было непростым. А оборотная сторона игральных карт была пустой. Так потрепанные колоды часто обретали вторую жизнь: на рубашках признавались в любви, из них делали свидетельства о заключении брака, визитные карточки, на них писали долговые расписки, рекламные объявления, ордеры на тюремное заключение. На задниках игральных карты были найдены записи Мольера, Наполеона и Руссо, списки гостей Людовика XVI.

Благодаря этому многие карты сохранились до наших дней.

В XIX веке на смену ремесленникам, изготавливающим игральные карты почти вручную, пришли промышленники, такие как Б. П. Гримо во Франции. Новые способы печати позволили создавать большие серии колод.


Цыганка Аза Петренко о значении карт в жизни цыганки и о своих первых картах с немецкими мастями


А.П.Аза, помните ли вы, когда в первый раз взяли в руки карты?


Аза Петренко. Нет такого дня, когда бы я встала утром и впервые взяла в руки колоду карт. Потому что карты были в моих руках всегда, я с ними выросла.

Моя бабушка гадала всю свою жизнь, и мы, ее внуки, выросли при этом. Я помню большую комнату в нашем доме, большие велюровые красные кресла, журнальный стол и на нем – бабушкины карты. Эта колода карт никого не удивляла, как сегодня никого не удивит, что в доме есть телевизор. И бабушка никогда карты не прятала. Они всегда лежали на одном месте.

Нас у бабушки было сорок два внука (у нее десять детей), и, будучи в ее доме, любой мог подойти и взять в руки эту колоду карт. Конечно, мы и рассматривали их, и играли ими, но всегда клали на место.

Иногда, когда бабушки не было, мы с сестрами заходили в эту комнату, рассаживались, кто-то надевал на себя косынку, это как бы бабушка, а другая сестра была за клиентку. И мы так гадали друг другу.

При этом у нас всегда было отношение к колоде карт как к живому человеку.


А.П.Аза, а что это была за колода? Обычные игральные? Таро?


Аза Петренко. Какая именно колода карт была у бабушки, я уже не помню, но называли мы ее «Желуди». Там, кажется, были нарисованы желуди и какие-то листья. С этой колодой бабушка проработала всю жизнь. И после нее на этой колоде никто не гадал, но некоторые из ее детей и внуков оставили себе на память о бабушке какие-то отдельные карты – на удачу и просто как память.

Карты – это как судьба. У каждого своя судьба. Никто не носит чужого креста. И карты точно также не передаются по наследству.


А.П.По вашему описанию похоже, что у бабушки была колода карт с немецкими изображениями мастей. Они как раз рисовали листья, желуди, бубенцы и сердца.


Аза Петренко. Не возьмусь сказать, что колода была именно немецкая, но точно помню, что привезли ее бабушке из Польши.


А.П.Аза, а когда вы сами начали не только играть с картами, но и гадать на них?


Аза Петренко. С первого класса я ходила гадать учителям. Все ведь в школе знали мою бабушку. Вся наша династия в той школе отучилась. Но, надо сказать, учителям я чаще гадала все-таки на кофе, а не на картах.

Работать с картами я начала с восьми лет. Тогда бабушка подарила мне МОЮ колоду карт. Я называю ее «Черная колода». Бабушка сказала, что она очень мне подходит, так как такая же жгучая, серьезная и сложная, как и я. Понимаю, что колода эта была куплена в магазине (ее тоже привезли нам из Польши), ведь она была абсолютно новая, но преподнесли мне ее не в коробочке, а замотанной в льняную серую тряпочку. Вероятно, потому, что перед тем, как вручить ее мне, бабушка наговаривала карты.

Этими картами я и пользуюсь по сегодняшний день, никогда им не изменяю. Правда, приходится докупать иногда такие же карты, и время от времени заменять то одну, то другую, так как они изнашиваются. Но просто взять и начать использовать другую колоду, пусть и точно такую же, я не имею права. Подмениваю карты по одной, жду, когда они приживутся, потом могу еще одну заменить. И естественно, старые карты не выбрасываю, я их прячу.

Я считаю, что колода карт живая. Карты из этой колоды – не просто бумажки с картинками, это, в некотором смысле, человек, который всегда со мной. И это очень близкий человек мне, член семьи. Карты могут капризничать, как человек, могут уставать. Я без этой колоды не выхожу из дома. Она всегда лежит у меня в сумке. Это не значит, что я постоянно достаю карты и использую, нет. Просто я с ними не расстаюсь. С восьми лет и по сей день они всегда со мной. Если я иду в магазин, они со мной, если я еду в отпуск, они со мной. Я паспорт могу забыть дома, но не карты.

А еще недавно сама себя поймала на том, что, когда заканчиваю работать и складываю карты, я обязательно их целую. Это правда. И когда я их достаю из своего кошелька, я их тоже целую. Я никогда не обращала раньше внимания, ведь это происходит просто машинально, как ты целуешь любимого человека, члена семьи.


А.П.Вас бабушка учила гадать? Или, может быть, по книжкам учились?


Аза Петренко. Когда мне бабушка подарила эту колоду, она мне сразу объяснила, что не нужно заучивать значения, как по учебнику. Ведь если я выучу одну какую-то схему, это будет стандартное гадание, если так можно выразиться. Ну, если я буду гадать, как в общедоступных книжках написано, я буду такая же, как все. Бабушка сказала, что я должна полюбить свои карты, выбрать из них какие-то особенные, может быть, даже не использовать всю колоду… Надо гадать картами, которые я чувствую, которые я люблю, и значение в них надо вкладывать свое собственное.

Кстати, если я сейчас иногда из интереса заглядываю в книжки, то обнаруживаю, что некоторые мои значения совпадают с общепринятыми, но далеко не все.


А.П.А по обычным игральным картам можно гадать? Вы умеете?


Аза Петренко. Конечно, я могу гадать и на обычных игральных картах.

Скажу по секрету, ни одна цыганка, ни одна гадалка не гадает себе на своих картах. Она гадает себе на простых картах. Если мне надо узнать о каком-то деле, получится – не получится, я либо раскладываю обычную игральную колоду, либо пью кофе и гадаю на кофе (а кофе я пью каждый день, и первая утренняя чашка, естественно, переворачивается, это как умываться по утрам – обязательный ритуал). Свою колоду я для себя не использую, я не испытываю судьбу.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию