Великие мусульманские империи. История исламских государств Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки - читать онлайн книгу. Автор: Бертольд Шпулер, Ханс Кисслинг cтр.№ 26

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Великие мусульманские империи. История исламских государств Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки | Автор книги - Бертольд Шпулер , Ханс Кисслинг

Cтраница 26
читать онлайн книги бесплатно

Мосул тоже противостоял атакам Надира под руководством вали Хаджи Хусейн-паши из семейства Дажлили. Члены этой семьи держали в руках бразды правления большую часть периода 1726–1834 годов.

Пока Северный Ирак страдал от османо-иранских сражений, Басра после отражения иранских атак в 1735 и 1743 годах пребывала в относительной безопасности, в то время как в Иране царили беспорядки. Английская Ост-Индская компания в 1727 году открыла в Басре факторию и в 1764 году поместила туда своего дипломатического представителя. Большой объем иранской торговли был повернут из Бушира в Багдад и Басру. Это была основная причина, подтолкнувшая иранского правителя Керим-хана Зенда к войне и захвату Басры в 1776 году. Также были проблемы в княжестве Бабан и нападения племен на шиитских паломников. Поражение заставило Порту предпринять действия против мамлюков Багдада. Умар-паша (1764–1776) был сменен чужаком, оказавшимся неспособным поддерживать порядок. В 1779 году, отчасти благодаря британским заявлениям, управление снова было поручено мамлюку — Сулейман-паше Великому [13]. Раньше он командовал гарнизоном в Басре и был в плену в Ширазе до окончания войны, когда в 1779 году иранцы покинули Басру. Его правление (1780–1802) сначала было вполне эффективным, но становилось слабее по мере того, как он старел. По большей части он мог контролировать племена дипломатическими или военными средствами. Оружие для своих войск он покупал у английской Ост-Индской компании, которая в 1798 году назначила своего представителя в Багдад. Несмотря на наводнения и эпидемии, возрождение Басры и Багдада продолжалось.

Ваххабиты, продвигаясь на север, начали атаки на Ирак в 1792 году. Они уже захватили Аль-Ахсу, шейх которой был османским вассалом, и заручились покорностью Кувейта. Набеги из пустыни не были новым явлением, но до этого они велись с некоторой долей рыцарства. Ваххабиты были фанатичны и безжалостны. Сначала их нападения отбивались местными войсками, которыми командовал шейх Тувайни, очень способный глава мунтафик. В 1797 году Сулейман-паша отправил войско под командованием Тувайни, чтобы захватить Аль-Ахсу. Шейх был убит, и его воины разбежались. В следующем году более сильная экспедиция с подкреплением из янычар под командованием мамлюка Али-паши достигла Аль-Ахсы, но довольно скоро отошла, и была достигнута договоренность о перемирии. Однако в 1802 году ваххабитский принц Сауд внезапно напал на Кербелу, где не было гарнизона, поскольку город считался святыней. Поводом для этого акта явилось то, что иракские шииты якобы напали на караван паломников, который вели ваххабиты. Над святыней надругались, ее сокровища были разграблены, не менее 5000 человек, мужчин, женщин и детей, были убиты. Насилие ужаснуло и суннитов, и шиитов, которые восстановили святыню с помощью Фатх (Фетх) Али-шаха. Тем временем Сулейман-паша умер, и его преемником после борьбы стал Али-паша, который отразил нападения ваххабитов на Наджаф и Хиллу в 1803 и 1806 годах, но не смог сломить господство ваххабитов в пустыне. Он был убит в 1807 году. Преемником стал его племянник Сулейман-паша Маленький [14].

Султан Махмуд II, надеявшийся укрепить империю, проводя политику централизации, сделал первую попытку изгнать мамлюков из Багдада в 1810 году. Имперские войска свергли и убили Сулеймана, но не смогли поддержать порядок. Порте снова пришлось признать власть мамлюков. После ожесточенной фракционной борьбы выбор пал на Дауд-пашу, который стал последним мамлюкским правителем Багдада. Дауд-паша родился в христианской семье в Грузии и был продан в возрасте тринадцати лет. Он был неразборчив в средствах, но завоевал репутацию благочестием и исламской ученостью. Его двор был всегда пышным и помпезным.

Помимо обычных проблем с арабскими племенами и внутренними разногласиями среди мамлюков, Дауд-паша оказался втянутым в более серьезную борьбу с курдами и войну с Ираном. Иранцы в 1808 году снова предъявили претензии на Шахразур, когда Абд ар-Рахман-паша Бабан, потерпев поражение от противника, который пользовался поддержкой мамлюков, бежал в Тегеран и заключил союз с Фатх Али-шахом. И хотя Порта впоследствии восстановила Абд ар-Рахмана, каджарское правительство считало Бабанов иранскими вассалами. В 1818 году, когда противники Бабанов получили поддержку Дауд-паши и каджарского правителя Кирманшаха Мухаммеда Али Мирзы, последний вторгся в Ирак и разгромил силы мамлюков. После этого иранские войска остались в Сулеймании. Хотя Фатх Алишах не планировал отвоевывать Ирак, иранцы сильно переживали из-за разграбления Кербелы и знали, что, когда Махмуд II начал кампанию против полунезависимых деребеев Анатолии, неприязнь начала распространяться среди лидеров османских курдов. Рейды двух османских курдских племен на Маку, что в иранском Азербайджане, в 1821 году дали повод к конфликту, и русские подтолкнули иранцев к войне. Войска, посланные принцем Аббасом Мирзой из Азербайджана, проникли к Вану и Битлису. Из Кирманшаха Мухаммед Али Мирза, разгромив мамлюков, добрался до Баакубы, что недалеко от Багдада, где его войска сильно пострадали от холеры, от которой и он сам позже умер. В следующем году иранцы дошли до Шахрабана, что к югу от Ханакина, но не смогли взять Киркук. Хотя мирный договор, подписанный в Эрзеруме в 1823 году, установил возвращение к статус-кво, граница не была обозначена, и иранцы продолжали претендовать на Сулейманию и держали там войска до 1834 года. Княжество Бабан уцелело, и распри в нем продолжились.

Некоторое время внимание Махмуда II отвлекали от Ирака и Курдистана более важные вопросы. После истребления янычар в Стамбуле в 1826 году Дауд-паша, повинуясь указаниям Порты, распустил местных янычар, после чего попытался модернизировать свои местные силы с помощью французского инструктора и британского оружия. Существование автономного режима в Ираке вызвало большое беспокойство в Стамбуле, когда Мухаммед Али-паша из Египта выдвинул претензии на Сирию. В 1830 году султан объявил о смещении Дауд-паши. Эмиссар, доставивший соответствующий декрет, был арестован в Багдаде и казнен. В 1831 году армия под командованием нового правителя Али Рида-паши выступила из Алеппо в Багдад, где почти не встретила сопротивления. Город и гарнизон сильно пострадали от разлива Тигра и эпидемии чумы. К самому Дауду отнеслись благосклонно, и он окончил свою жизнь хранителем святынь в Медине. Мамлюки были уничтожены. Таким образом, Порта вернула Ирак за год до того, как сын Мухаммеда Али-паши Ибрагим завоевал Сирию.

Пока Сирия оставалась под египетской оккупацией, в османском Курдистане стали вспыхивать и быстро разгораться мятежи против политики султана. Хотя их называли «курдской борьбой за свободу», они не были ни синхронизированы, ни скоординированы. Их лидеры ставили во главу угла племенные и династические мотивы, а объединению мешали трудности связи. Правительство султана, несмотря на его слабость, в 1834 году без труда навязало прямое правление в Мосуле и в 1835 году смогло послать карательную экспедицию против Сиваса под командованием Рашид-паши, прежнего великого визиря. Главными мятежниками являлись Мухаммед-паша из Равандуза, Саид-бей из Амадии и Бадр-хан из курдской области Бохтан. Страна между Ирбилем и окрестностями Диярбакыра находилась в руках повстанцев, пока Рашид-паша и правитель Мосула не разгромили их одного за другим. После смерти Рашид-паши в 1836 году Бадр-хан создал племенную конфедерацию на севере и распространил свое влияние на очень большую территорию. Его удалось подавить только в 1845 году. Османские власти использовали и дипломатию, и силу, но так и не смогли установить эффективный контроль над некоторыми отдаленными регионами. Династия Битлиса прекратила свое существование в 1847 году. В какой-то степени эти неприятности нарушили симбиоз курдов и христианских меньшинств. Мятежный правитель Хаккари Нурулла-бек — в этом регионе находилась резиденция несторианского патриарха — в 1843 году убил большое число ассирийцев (несторианцев), а потом снова — в 1847–1848 годах. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов русские попытались поднять армян и курдов и поддержали мятеж сыновей Бадр-хана, потомки которых в XX веке стали видными участниками курдского национального и культурного движения. Именно курдские дела вызвали новые османо-иранские трения, когда иранцы в 1840 году снова послали войска в Сулейманию. Два правительства под давлением британцев и русских в 1842 году согласились на переговоры, и в 1847 году был подписан второй Эрзерумский (Эрзурумский) мирный договор, по которому иранцы отказались от притязаний на Сулейманию и получили большую часть спорного региона Зухаб. Тогда османские войска переместились в Сулейманию и нанесли поражение Бабанам, последний паша которых был низложен в 1851 году.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию