Монголы на Руси. Русские князья против ханов восточных кочевников - читать онлайн книгу. Автор: Джеремия Кэртин cтр.№ 97

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Монголы на Руси. Русские князья против ханов восточных кочевников | Автор книги - Джеремия Кэртин

Cтраница 97
читать онлайн книги бесплатно

Немцы сразу начали с ним войну, но потерпели поражение. Празднуя победу, Миндовг сделал огромное жертвоприношение. Ему было недостаточно сжечь быков и коней; он сжег одного из плененных рыцарей верхом на коне в полном боевом вооружении как жертвоприношение.

После брака своей дочери с сыном Даниила Миндовг стал поддерживать дружеские отношения с Русью. Он провел не один военный поход против ятвягов и непокорных литовцев вместе с Даниилом и Василько, а также против поляков и князей Северной Руси. Он пошел против ливонских рыцарей, чтобы отвоевать Ригу. После того как овдовел, Даниил женился на племяннице Миндовга. Теперь у Миндовга была власть, но он стал слишком значимой фигурой для своей семьи. Родственников злило его высокомерие, они не позволяли ему возвеличиваться, и, хотя он был единственным правителем в Литве, они не переставали строить планы его убийства. Наконец, личная ненависть подчинила себе этого человека.

Жена Миндовга умерла в 1262 г., и он сильно горевал. Ее сестре – жене князя Довмонта – он послал такое сообщение: «Твоя сестра умерла; приезжай к нам». Когда она приехала, Миндовг сказал: «Умирая, твоя сестра завещала мне жениться на тебе, чтобы ее дети не терзались». И он взял в жены свою свояченицу.

Довмонт, сильно разгневавшись, задумал убить Миндовга. Союзника он нашел в лице жемайтийского князя Тройната. В 1263 г. Миндовг послал все свои войска против Романа Брянского, который правил на восточном берегу Днепра. Довмонт участвовал в этой войне. В пути он заявил военачальникам, что колдун предостерег его идти дальше, и, оставив войско, отправился прямо в замок Миндовга, где убил его и двух его сыновей.

Тройнат, по всей вероятности заключивший сделку с Дов-монтом, начал править вместо Миндовга в Литве, а также в Жемайтии и послал гонца к своему брату Товтивилу Полоцкому, чтобы сказать ему: «Приходи немедленно; мы захватим всю землю и имущество Миндовга».

Такое разделение вызвало ссору. Товтивил начал думать, как убить Тройната, а Тройнат – как избавиться от своего брата. Боярин Товтивила сообщил Тройнату о замысле князя. Тройнат, оказавшись проворнее Товтивила, убил его и стал править без помощников, но его правление было недолгим. Тройната убили четверо конюших Миндовга – так они отомстили за своего князя.

Когда Войшелк узнал о смерти своего отца, он поехал в Минск, но, получив известие, что Тройнат убит, он с войском из Пинска отправился в Новогрудок, а оттуда, взяв еще воинов, пошел в Литву, где его с радостью приняли приверженцы отца. Он стал править и, словно для того, чтобы заставить людей забыть, что он когда-либо носил монашескую рясу, принялся убивать своих врагов везде, где их находил. В своей новой роли мстителя он превзошел самого себя. Вдоль берегов Немана и всех границ Жемайтии Войшелк лил кровь за смерть своего отца. Когда он вернул себе все владения, отнятые у Миндовга, расширил их и почти истребил врагов своего отца, он уступил все своему зятю. Он пожелал стать монахом и удалиться на гору Афон. Как ни упрашивал его Шварн, он не захотел остаться и иметь земные владения. «Я много согрешил перед Богом и людьми, – ответил Войшелк. – Правь ты, на земле сейчас мир».

Это произошло в год смерти Даниила Галицкого, и незадолго до нее Войшелк попросил у него охранную грамоту на гору Афон. Но так как в Болгарии шла война, предполагаемый монах был вынужден повернуть назад, не увидев святую гору. Тогда он поселился в Волыни, построил монастырь и провел остаток своей жизни в уединении.

Войшелк и Довмонт считаются двоюродными братьями. Судьба обоих поразительна: один стал монахом, другой – воином. Довмонт бежал от гражданской войны в Литве, забрав с собой свое войско. Он был крещен в Пскове и женился на дочери князя Дмитрия – сына Александра Невского. Он сделался любимцем своего тестя. После этого Псков стал безопасным местом в отношении нападений не только литовцев, но и ливонских рыцарей, которых Довмонт отбросил от стен города и преследовал их и в чаще леса. И хотя Довмонт участвовал во многих сражениях, он ни одного из них не проиграл, а псковичами правил твердо и мудро. Войшелк надел монашескую рясу, но и ряса, и строительство монастыря Войшелком не считались чем-то важным, а вот меч Довмонта и в настоящее время хранится как святыня в Пскове.

Литва погрузилась в анархию. Не прекращалась борьба между потомками Миндовга и другими князьями, которые не желали принимать их верховную власть, и в стране не появилось ни одного выдающегося человека до Гедимина. В 1315 г. Гедимин сменил Витеня, и приблизительно в это же время умер Юрий Львович – внук Даниила и последний князь Галицкий и Волынский.

В 1316 г. двое сыновей Юрия – Андрей и Лев – поделили между собой Волынь и Галич. Но огромная вотчина Романа принесла мало пользы его слабым и последним потомкам мужского пола. У каждого из этих сыновей Юрия Львовича было по дочери; одна из них вышла замуж за мазовецкого князя Тройдена, а другая – за сына Гедимина Любарта. Любарт получил Волынь вместе с княгиней и заявил свои права на Галич. Таким образом, Литва во времена Гедимина увеличилась почти на всю Южную Русь.

Тем временем Рим не переставал считать Литву одним из своих епископств. Церкви Ливонии и Литвы числились храмами сопредельных государств, а папа действовал в Литве через Ливонию. Но приблизительно в то время, когда начал править Гедимин, начался спор между рыцарями и епископом Рижским. Епископ пожаловался папе, что рыцари своей жадностью, тягой к власти и жестоким обращением отвращают народ от христианства. Рыцари заявили, что епископы оказывают влияние на завоеванный народ: настраивают его против рыцарей и поощряют его языческие обычаи. Они доказали папе, что епископ Рижский не раз звал людей действовать против ордена, что епископы вели тайные переговоры с литовскими князьями и распространяли свое влияние на народ, действуя вопреки ордену, и использовали орден только тогда, когда были нужны его услуги. Ввиду таких противоречивых утверждений папа иногда вставал на сторону епископа, а иногда – ордена, не мешая, однако, ни той ни другой стороне продолжать «священный труд» обращения в христианство неверных.

Через епископа Рижского папа получил в 1323 г. сообщение от Гедимина, в котором говорилось, что он готов принять крещение, равно как и весь подвластный ему народ. Он попросил, чтобы рыцарям воспрепятствовали начать войну с Литвой, и заявил, что орден не давал ему установить прямые отношения с курией, что рыцари никак не помогали обращению населения в христиан.

Одновременно были отправлены письма рижским францисканцам и доминиканцам с просьбой прислать в Литву монахов. Письма были также посланы и в Германию с предложением установить свободную торговлю и просьбой прислать колонистов. Папу обрадовало письмо Гедимина, и он приказал ордену прекратить воинственные действия ввиду обращения Литвы в христианство. Архиепископ Рижский заключил дружественный союз с Гедимином, к которому был вынужден присоединиться и орден.

В должное время из Рима прибыли посланники, и, когда подтвердили все договоренности между Литвой и Ливонией, они отправились искать Гедимина, чтобы ввести католическую веру в его столице и других местах. Они намеревались крестить и короновать литовского князя, а затем крестить всех его подданных, но этого они не смогли сделать.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению