Йемен. Земля ушедших в легенды именитых царств и народов Древнего мира - читать онлайн книгу. Автор: Игорь Сенченко cтр.№ 148

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Йемен. Земля ушедших в легенды именитых царств и народов Древнего мира | Автор книги - Игорь Сенченко

Cтраница 148
читать онлайн книги бесплатно

Возвращаясь к разговору о времени начала советско-йеменских переговоров по вопросу о заключении Договора о дружбе и торговле, следует отметить, что проходили они на фоне резко обострившихся отношений имама Йахйи с англичанами. В конце июня – начале июля 1928 г. британцы предприняли против имама Йахйи несколько военных операций. Так, войска султаната Лахдж, одного из английских протекторатов на территории Южного Йемена, вторглись в пределы королевства с суши, но потерпели поражение. Затем английская воздушная эскадрилья бомбардировала города Таиз и Дамар (британцы потеряли во время налетов 4 аэроплана). Не преуспели англичане и в том, докладывал М. Аксельрод (советский разведчик-арабист, работавший под прикрытием в Йемене и Хиджазе), чтобы «поднять в Йемене восстание племен». Против короля выступило только одно племя, бану зараник, во главе со сторонником англичан шейхом Ахмадом Фатини. Учиненный им мятеж в Тихаме, спонсированный англичанами, подавил принц Сайф ал-Ислам, сын короля. Оружие мятежникам, как выяснилось в ходе следствия, британцы поставляли со складов своего гарнизона на острове Перим.

Остров этот, с расквартированным на нем отрядом Аденского гарнизона, писал в своем сочинении «Наш новый протекторат» член Палаты общин английского парламента Каралайл МакКоан, давал Англии возможность не только контролировать судоходство через Врата плача (Баб-эль-Мандебский пролив), но и отслеживать положение дел на обоих побережьях Красного моря.

Из истории острова Перим известно, что:

– в 1511 г. португальцы, стремившиеся к тому, чтобы забрать в свои руки Красное море, установили на нем военно-сторожевой пост, построили казарму и возвели первые укрепления;

– 03.05.1799 г. подполковник Мюррей, состоявший на службе Английской Ост-Индской компании, высадил на острове десант и объявил его собственностью Британской империи. Цель захвата острова состояла в том, чтобы преградить путь Бонапарту, вынашивавшему планы продвижения из Египта через Баб-эль-Мандебский пролив в Индийский океан для броска на Индию. Однако уже 26 февраля 1800 г. из-за экстремальных климатических условий и отсутствия питьевой воды и продуктов, которые доставляли с материка, английский гарнизон вынужден был покинуть остров;

– в очередной раз англичане обратили внимание на остров и начали постепенно его осваивать после захвата Адена (1839). В 1851 г. на Периме действовал уже маяк и располагался военно-дозорный отряд Ост-Индской компании;

– в 1857 г. остров Перим официально вошел в состав Британской империи и оставался ее владением до ухода англичан из Южной Аравии.

Во время английской военной кампании 1928 г. итальянцы, преследовавшие свои цели в Йемене, прислали королю Йахйе «транспорт с военным снаряжением». Прибыл он в Ходейду, под охраной двух гидропланов. В предоставлении помощи вождю племени бану зараник итальянцы отказали (22).

Вслед за заключением Договора о дружбе и торговле между Йеменским королевством и СССР и налаживанием Всесоюзной Восточной Торговой Палатой – при активном содействии наследного принца Йемена Сайфа ал-Ислама – торговых отношений «советскими хозяйственными организациями» с «йеменским купечеством» встал вопрос о назначении в Йемен первого советского постоянного представителя.

Из служебной записки заведующего Отделом Ближнего Востока НКИД Сергея Константиновича Пастухова (1887–1940) на имя Л. М. Карахана от 18.03.1929 г. следует, что вопрос этот для Йемена был в то время непростым. Суть просьбы на этот счет имама Йахйи заключалась в том, чтобы с учетом непростой для королевства внешнеполитической обстановки, не позволявшей принять в г. Сана’а’ дипломатического представителя СССР, «советская сторона сочла бы возможным назначить кого-либо из советских граждан, занимающихся торговлей, временно исполнять обязанности такого представителя». С учетом такой просьбы С. К. Пастухов предлагал «облечь функциями посредника между правительствами СССР и Йемена» одного из советских «купцов». И таким “купцом”, по мнению С. Пастухова, мог бы стать К. Хакимов. «Тов. К. Хакимов, – отмечал С. Пастухов, – будет иметь мандат от Ближвостгосторга [Экспортно-импортной конторы Госторгов по торговле с Турцией и Ближним Востоком], и формально… считаться генеральным уполномоченным Ближвостгосторга в Йемене». На самом же деле «коммерческая ответственность» за все торговые операции с этой страной «будет лежать на т. Белкине… По существу, т. Хакимов будет выполнять функции полпреда…» (23).

В письме от 13 мая 1929 г. Л. М. Карахан информировал руководство Наркомата внешней торговли (НВТ) о том, что «бывший… полпред в Геджазе [Хиджазе] т. Хакимов командируется в Йемен торговым представителем СССР». Отмечал, что так как «йеменское правительство специально просило» Москву о том, чтобы ее «представитель в глазах внешнего мира был только “купцом”», то НКИД и «поставил в Инстанции [Политбюро] вопрос о назначении т. Хакимова генеральным представителем Ближвостгосторга, то есть той организации, которая ведет торговлю в Йемене» (24). Представительство Ближвостгосторга, сообщал Л. М. Карахан, планируется открыть (с учетом всего сказанного выше) в г. Сана’а’, а контору – в г. Ходейда, в центре экспортно-импортных операций Йемена.

В 1928 г., когда велись переговоры о заключении советско-йеменского Договора о дружбе и торговле, «наиболее значимыми» среди аравийских рынков являлись, по мнению советских специалистов, рынки Хиджаза и Йемена. Советская торговля в Аравии, по их расчетам, «могла дать товарооборот в 1–2 млн. руб.» (25).

Общий товарооборот Йеменского Королевства за 1927–1928 финансовый год, как следует из донесений М. Аксельрода и Н. Белкина, составил 26, 5 млн. талеров Марии Терезии (или 2,550 млн. фунтов стерлингов). Из них 15 млн. талеров пришлось на ввоз и 11,5 млн. – на вывоз (талер Марии Терезии приравнивался к 90 коп.) (26).

Главными «торговыми воротами» Йеменского королевства считалась в то время Ходейда. Через этот порт осуществлялось до 70 % импорта и более 80 % экспорта. Основными товарами вывоза были: 1) кофе – 29 937 мешков (по 80 и 100 кг. зерен в мешке); 2) кожсырье – 6121 свертков-связок (по 150 кг. в свертке для тяжелого кожсырья и по 200 шт. в связке для мелких кож); 3) хенна (лавсония неколючая, из листьев которой получают хну) и сенна (лечебное дикорастущее растение), а также овечье масло и мед.

Монопольное положение на рынке продовольственных товаров занимала Индия. Она поставляла в Йеменское королевство 100 % ввозимых в страну муки, риса и пряностей, и 75 % сахара. Роль Англии в торговле с Йеменским Королевством, несмотря на то, что британские промышленные товары с местных рынков вытесняли Германия и Япония, все еще оставалась весомой. В рассматриваемый нами отчетный период (1927/1928) ее доля в суммарном ввозе мануфактуры составляла 50 %, а керосина – 45 % (27).

Участие Советского Союза во внешней торговле Йеменского королевства в те годы не было сколько-нибудь значимым. На долю СССР приходилось всего лишь 2,3 % импортируемого в страну сахара и 3,5 % муки. Причиной тому – отсутствие регулярного пароходного сообщения (в 1927/1928 фин. году Ходейду посетило лишь одно советское торговое судно).

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию