Султанат Оман. Легенды, сказания и факты истории - читать онлайн книгу. Автор: Игорь Сенченко cтр.№ 66

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Султанат Оман. Легенды, сказания и факты истории | Автор книги - Игорь Сенченко

Cтраница 66
читать онлайн книги бесплатно

В 950 г. карматы повторили набег на Оман, и в захваченных ими нескольких районах стали собирать дань. Попыток удержать за собой Оман, сообщают местные хронисты, правители карматов не прекращали до 985 г.

По мнению Ибн Сирхана, автора «Анналов Омана», переведенных полковником Чарльзом Эдвардом Россом, политическим агентом в Омане (1872–1891), ни один имам после имама ал-Салта ибн Малика (правил 851–885) не признавался таковым всеми провинциями и племенами Омана, а только некоторыми из них [211].

В тесных отношениях с карматами состоял, к слову, очень популярный в Омане выдающийся арабский поэт ал-Мутанабби (915– 965). Родился он в Куфе, в семье водоноса. Когда в 925 г. карматы напали на Куфу, он ушел вместе с ними. Жил в пустыне.

Участвовал во многих походах карматов. Угодил в тюрьму, за что и получил прозвище ал-Мутанабби. Выйдя на свободу (935), сделался странствующим поэтом. Зарабатывал на жизнь сочинением стихов. В 948 г. поступил на службу ко двору халебского князя Сайфа ад-Даулы. В 957 г. перебрался ко двору Абу-л-Миска Кафуру в Египет. Пытался даже стать губернатором Сидона, но получить эту должность не смог. В отместку написал сатирический памфлет на Кафура, и вынужден был бежать из Египта. Затем жительствовал и творил в Ширазе, при дворе шаха (до 965 г.). Пал от руки убийцы, во время путешествия в Куфу (965). До нас дошли свыше 100 написанных им касид (од).

С конца 945 по 1055 гг. ‘Аббасиды находились под властью иранской дейлемитской династии Буидов (Бувайхидов), правившей в западном Иране и в Ираке. В декабре 945 г. они во главе со своим военачальником, Ахмадом ибн Бувайхой, одним из трех сыновей основателя династии, Абу Шуджа Бувайха, вошли в Багдад. Халиф ал-Мустакфи пытался, было, бежать, но не сумел, и подчинился Буидам. Ахмад ибн Бувайха принял титул Муиз ад-Давла, и вся власть в Халифате де-факто перешла к Буидам. Имя Ахмада чеканилось на монетах вместе с именем халифа, и упоминалось в хутбе (проповеди) во время пятничных молитв. Два брата Ахмада, Али и Хасан, помогавшие ему в управлении, приняли титулы Адид ад-Давла и Рукн ад-Давла. Последующие сто десять лет ‘Аббасиды находились под пятой эмиров из династии Буидов, и никакой реальной властью в Халифате не обладали.

Амир Омана, Йусуф ибн Ваджих, Буидов не признал. В это самое время произошел разрыв между Буидами и карматами. Союз их, установленный в 950 г., распался, чем и решил воспользоваться Йусуф ибн Ваджих. Он вступил с карматами в переговоры по вопросу об их участии в задуманном им набеге на Басру. Пообещав верховному даи отдать Басру на разграбление карматам, он подвиг его к совместным действиям – к оказанию ему помощи с суши во время его штурма Басры с моря.

О планах Ибн Ваджиха стало известно находившемуся в то время в Ахвазе буидскому вазиру ал-Мухаллиби. Он с приданным ему войском поспешил в Басру, и вошел в нее до прибытия флотилии Йусуфа ал Ваджиха. Происходило это в начале 952 года. Бросив якорь у Басры, Ибн Ваджих узрел, что город – начеку, и неожиданно напасть на него, как он планировал, не получится. Более того, донесли ему и о том, что на помощь осажденной им Басры идет с войском Муиз ад-Давла, и что военный отряд карматов во главе с братом Абу Тахира, Абу Йакубом Йусуфом ал-Хассаном ал-Джаннаби, двигавшийся ему на подмогу, Буиды перехватили и принудили отступить.

Несмотря на все это, Йусуф ибн Ваджих взять Басру все же попытался. Однако после двух дней безуспешных боев, потеряв большую часть флота и почти все свое войско, вынужден был операцию свернуть и возвратиться в Оман.

В 953 г. Нафи, черный раб Йусуфа ибн Ваджиха, убил своего господина и занял его место, наместника ‘Аббасидов в Омане. Оставался у власти 12 лет (953–965).

В 963 г. амир аль-умара (верховный главнокомандующий) и вали (губернатор) Ирака, Муиз ад-Давла, вознамерился забрать в свои руки и ставший ненавистным ему Оман. Распорядился отправить туда из Басры военно-морскую экспедицию. Возгавить ее поручил своему вазиру, Абу Мухаммаду ал-Хассану ибн Мухаммаду ал-Мухаллиби, хорошо проявившему себя в ходе обороны Басры. Во время перехода собранной им армии из Багдада в Басру вазир тяжело заболел, и через два месяца умер. Гроб с его телом доставили в Багдад, где и захоронили. Поход на какое-то время отложили. Муиз ад-Давла, что интересно, сразу же конфисковал все имущество вази-ра, движимую и недвижимую собственность, нажитую им за 13 лет нахождения на своем посту. Перешли к Муизу ал-Давле и все рабы вазира, его жены и наложницы.

Прошло месяца три прежде чем Муиз ад-Давла вознамерился реализовать свои планы по захвату Омана. Возглавить экспедицию решил лично (по другим источникам, доверил это дело своему брату, Адиду ад-Давла). И она возымела успех. Оман вновь стал провинцией Халифата. Нафи прилюдно присягнул на верность Муизу ад-Давле. Имя Муиза ад-Давла стали произносить в хутбах во время пятничных молитв в оманских мечетях и чеканить на оманских монетах. Покидая Оман (963 г.), амиром и сборщиком дани в землях Омана Муиз ад-Давла назначил Нафи, которому удалось завоевать его доверие.

Вскоре после того, как легионы Буидов покинули земли Омана и возвратились в Басру, ибадиты Омана решили отпасть от Халифата, оказавшегося во власти Буидов, и объявили о независимости Омана. Оказать им помощь в этом деле обещали карматы. И прежде чем Нафи успел принять меры по подавлению мятежа ибадитов, карматы уже вошли в Эль-Джауф и Захиру. Получив подкрепление с Бахрейна, продвинулись к Низве, и заняли большую часть горных районов Омана.

Потерпев поражение в схватке с ибадитами и карматами, Нафи бежал в Месопотамию, и оповестил Буидов о случившемся.

Войско карматов, пришедшее в Оман, насчитывало 8–10 тысяч человек. По отношению к местному населению карматы вели себя как захватчики, всячески притесняли оманцев и обирали их.

Покидая Оман, военачальник карматов оставил их представителем в Омане, уполномоченным присматривать за землями Омана и собирать дань, ‘Али ибн Ахмада. Хронисты Омана называют его самым жадным и бесчестным из всех тех сборщиков дани, которых оманцам довелось повидать до него. Рассказывают, что, помимо официальной дани, он еще бесстыдно установил для оманцев какой-то выдуманный им налог, который намеревался взимать в личных целях. Жадность этого человека не знала границ, и по прошествии нескольких месяцев оманцы добились его замены.

Новым представителим карматов и сборщиком дани в землях Омана стал коренной оманец, Ибн Тугхан, вождь небольшого племени. Это вызвало недовольство у многих вождей влиятельных и крупных племен. И Ибн Тугхана, повествуют своды «аравийской старины», охватила злоба. Он собрал совет старейшин нескольких именитых родоплеменных кланов. И практически всех тех, кто отозвался на его приглашение и прибыл на встречу, захватил. Таковых оказалось немало, человек восемьдесят. Некоторых из них он поставил на мечи, других – утопил. Прошло какое-то время и на очередной встрече шейхов племен двое племянников одного из казненных им шейхов убили Ибн Тугхана.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию