Сибирь научит. Как финский журналист прожил со своей семьей год в Якутии - читать онлайн книгу. Автор: Юсси Конттинен cтр.№ 55

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Сибирь научит. Как финский журналист прожил со своей семьей год в Якутии | Автор книги - Юсси Конттинен

Cтраница 55
читать онлайн книги бесплатно

Сибиряки – не сверхлюди с иммунитетом к холоду. За свою жизнь человек не может привыкнуть к холоду, он лишь может научиться приспосабливаться к нему, например при помощи обогрева или одежды. Культура заполняет собой пространство, которое остается между холодоустойчивостью человеческого тела и климатом.


Сибирь научит. Как финский журналист прожил со своей семьей год в Якутии

Говорят, что сибиряк – не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается.

Сибирь научит. Как финский журналист прожил со своей семьей год в Якутии

Для человека тропического происхождения единственным способом выжить в Сибири было напялить на себя шкуру диких животных.

Когда я поехал из Саккырыра в шестичасовое путешествие на снегоходе в гости к оленеводам, мне выдали рукавицы из росомахи, шубу из снежного барана, двойные унты, штаны, шляпу из оленьей кожи и воротник из песца. Мне было тепло, но я почти не мог пошевелиться. Зимняя одежда сибирских народов – результат многовекового развития, она сильно отличается в зависимости от местности, климата и рода занятий. В Якутии, где климат экстремально холодный, но сухой, в ходу максимально толстые шубы. Штаны и куртка могут быть отдельно, потому что сильные ветра тут редкость. Эвен-оленевод в той же Якутии может прекрасно спать ночью хоть на снегу в спальном мешке из снежного барана, на коврике из шкуры зайца или оленя.

Ненцы, пасущие большие стада оленей в безлесной тундре, придумали для себя малицу – колоколовидную рубаху до колен, сшитую из оленьих шкур, к ней пришиты рукавицы. При снежной буре можно завернуться в ветронепроницаемую малицу, как в мешок, и хоть спи в ней. На ноги надевают до самого паха уютные сапоги из оленьей шкуры – кисы или пиво. У чукчей и эскимосов в Беринговом проливе издревле в ходу специальный костюм для морского климата – дождевик, сшитый из кишок моржа, штаны из нерпы и вырезанные из кожи или кости солнечные очки с длинным узким отверстием. Одежда из оленьей шкуры пользуется популярностью у всех северных народов. Благодаря полой структуре оленья шерсть – очень теплый материал, плохо только то, что она быстро протирается.

Водитель моего снегохода в Саккырыре, 25-летний Спартак Слепцов – бывший оленевод, ходит на костылях. Прошлой зимой он в 40-градусный мороз вместе со снегоходом провалился в проталину и намочил ноги. Парень был крепкий, доковылял на ногах, а потом дополз на руках 20 км до ближайшей пустой избы – и там оказалось, что дров-то и нет. Его нашли сутки спустя. Сейчас у него на обеих ногах протезы. Ноги потерял, зато жизнь сохранил.

Различные случаи обморожения или замерзания с летальным исходом в Якутии – обычное дело. Вот пара примеров, пока мы жили в Якутии. В ноябре 2016 года полуторагодовалый малыш умер дома, когда его мать-пьяница вышла из избы, оставив дверь открытой. В январе 2018 года пять мужчин поехали на старой «Ладе» в тайгу с целью посетить отдаленное лошадиное хозяйство. По дороге машина сломалась. Они пошли пешком, но, так как у них не было нормальной зимней одежды, двое замерзли насмерть. В начале февраля 2017 года в Якутске замерз насмерть мужчина, живший в общежитии для инвалидов. Он вышел и ночью хотел вернуться домой. Но дверь была заперта, охранник не услышал его стука. Мертвого мужчину нашли утром скрючившимся перед дверью.

В Якутске я был на семинаре по теме обморожения, врачи показывали душераздирающие фотографии розовых бесформенно замерзших человеческих тел. Обморожение – третья по частоте причина смерти от несчастного случая в Якутии. От холода тут умирают чаще, чем от аварий, больше только от убийств и самоубийств. В Европе люди погибают от гипотермии, или переохлаждения, уже при нуле градусов. В Якутии, как правило, умирают от разрыва тканей, который при сорока-пятидесятиградусном морозе происходит за несколько минут.

На семинаре участвовали норвежские врачи. Они выдвинули медицинский тезис, согласно которому человека можно считать мертвым лишь тогда, когда он теплый и мертвый. Замерзшего человека надо вначале согреть и проверить, нельзя ли его оживить.

«Я работаю с обморожениями с 1983 года и не помню ни одного случая, чтобы замерзшего человека, сердце которого остановилось, вернули к жизни. У нас они все идут в морг», – сказал мне один местный врач после их выступления.

Обмороженных пациентов лечат в якутской республиканской больнице № 2 в отделении ожогов и обморожений. Это здание кубической формы в конце обширной больничной территории. Пока я в фойе ждал главного врача, внесли носилки, накрытые одеялом, и положили на пол. Комок под одеялом дрожал, значит, был жив.

Организму пациента, пережившего гипотермию или обморожение, надо дать согреться изнутри, потому что быстрое согревание снаружи может вызвать разрыв тканей и ампутацию, считает врач Александр Потапов, специалист по обморожению. Поэтому пациента оборачивают в изолирующий материал. Якутский профессор Рево Алексеев для ухода за пациентами из отдела обморожений пробовал использовать чехлы из оленьей шкуры. Пациента согревают изнутри, запуская в организм 40-градусный раствор и обеспечивая теплый воздух для дыхания. Чтобы облегчить боль, пациента кладут под наркоз, а дыхание обеспечивают путем дыхательного аппарата.

В Якутии 85 % обморожений происходят в результате злоупотребления алкоголем. Кроме них сюда попадают те, кто работает на улице, и жертвы несчастных случаев. Разрыв тканей и сердечный приступ в 50-градусный мороз – смертельны. Особенно часто среди обмороженных попадаются молодые люди, которые сменили унты на модную обувь, говорят врачи. Обморожение может сказаться на здоровье человека через много лет. Артроз тут – обычное дело, и многие пожилые люди ходят с палочкой.


В Якутии холод не просто висит в воздухе – он проникает глубоко в недра земли. Самое захватывающее для туристов зрелище – это расположенный на окраине города Якутска выдолбленный в горе туннель. В нем полно великолепных ледяных скульптур, сделанных якутскими мастерами, там же стоит ледяной трон якутского Деда Мороза Чысхаана и замороженное тело древнего мамонтенка. Самое замечательное то, что экспозиция эта постоянная, потому что температура внутри вечной мерзлоты круглый год ниже нуля.

В декабре мы ходили с детьми в пещеру греться, потому что на улице было ниже –40 градусов, а под землей всего –10. В летнюю жару тут можно охладиться – температура пять градусов ниже нуля. Земля внутри вечной мерзлоты промерзает до 10 метров, но чем дальше вглубь, тем она постепенно теплеет.

Вся Якутия покрыта слоем вечной мерзлоты, иными словами, вода в почве тут постоянно в состоянии льда. Мерзлота под Якутией – самая глубокая в мире: на реке Вилюй в Западной Сибири она может достигать полутора километров, а в окрестностях Якутска – 200–400 метров. Еще удивительнее то, что на самом деле большая часть территории России, 65 %, находится в вечной мерзлоте. По словам научного сотрудника Якутского института мерзлотоведения, даже Путин не верил, когда об этом ему рассказали при визите в институт.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию