История денег. От раковин каури до евро - читать онлайн книгу. Автор: Егор Грин cтр.№ 8

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История денег. От раковин каури до евро | Автор книги - Егор Грин

Cтраница 8
читать онлайн книги бесплатно

В том же XIII столетии в соседнем Тибете имели хождение прессованные соляные палочки в качестве денег, на которых стояло ханское клеймо Хубилая — основателя империи Юань. Печать монгольского хана на соляных деньгах Тибета гарантировала качество природного галита и соответствие веса палочки.


История денег. От раковин каури до евро

Чай на протяжении веков играл важную роль в торговых отношениях


В Древнем Риме с наёмными воинами расплачивались мешочками соли, и появившиеся позднее монеты назвали «солинусы» (от этого слова и произошло слово «солдат»).

На Руси так же, как во всем мире, соль имела огромную цену. Известно, что дружинникам платили солью. В средние века в царской России соль входила в жалованье служащих.

Соль — товар не условный, в отличие от денег, а потребляемый, так что это ещё не денежная система в классическом смысле. Но это уже и не совсем натуральный обмен, поскольку торговцы могут принимать соль не только как продукт, но и для сохранения богатства (овощи сгниют, мясо протухнет, а с солью ничего не случится), и для последующего использования в качестве платёжного средства.

Бодрящий и тонизирующий чай на протяжении веков играл важную роль в торговых отношениях, поэтому неудивительно, что люди решили использовать его в качестве денег. Они представляли собой брикетики из чайных листьев, куда добавлялись травы и древесные щепки, а также кровь или помет для вязкости.

В Тибете они ценились так высоко, что за некоторое количество спрессованного чая можно было купить меч, коня и другое имущество.

Благодаря удобству перевозки и очевидной практичности кирпичики из чая были входу в Сирии, Китае, Монголии, Сибири и Тибете вплоть до Второй мировой войны.

В Голландии в XVII веке страну всколыхнула тюльпаномания. Цветы стали очень популярными, их стоимость постоянно росла, и почти всё население крутилось в тюльпановом бизнесе. Люди продавали даже право на владение непосаженными луковицами, в чём чётко просматривается прототип современного рынка фьючерсов.

На пике цветочной лихорадки растения стали самостоятельной валютой. В 1663 году за горстку луковиц можно было купить целый дом. Люди обменивали на отборные тюльпаны тонны продуктов, землю и целые угодья.

В Индии такую роль выполнял сахар. Сахар — сладкий продукт, который человек в достаточно давние времена научился добывать из сахарного тростника. Это многолетнее травянистое растение культивировали в Индии ещё за 3 000 лет до новой эры. Когда в 327 году до новой эры воины Александра Македонского вступили на индийскую землю, их внимание среди бесчисленных чудес привлекло неведомое белое твёрдое вещество сладкого вкуса — первый в истории человечества сахар-сырец.

Об этом человечеству поведал греческий историк Онесикрит, сопровождавший Александра Македонского в походах и поражённый тем фактом, что «в Индии тростник даёт мёд без пчёл». Индийцы называли сладкие кристаллы, которые экстрактировали из сока сахарного тростника, — «саккара», от древнеиндийского «саркара» (буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»). Корень слова впоследствии вошел во многие языки: по-гречески saccharon, по-латыни saccharum, по-персидски šäkär, по-арабски sukkar, по-итальянски zucchero, во Франции сначала zucre, потом sucre, в Англии sugar, в Испании azücar, в Германии Zucker и, наконец, в России «сахар».

В одной из китайских книг, относящихся к IV веку новой эры, мы находим сообщение о том, что в 286 году в Китай из Индии был направлен в виде дани сахарный тростник.

Во многих местностях в денежное достоинство возводятся также возбуждающие средства. Так, в Ниасе и у народов Восточной Сибири в качестве монет служили листья табака. Этим же товаром расплачиваются иностранные купцы в Западной Африке. По сообщению Альберта Швейцера, в Ламбарене один лист табака равен стоимости двух ананасов и почти все услуги оплачиваются там табаком. Семь листьев образуют «табачную головку», равную по стоимости семи французским франкам. Альберт Швейцер даёт всем путешествующим по Африке полезные советы относительно этого торгового обычая. «Отправляясь в путь, берут с собой для покупки продовольствия гребцам не деньги, а ящик с листьями табака. А для того чтобы негры не опустошили по дороге этот ценный ящик, на него садятся во время путешествия в лодке. Этот «товарообменный табак» значительно крепче употребляемого европейцами. Во время путешествия в лодке трубка переходит изо рта в рот. Тот, кто хочет быстро доехать, должен обещать своей команде по два листа табака на душу, и тогда он может быть уверен, что приедет на место на один-два часа раньше обычного срока».

Видимо, сильны были пагубные привычки в Виргинии, где в качестве денег выступал табак. В Исландии сказалась традиционная любовь к морепродуктам — здесь за всё расплачивались исключительно треской. И уж точно первые модницы жили в Нубии, не зря же они использовали в качестве денег бусы.

В древнейших земледельческих обществах Месопотамии за три тысячелетия до новой эры важнейшим товаром был ячмень. Мельчайшей «разменной единицей» был шекель — 180 ячменных зёрен (обычно это около 11 граммов). В шекелях ячменя можно было выразить ценность любого товара или услуги.

Со временем шекель стал универсальной мерой веса, им стали мерить, в частности, серебро. В законах вавилонского царя Хаммурапи (около XVIII века до новой эры) — древнейшем сохранившемся своде писаных законов — штрафы были указаны в шекелях серебра. Ценность ячменя сильно зависела от урожая, поэтому серебро было гораздо более стабильной «валютой».

В феодальной Японии вплоть до XIX века основной, так сказать, единицей богатства был коку — количество риса, которым можно прокормить взрослого человека в течение года (около 278 литров, или около 150 килограммов). Если про какого-нибудь землевладельца говорили, что у него 30 тысяч коку, это не означало, что он располагает таким количеством риса. Это была суммарная стоимость всех его активов — урожайной земли, скота, рабочей силы, сведённая к наиболее понятной единице измерения. В коку измеряли богатство даже тех владений, где рис не выращивали вовсе.

Все это только некоторые примеры анималистических и вегатабилистических денег. Помимо них даже в упомянутых странах могли обращаться и другие виды «валют» домонетной эпохи. Также стоит упомянуть, что был период, когда роль денег играли и люди — период работорговли.

Товарообмен был популярен с начала развития цивилизации и его применение не исключается и сегодня, особенно в кризисные периоды государств или в местах, где деньги мало что значат, а значительно выше ценятся некоторые виды продуктов, вещей или иных особых товаров.

У всех этих «натуральных валют» была общая проблема: они были чрезвычайно волатильны, то есть их ценность относительно других товаров сильно колебалась в течение года и зависела от множества природных факторов (урожай мог погибнуть от дождей или засухи, среди скота мог начаться падёж). В этом смысле полезные ископаемые были куда надёжнее. Идеальными оказались золото и серебро: они достаточно распространены и в то же время достаточно редки, они не подвержены коррозии, не окисляются, их легко узнать.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению