История джаза: основные стили и выдающиеся исполнители. Учебное пособие для вузов - читать онлайн книгу. Автор: Галина Бородина cтр.№ 20

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История джаза: основные стили и выдающиеся исполнители. Учебное пособие для вузов | Автор книги - Галина Бородина

Cтраница 20
читать онлайн книги бесплатно

Маэстро, в свою очередь, очень высоко ценил музыку и советы своего младшего друга, обладавшего безупречным музыкальным вкусом. Эллингтон говорил о том, что какими бы ни были замечания Стрейхорна, он всегда соглашался с Билли, касалось ли это аранжировок или выбора дублей при новой записи оркестра. Внучка Эллингтона Мерседес вспоминала, что было всего два человека на свете, которых Эллингтон ценил выше всего: его мать Дейзи и Билли Стрейхорн. Музыканты радовались тому, что сумели найти и дополнить в совместном творчестве друг друга. До знакомства с Билли Стрейхорном Эллингтон был очень одинок в музыкальном смысле. Не было никого, с кем великий маэстро мог общаться в музыке на равных. И если без Стрейхорна искусство Эллингтона было бы намного беднее, то без Дюка Билли Стрейхорн вряд ли состоялся как выдающийся композитор и аранжировщик.

Когда Билли Стрейхорна не стало, он умер в 1967 г., прожив всего 52 года, для Эллингтона это был конец целой эры, а для музыки завершение одного из наиболее плодотворных союзов во всей истории. Эллингтон посвятил один их прекраснейших своих альбомов «самому любимому человеческому существу» — Билли Стрейхорну. Альбом назывался «…and His Mother Called Him Bill» («…и мать нарекла его Биллом»).

Эллингтон, конечно, горевал о смерти своего соратника. Но не изменился, за исключением того, что стал еще более рьяно заниматься своими композициями и концертами, осознавая, что время уходит и его остается не так уж много. Факт остается фактом. К середине 1967 г. Эллингтон вступил в новый период жизни. Бэнд старел, да и самому Эллингтону было уже 68 лет. Стрейхорн умер. Но несомненно, что религиозная вера, которая с течением времени в маэстро все более укреплялась, помогла Дюку справиться с горем. А в 1968 г. в нью-йоркском соборе святого Иоанна состоялась премьера второго «Священного концерта», который почти полностью состоял из новых композиций Дюка Эллингтона. Маэстро писал музыку к спектаклям и кинофильмам, создал несколько балетных сюит и оперное либретто, но едва ли не самой важной вещью, которую он когда-либо делал, он считал свои концерты священной музыки, задуманные как коллективные молебны, исполнявшиеся и в Америке, и в европейских городах: Праге, Париже, Барселоне и Стокгольме. «Третий концерт священной музыки» был исполнен в Вестминстерском аббатстве, в Лондоне. В 1969 г. по случаю семидесятилетия Дюка Эллингтона был организован прием в Белом доме, где президент США Никсон вручил юбиляру Орден Свободы.

О Дюке Эллингтоне написано много книг, да и сам маэстро написал о себе книгу под всеобъемлющим названием «Музыка — моя возлюбленная». На русский язык переведена книга Дерека Джоэлла «Герцог: Портрет Дюка Эллингтона» и монография Джеймса Коллиера. Эллингтон был великим тружеником, он считал, что лучше износиться, чем заржаветь от безделья. Не сосчитать, сколько пластинок было записано в разных странах, со сколькими выдающимися артистами сводила музыкальная судьба Эллингтона: он аккомпанировал таким звездам, как  Элла Фитцджеральд и Фрэнк Синатра, играл с симфоническими оркестрами и с биг-бэндом Каунта Бэйси, устраивал джем-сешн с ансамблем Луиса Армстронга «Все звезды» и записал с ним совместный альбом. Музыка Эллингтона звучала с киноэкранов («Черно-смуглая фантазия», «Анатомия убийства», «Парижский блюз») и сопровождала театральные постановки («Прыгай от радости», «Опера нищего», «Мой народ», «Кафе Пуссе»).

Дюк Эллингтон заслуженно считается джазовым реформатором. Именно он ввел в джаз крупные концертные формы, синтезировал джаз и симфоническую музыку, создал оркестр особого типа — коллектив импровизирующих солистов, расширил и модернизировал выразительные ресурсы джазового оркестра — вот далеко не полный перечень заслуг Эллингтона. Он был эстетом и художником. Красота во всех видах и существах окружающего мира всегда восхищала великого маэстро. Но более всего он любил хорошую музыку. А для многих композиторов и пианистов Дюк Эллингтон был образцом для подражания и источником вдохновения. Пророческими оказались слова джазового критика Ральфа Глисона, который еще в 1950_е гг. предсказывал, что спустя десятилетия музыку Дюка Эллингтона будут изучать в школах, а критики найдут для него подобающее место среди самых великих композиторов XX столетия.

Эллингтон умер 24 мая 1974 г., в возрасте 75 лет. Весенний день выдался холодным и дождливым, но во время похоронного обряда на какое-то время землю озарило солнце. И это было символично…

29 апреля 2009 г. Америка отмечала 110 лет со дня рождения Дюка Эллингтона — величайшего джазмена XX в. Впервые в американской истории была выпущена в обращение памятная монета с портретом афроамериканца — Дюка Эллингтона.

6. Эра свинга: его предтечи и развитие

Одним из ярких периодов во всей истории джаза является период, получивший название эры свинга (иногда критики называют этот период эпохой свинга). Это были 30-е гг. XX в.: время Великой экономической депрессии в США и период повального увлечения большими оркестрами — биг-бэндами. Большие оркестры были в то время объектами культа. Ритмичная танцевальная музыка стала в Америке поистине всеобщей, популярной, всенародной, завладевала умами людей с разным цветом кожи, разных поколений, разного социального и экономического положения. Европа тоже была очарована свингом. В джазе того времени преобладала танцевальная музыка, и оркестров было великое множество. В книге музыкального критика Джорджа Саймона «Большие оркестры эпохи свинга», вышедшей на русском языке в 2008 г., рассказано об истории развития и становления 71 (!) джазового и танцевального оркестра этого периода. Это были профессиональные бэнды, а любительские оркестры по всей Америке исчислялись сотнями.

Однако следует заметить, что биг-бэнды в 1930-е гг. «вырастали» не на пустом месте. Прежние оркестры и комбо 1920-х гг. подготовили рождение стиля свинг. Эволюция джаза всегда была основана не на принципе поступательной лестницы, когда один стиль приходит на смену предыдущему и навсегда смещает его в прошлое, а на принципе генеалогического дерева, когда все предыдущее сохраняется, но к нему добавляются все новые и новые ветви.

Эре свинга предшествовал период, датированный приблизительно 1917—1929 гг., т.е. с конца Первой мировой войны и до начала экономического кризиса в США. Хронологически этот период развития джаза совпадает с периодом традиционного джаза. Американский писатель Фрэнсис Скотт Фитцджеральд назвал этот период эрой джаза. Иногда критики называют этот период золотым веком джаза.

Бесспорно, что развитию и распространению джаза способствовали набирающие силу студии грамзаписи. Но известно, что кто платит, тот и заказывает музыку. Владельцы танцзалов, кафе, ресторанов и кабачков требовали энергичной и мелодичной музыки, длительная импровизация не приветствовалась, т.к. под такую музыку танцевать было неудобно. Открытие клубов, танцевальных и концертных залов, где люди могут повеселиться и провести время, сыграло свою роль в появлении сначала небольших ансамблей комбо (англ. combo, сокр. от combination) — до девяти музыкантов, и затем больших танцевальных оркестров — биг-бэндов (англ. big band), состоявших из десяти или более исполнителей. В Гарлеме (Нью-Йорк) были популярны такие танцзалы: «Roseland Ballroom», «Savoy», «Cotton Club», где блистал оркестр Дюка Эллингтона.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию