История джаза: основные стили и выдающиеся исполнители. Учебное пособие для вузов - читать онлайн книгу. Автор: Галина Бородина cтр.№ 30

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История джаза: основные стили и выдающиеся исполнители. Учебное пособие для вузов | Автор книги - Галина Бородина

Cтраница 30
читать онлайн книги бесплатно

На контрабасе в бэнде Бэйси играл участник лучшей ритм-группы Америки 1930—1940-х гг. — Уолтер Пэйдж (1900—1957), на акустической гитаре — Фредди Грин (1911—1987), который добился известности, не будучи солистом. В оркестре Каунта Бэйси Грин работал 46 лет и, как вспоминают многие музыканты, он ни разу не сбился с ритма. На фортепиано играл сам Бэйси. Это была отличная школа свинга для многих музыкантов!

В эпоху свинга джазмены устраивали джем-сешны, которые позволяли полнее и ярче раскрыться талантам, играя «до зарезу», как выражались сами дуэлянты. На таких встречах музыканты оттачивали свое мастерство, обменивались опытом и играли именно ту импровизационную музыку, которая и составляет истинный джаз. А каким наслаждением были эти дуэли для слушателей, несмотря на то, что схватки продолжались с ночи до рассвета следующего дня! Особенно популярным был клуб «Minton’s» в Нью-Йорке, куда спешили после своей основной работы в больших оркестрах знаменитые музыканты. Причиной такой популярности была особая атмосфера на сессиях, побуждавшая музыкантов играть так, как они не смогли бы сыграть в обычной обстановке. Здесь можно было услышать, как «дерутся на своих саксофонах» Бен Уэбстер (солист бэнда Дюка Эллингтона) и Лестер Янг (солист оркестра Каунта Бэйси). Захаживал в клуб и выдающийся трубач и вокалист Рой Элдридж, один из влиятельнейших музыкантов 30-40-х гг. XX в., предвосхитивший своей игрой появление нового стиля в джазе — бибопа. Диззи Гиллеспи, один из основоположников бибопа, впоследствии называл именно Роя Элдриджа своим учителем. В 1940-е гг. боперы сделали клуб «Minton’s» своей штаб-квартирой.

Рой Элдридж (1911—1989) родился в Питтсбурге. Рос в музыкальной семье и рано начал учиться играть на многих инструментах, но к двенадцати годам окончательно выбрал трубу. В начале своей карьеры Рой играл с малоизвестными оркестрами, но затем, в 1930-е гг., работал с такими корифеями джаза, как Флетчер Хендерсон, Джин Крупа, Тедди Хилл, Сесил Скотт. Рой Элдридж, как и многие музыканты биг-бэндов, любил «схлестнуться» в музыкальном поединке с коллегами. Он обладал своим особым звуком, который был полной противоположностью игры другого знаменитого трубача — Луиса Армстронга. У Луиса звук трубы был шикарный, «золотой», имел полный и вызывающий тон, замечательный диапазон. В звуках верхнего регистра трубы, который часто использовался Армстронгом, отражался восторг, полнота жизни и гимн свету. У Роя Элдриджа труба звучала, как голос живого существа — это был крик пламенной души и необузданность темпераментного человека. Но Рою Элдриджу все-таки предстояло в будущем потерпеть поражение от своего восторженного почитателя — великого бопера Диззи Гиллеспи.

Рой Элдридж всегда работал в содружестве с выдающимися джазменами: Бенни Гудменом, Арти Шоу, Зутом Симсом, Билли Тэйлором, Коулменом Хокинсом, Беном Уэбстером, Артом Тэйтумом, Эллой Фитцджеральд. Карьера трубача была долгой и успешной. Джазмен работал в антрепризе Нормана Грэнца «Джаз в филармонии», записывая на его фирмах «Verve» и «Pablo». Рой Элдридж сумел расширить диапазон джазовой трубы, наделив инструмент новой окраской и живостью. Музыкант явился связующим звеном в эволюции джазовой трубы от Луиса Армстронга до Диззи Гиллеспи.

10. Джаз, Вторая Мировая воина и демократия для черной Америки

История джаза — это история XX в., с его войнами и созиданием, гонениями и освобождением.

За всю историю своего развития джазовая музыка претерпевала многое: ее не выпускали из цветных гетто больших городов Америки, не пускали в «белые» концертные залы, но джаз находил в себе такие силы для жизни и развития, что приобрел со временем полное признание в мире. Свинг, который поддерживал американцев в 1930-е гг., никуда не исчез. Довоенная музыкальная индустрия в Америке работала на полную мощность: сотни джазовых оркестров звучали в танцевальных залах, на Бродвее одно шоу сменяло другое, снимались музыкальные фильмы. Пластинки с музыкой свинга издавались миллионными тиражами и в США, и в довоенной Европе.

С сентября 1939 г., когда зарево Второй мировой войны уже полыхало в Европе, Америка еще не воевала, однако молодых людей, в том числе и музыкантов, стали готовить к призыву в армию. И джаз взял на себя новую роль. Он стал символом демократии в мире, который оказался перед угрозой порабощения.

К осени 1941 г. гитлеровцы захватили почти всю Европу: Польшу, Чехословакию, Бельгию, Данию, Голландию, Норвегию, Францию. Нацисты раздавили Европу, но им не удалось раздавить джаз — музыку, которую немецкий министр пропаганды Геббельс называл «музыкой недочеловеков — негров и евреев». Пропитанный духом свободы, джаз не отвечал идеологии нацизма. Запрещенный джаз слушали в подполье, он стал своеобразным символом сопротивления в Европе. Даже в самой Германии «дети свинга» собирались тайно, прячась от гестапо, слушали пластинки с джазом, ловили сообщения союзников по радио. К 1942 г. нацисты сменили тактику своей воины против джазовой музыки. Геббельс приказал создать свинговый оркестр и передавать по радио для союзников антигитлеровской коалиции популярные американские мелодии снабженные новыми «ядовитыми» расистскими текстами.

С началом войны джаз в Америке не погиб. Хотя число оркестров значительно поубавилось: ведь молодых музыкантов призывали в армию. Военному времени теперь было подчинено все: железнодорожный транспорт перевозил мобилизованных солдат, были введены карточки на бензин, и музыканты не могли ездить на гастроли, как раньше, на автобусах; был введен комендантский час, да и посещать рестораны и ночные заведения было теперь делом недешевым, поэтому многие клиенты оставались дома. Шеллак, из которого до войны делали грампластинки, теперь был стратегическим сырьем, поэтому выпуск пластинок был весьма ограничен. Американская федерация музыкантов запретила своим членам делать записи до тех пор, пока фирмы грамзаписи не согласятся платить федерации всякий раз, когда записанная музыка будет звучать из музыкальных автоматов или на радио. Фирмы грамзаписи отказались впоследствии от такой практики, только через два года конфликт был улажен, и музыканты смогли вернуться в студии. Поэтому многие достижения в джазе остались навсегда в том времени.

Но свинг не сдавался! Он по-прежнему оставался самой популярной музыкой Америки. Журнал «Dawn Beat» писал, что сегодня джазмены не только музыканты, а солдаты музыки. Слушая свинг, люди вспоминали то время, когда американцы гордились своей демократией. Именно джаз напоминал людям, в чем заключаются общие ценности. Ведь война, в каком-то смысле, — этническая чистка. А джаз играли люди разных национальностей и цвета кожи. Руководители популярных оркестров Бенни Гудмен и Арти Шоу были евреями, а Каунт Бэйси, Дюк Эллингтон и Джимми Лансфорд, да и большинство джазовых музыкантов, были неграми. Но именно таким людям был присущ дух свободы. В США и в военное время джаз можно было послушать на концертах, в клубах и дансингах. А для поддержания боевого духа американцев были организованы военные оркестры. Во время войны тридцать девять руководителей биг-бэндов ушли добровольцами в армию, семнадцать — на торговый и военный флот, двое — в береговую охрану. Гленн Миллер, чьи зажигательные хиты стали символом военных лет распустил свой бэнд, затем возглавил оркестр ВВС, выступал в Западной Европе. Впоследствии, в 1944 г., Миллер погиб над Ла-Маншем, перелетая на самолете из Англии во Францию. Бенни Гудмен из-за травмы спины и болезни ног не попал в армию, но вместе с оркестром выпускал пластинки «во имя победы», помогая армии.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию