Государство Катар. Отражения во времени - читать онлайн книгу. Автор: Игорь Сенченко cтр.№ 81

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Государство Катар. Отражения во времени | Автор книги - Игорь Сенченко

Cтраница 81
читать онлайн книги бесплатно

Самым «дорогим сокровищем Сирафа» знаменитый собиратель морских историй Бузург ибн Шахрийар (ум. 911) именует проживавшие в городе семейства потомственных кормчих. Коммерческая навигация, рассказывает он, являлась основным занятием жителей Сирафа, родом откуда были многие именитые аравийцы-негоцианты и капитаны судов.

В эпоху ‘Аббасидов портовый Сираф, унаследованный арабами от Сасанидов, сделался одним из ключевых центров морской торговли зоны Персидкого залива. Торговцы Сирафа ходили на своих судах в Индию и в Китай. Везли из Индии и Восточной Африки тик и другие породы дерева для строительства домов, мечетей, кораблей и навигационных башен (хашаб). По свидетельству арабского историка и путешественника Ибн Хаукала (X в.), город Сираф, перешедший к арабам, слыл «богатейшим рынком Фарса». На нем торговали жемчугом из Прибрежной Аравии, в том числе с полуострова Катар, слоновой костью из «земель зинджей», то есть африканцев или «черных людей» в речи арабов Аравии, ценными сортами дерева из Индии. Регулярно наведывались в Сираф джонки с китайскими товарами и суда южноаравийцев с цейлонской корицей.

Интересные сведения о торговле Сирафа с Китаем содержатся в воспоминаниях сирафского купца Сулаймана ал-Таджира (предпринял торговую экспедицию в Китай в 850 г.), в работах ал-Мас’уди (ум. 956/957) и ибн Хордадбиха (ум. 911), ал-Йа’куби (ум. 897), Абу Зайда ал-Балхи (род. 849/850) и Абу Зайда ас-Сирафи (ум. 979). Из их рассказов следует, что суда с товарами из Басры и Сухара (Оман), Эль-Муджи (Мохи) и Адена (Йемен), приходили в Сираф, где их перегружали на стоявшие там большие китайские джонки, отменно вооруженные для отражения нападений морских разбойников. К сведению читателя, Абу Зайд ас-Сирафи, собиратель историй об арабских мореплавателях, человек умный и образованный, со слов ал-Мас’уди, с которым он встречался в Басре, был двоюродным братом правителя Сирафа, то есть человеком, хорошо информированным как об этом городе, так и о других портах Персидского залива.

Кстати, первое дошедшее до наших дней географическое описание вод «по эту [аравийскую] и ту [иранскую] стороны Нижнего моря [Персидского залива]» содержится на обнаруженной археологами мемориальной стеле Гудеа (правил 2142–2122 до н. э.), владыке (энси) шумерского города-государства Лагаш в Древней Месопотамии.

Угасание Сирафа началось в 933 г., когда он оказался под властью династии дейлемитских Буидов (Бувайхидов, 932-1055). Из сочинений арабских историков известно, что один из владык Государства Буидов, ‘Азуд ад-Давла (правил 949–983), построил великолепный дворец в Ширазе, насчитывавший 360 комнат и залов, где собрал одну из богатейших библиотек того времени. При Буидах, нещадно, как говорят, обиравших торговцев, начался их исход из Сирафа, главным образом — в Оман и на остров Киш.

Июнь 977 г. стал роковым для Сирафа — город был разрушен недельной чередой землетрясений. Погибло две тысячи жителей. Место Сирафа в торговле с Индией и Китаем занял соседний с ним остров, который арабы называли Кайсом, а персы — Кишем. Там сложилась крупная торговая коммуна, активное участие в деятельности которой принимали перебравшиеся на остров после землетрясения торговцы Сирафа. Вскоре вслед за ними туда ушли из Персии и некоторые влиятельные купцы-евреи. Все это содействовало росту коммерческой активности Киша (Кайса) и развитию его морской торговли. Знаменитый еврейский путешественник Биньямин Тудельский, больше известный как Вениамин Тудельский, который в 1160-х годах посещал образовавшееся на этом острове Королевство Киш, вспоминал, что еврейская коммуна на нем насчитывала 500 человек.

Весной 1008 г., то есть спустя 30 лет после первого недельного землятресения, Сираф, вернее то, что от него осталось, постигло новое землятрясение, окончательно уже похоронившее некогда богатый и знатный Сираф. А вот преемник Сирафа, Королевство Киш, в течение трех последующих столетий выступало главным рынком морской торговли Персидского залива. Одним из богатейших торговцев Киша XII столетия историки именуют Рамишта Сирафского, потомка одной из сирафских купеческих семейств, перебравшихся на остров после землятресения 1008 года. Население Киша в XII столетии составляло 40 тыс. человек.

Ибн Хордадбех, повествуя о Королевстве Киш, пишет о наличии на острове множества финиковых пальм, и о том, что местные жители занимались торговлей жемчугом и рабами. Из работ арабского географа ал-Идриси (1100–1165) следует, что широко известная среди арабов Аравии и заморских негоциантов артель торговцев невольниками на острове Киш сложилась в конце X века. И что правитель Киша регулярно снаряжал за рабами специальные морские экспедиции в Восточную Африку. Торговля невольниками на Кише была поставлена на широкую ногу. Хочешь приобрести здорового и сильного раба для работ или красивую наложницу для утех, говорили арабы Прибрежной Аравии, — отправляйся на остров Кайс (Киш), ибо только там можно найти женщину для услад «на любой цвет лица».

Смещение центра торговой активности с побережья Персии на остров Киш (Кайс) крайне негативно воспринял правитель Фарса из династии Буидов. Он даже замыслил предпринять морской поход против этого островного государства, дабы «поставить на колени не в меру возвысившегося эмира Киша». Однако тот — посредством подкупов придворных правителя Фарса и богатых подарков ему самому — сумел предотвратить проведение задуманной против него военной кампании, и отвести угрозу Буидов от Киша.

Пытался прибрать к рукам Киш и Абул-Касим, один из монгольских ханов-правителей Фарса. Но островное Королевство Киш устояло и от его посягательств.

Из сочинений Йа’кута ал-Хамави (ум. 1229), мусульманского путешественника, историка и географа, известно, что правители Кайса (Киша) пользовались уважением у махараджей индийских княжеств, так как владели большим количеством судов и дела вели честно. Одно время, рассказывает Ибн Муджавир, флот Кайса (Киша) даже доминировал в водах Персидского залива, а сам остров слыл бойким местом торговли жемчугом и лошадьми чистой арабской породы. Лошадей туда завозили из Неджда, в том числе и торговцы Катара. Дома там строили многоэтажные, этажей в пять- шесть, не меньше. И каждый из них походил на крепость.

По воспоминаниям Марко Поло, жемчужное ожерелье «дивной красоты», что он видел на одной из жен императора Китая, купцы привезли с Киша.

Об острове Киш, входящем в список 10 самых красивых островов мира, впервые упомянул, к слову, в своих записках Неарх, который в 325 до н. э. исследовал Персидский залив по повелению Александра Македонского (35).

В сочинениях Йа’кута ал-Хамави говорится о том, что в речи арабов Прибрежной Аравии остров Киш фигурировал под именем Кайс ибн ‘Умара или Кайс бану ‘Умара. Объяснением тому, как явствует из работ ал-Идриси, — тот факт, что остров этот захватил в седой древности «некий правитель» арабов Аравии, который фортифицировал его, населил арабами-колонистами и построил флот (36). Правителем этим, как можно понять из рассказов ал-Истах- ри, был Кайс ибн ‘Умара, представитель правившего в Омане более 300 лет (с 450 по 793 гг.) легендарного семейно-родового клана Аль Джуланда, прародителем которого оманские историки называют ал-Джуланда ал-Мустасира ал-Ма’вали. Власть Джуландитов в землях Древнего Омана, включавших в себя обширные территории в Юго-Восточной и Восточной Аравии, а также ряд островов в Персидском заливе, хронисты Омана характеризуют как абсолютную. Им присягнули на верность и платили подати все племена Внутреннего Омана и побережья, города и поселения, равно как и племена земель-вассалов. Порты приморских городов, где устраивали ярмарки, которые регулярно посещали мореходы и торговцы Катара и Бахрейна, выплачивали Джуландитам еще и налоги с тех сборов, что там взимали с торговцев, прибывавших для участиях в этих широко известных в Аравии сезонных ярмарках. Проходили они в Сухаре и Диббе, двух древних торговых центрах Омана.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению