Животные в войнах древнего мира - читать онлайн книгу. Автор: Александр Нефедкин cтр.№ 55

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Животные в войнах древнего мира | Автор книги - Александр Нефедкин

Cтраница 55
читать онлайн книги бесплатно

Глава IV
Боевые собаки
14. Боевые собаки в древности [478]

Собака, как и лошадь, была на протяжении многих веков спутником человека. Она сопровождала его в различных сферах жизни, в том числе и на войне. Хотя, естественно, здесь ее применение было менее распространено, чем использование лошади. Данная работа посвящена боевым собакам древности, упоминания о которых мы можем найти в античных источниках. Именно памятники письменности в первую очередь подробно информируют нас об этом использовании собак, тогда как иконографический и археологический материал носит вспомогательный характер. Сразу оговорюсь: поскольку я не кинолог, то не считаю себя вправе рассуждать о зоологической классификации пород собак и об их происхождении [479]. Итак, для выяснения того, каким образом использовались собаки во время военных действий и какие народы Европы и Азии их применяли, обратимся к античным источникам, значительная часть которых еще не переведена на русский язык.


Животные в войнах древнего мира

Рис. 96. Охота на кабана; правого охотника сопровождает собака. Изображение на позднегеометрическом беотийском канфаре (VII в. до н. э.). Академический музей (Бонн). Воспроизведено по: Bucholz H.-G., Jöhrens G., Maulll. Jadg und Fischfang. (Archaeologica Homerica. Bd. IL Kap. J.) Göttingen, 1973. S. 98, Abb. 34.


Первый литературный памятник европейской культуры «Илиада» Гомера уже повествует о собаках во время войны, в лагере греков под Троей. Однако это – охотничьи и сторожевые животные. Гомер ни разу не упоминает об их участии в сражении. Они бродят по лагерю и по окрестностям, где вместе со своими сородичами из Трои поедают непогребенные трупы воинов [480]. Один Ахилл на своей лагерной стоянке имел девять собак, которых он кормил со своего стола (Hom.. II., XXIII, 173). Итак, судя по всему, в эту эпоху (IX – первая половина VIII в. до н. э.) у греков не было боевых собак, по крайней мере, поэт не упоминает о них [481]. Вместе с тем Гомеру отлично известно применение охотничьих и пастушьих собак [482].

В легендарных событиях греков, являющихся отголоском эпохи Великого переселения народов конца II тыс. до н. э., можно найти случаи участия собак в бою. Плутарх рассказывает о поединке предводителей энианов, стремящихся захватить область на реке Инах в Северной Греции, и оборонявшихся инахийцев: «…цари сражались поединком: и царь энианов Фемий, увидев, что царь инахийцев Гиперох нападает на него с собакой, сказал, что несправедливо второго приводить сражаться. Когда же Гиперох, повернувшись, прогонял собаку, Фемий, бросив камень, убивает его» (Plut. Aetia Graeca, 13 = Moral., 294 B-C).

Впрочем, собака могла быть просто животным Гипероха, привязанным к своему хозяину и поэтому сопровождавшим его к поединку, но, с другой стороны, замечание Фемия как бы подразумевает то, что собака могла вступить в бой с ним. Хотя, естественно, данный эпизод отнюдь не может свидетельствовать о регулярном использовании собак в бою.

Наиболее ранние по времени исторические свидетельства об использовании собак в античной ойкумене непосредственно в бою относятся к греческому населению западного побережья Малой Азии. Клавдий Элиан в своих составленных на основании более древних источников «Пестрых рассказах» (ок. 200 г.) рассказывает: «Когда магнеты, живущие около Меандра, воевали с эфесянами, каждый из всадников вел с собой соратником охотничьего пса и челядина-дротикометателя. Когда же началась рукопашная, тогда псы, выпущенные вперед, внесли замешательство в построение врага, ибо они оказались страшными, дикими и свирепыми, а челядины, выпущенные перед господами, метали дротики. Поскольку ранее собаки внесли беспорядок, то и действия челядинов были успешны. Затем, третьими, напали сами магнеты» (Ael. Var. hist., XIV, 46). Речь в данном пассаже идет о войне двух соседних греческих городов, Эфеса и Магнезии на Меандре. Сами же события, по-видимому, относятся к первой половине VII в. до н. э. В этот период у магнетов еще не было фаланги и на поле боя доминировали настоящие всадники, а не верховые гоплиты [483]. Аристотель прямо указывает на наличие в архаическую эпоху в Магнезии олигархического строя и на соответствующее ему господство конницы на поле боя (Arist. Pol., IV, 3, 1 (1289b)). Каждый знатный воин-всадник вел с собой в битву свою охотничью собаку и домашнего раба. Последний не только сражался, но, по-видимому, выполнял еще и обязанности денщика, как позднее спартанские илоты (Hdt., IX, 29). Те же рабы сопровождали своего господина с собаками на охоте. Они были вооружены дротиками, поскольку ими было легче научиться владеть, да и охотились эллины обычно с метательным оружием. Греческие всадники этого периода были вооружены копьями, мечами, из защитного вооружения обычно имелся панцирь и шлем. Таково, по-видимому, вооружение магнетов.

Данное сообщение Элиана – это единственное античное свидетельство, которое информирует нас о тактике использования собак в бою. На его основании можно понять только, как были построены магнеты. Основную боевую линию составляли всадники. Перед ними располагалась цепь легковооруженных дротикометателей. Вероятно, они же спускали собак на неприятеля, поскольку никаких других лиц из вспомогательного персонала не упоминается. О построении эфесян автор ничего не говорит. Однако, учитывая гомогенность развития соседних полисов, можно с большой долей вероятности предположить, что они тоже были всадниками. У эфесян, по-видимому, не было боевых собак – о них, опять же, не говорится. Атакующей стороной были магнеты. Противники, по-видимому, активно не наступали, а использовали оборонительную тактику. Слова Элиана о начале рукопашной не следует понимать буквально, подразумевается начало битвы вообще. В сражении воины из Магнезии, по существу, применили стратагему: для того чтобы внести беспорядок в боевые порядки врага, они сначала выпустили охотничьих собак, которые, возможно, набрасываются на коней и всадников (?). В результате чего строй эфесян явно пришел в замешательство. Затем их всадников издали обстреляли дротикометатели, внеся еще больший беспорядок. Завершили же дело всадники, понеся при этом минимальные потери.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию