История войны и владычества русских на Кавказе. Деятельность главнокомандующего войсками на Кавказе П.Д. Цицианова. Принятие новых земель в подданство России. Том 4 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 138

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Деятельность главнокомандующего войсками на Кавказе П.Д. Цицианова. Принятие новых земель в подданство России. Том 4 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 138
читать онлайн книги бесплатно

В то же время все исправники получили приказание оказывать содействие князьям грузинским при сборе ими повинностей с подвластных им крестьян и, в случае упорства сих последних, назначать военные экзекуции [691].

Руководствуясь местным положением, с целью обеспечить те стороны грузинских пределов, которые были наиболее подвержены прилипчивым и заносным болезням, а притом не желая упустить интересов казны, князь Цицианов пришел к убеждению о необходимости учреждения таможенных и карантинных застав на дорогах, имеющих торговые сообщения с побережьями Черного моря или внутренними персидскими городами. Предлагаемые им меры к улучшению промышленности Грузии были столь очевидны, что правительство спешило привести их в скорейшее исполнение. Указом сенату от 23 октября 1803 года повелено было на первое время учредить таможни в четырех местах. Первую в Сураме, на границе с Имеретиею; вторую – в Цалке, старой, разоренной крепости, со стороны Ахалциха и Джевахетии; третью – в Памбакской провинции, в селении Кара-Килис, против пределов Барской и Эриванской областей, и, наконец, четвертую – в Шамшадыльской провинции со стороны Ганжинского ханства [692]. Моздокские же таможенные и карантинные заставы упразднены, во-первых, как внутренние и потому бесполезные, а во-вторых, и с тою целью, чтобы предоставить горцам беспошлинную внутреннюю торговлю. Торговля эта, развивая в туземцах охоту к промышленности, с течением времени могла сделаться лучшим средством к обузданию их дикости и смягчению нравов. Для прекращения же тайного провоза товаров из Анапы на Кавказскую линию учреждена карантинная и таможенная заставы в Прочно-Окопской крепости.

С учреждением пограничных таможенных застав являлась необходимость уничтожить внутренние пошлины, до того времени существовавшие в Грузии. Эта главнейшая отрасль грузинских доходов, заключавшая в себе 15 различного рода откупных статей, давала ежегодную цифру дохода около 45 019 руб. Откупные монополии не могли быть полезны для страны. Препятствуя расширению торговли и составляя единственный источник доходов, они были слишком отяготительны для народа. Так как многие из этих статей отданы были уже на откуп по 1 января 1804 года, то открытие таможенных пограничных застав и уничтожение внутренних пошлин не могло иметь места прежде окончания 1803 года.

На этом основании рескриптом императора Александра I от 4 марта 1804 года повелено было князю Цицианову уничтожить внутренние пошлины, а взамен их таможенный сбор в течение первых пяти лет предоставлен в пользу грузинских доходов.

Судя по производившейся в то время в Тифлисе торговле, а тем более при предполагаемых улучшениях в пользу внутренней промышленности, улучшениях, долженствовавших неминуемо привлекать в Грузию азиатское купечество и увеличивать число переселенцев, можно было ожидать, что количество теряемого казною внутреннего пошлинного дохода вознаградится с лихвою пошлинами, собираемыми на пограничных таможнях, и другими источниками, открывающимися вместе с вольною торговлею.

Не имея ни фабрик, ни заводов, Грузия получала извне все продукты и материалы, так что наше правительство принуждено было все необходимое для войск отправлять из России. Расходы на доставку с Кавказской линии предметов довольствия для войск, перевозка которых в Грузию, по отсутствию удобной дороги через Кавказские горы, была чрезвычайно затруднительна, заставили князя Цицианова искать средств к устранению этих неудобств. Считая устройство хорошей дороги предприятием, требующим слишком продолжительного времени, он пришел к заключению о необходимости устроить в Тифлисе фабрики: суконную и кожевенную на счет сумм комиссариатского ведомства.

Фабрики предполагалось устроить всего на три стана мастеровых; станки сделать в Грузии, кроме берд и других частей, которые должны быть присланы из России, откуда предполагалось доставить прядильные машины и мастеров для начала работ. Князь Цицианов надеялся, что к этим мастерам дворянство грузинское даст учеников, которые со временем могли бы заменить их.

С усовершенствованием фабрик и с размножением их, при дешевизне шерсти в Грузии, ценность которой доходила до 8 коп. за фунт, представлялась бы возможность снабжать сукнами этих фабрик войска, расположенные не только в Грузии, но и на Кавказской линии, что значительно сохранило бы расходы на перевозку сукон, доставляемых из Москвы.

Кожевенные фабрики главноуправляющий полагал возможным устроить еще удобнее и легче, чем суконные, так как скотоводство составляло одно из главнейших производств и богатств страны. Что же касается рубашечного холста, то хотя на пробу и приказано было раздать всем нижним чинам по одной рубашке из тамошней так называемой бязи (бумажного холста), но князь Цицианов сомневался в том, чтобы этот холст мог быть введен в употребление, потому что солдат, непривычный к бумажному холсту, должен был чувствовать в нем большую разницу с льняным, и особенно потому, что при употреблении этого холста испарение тела бывает гораздо сильнее. Притом же, получив сведение, будто в Грузии есть самородный лен, князь

Цицианов, полагая поощрять жителей к его обрабатыванию, рассчитывал, в случае успеха этого производства, получать из России одно только фламское полотно [693].

Предположение главноуправляющего об устройстве фабрик не было приведено в исполнение, вследствие высочайшего повеления, чтобы операцию эту отложить до времени. Тогда князь Цицианов принужден был заняться изысканием средств для улучшения сообщения Грузии с Кавказскою линиею.

Устройство дороги было необходимо не только в экономическом, но и в политическом отношении. Путь, обеспеченный войсками, пресекал пленнопродавство, уничтожая возможность чеченцам, кумыкам и другим горским народам водить своих пленных на продажу в город Анапу, бывшую в то время главным торговым рынком во всем северо-восточном углу Черного моря. С другой стороны, с улучшением пути уменьшались расходы казны по различного рода перевозкам и обеспечивались транспорты от расхищения и грабежа. Несмотря на столь очевидную необходимость в проведении дороги через Кавказские горы, правительство, за недостатком средств, принуждено было на этот раз отказать князю Цицианову. Запутанные дела наши со Швециею заставляли сохранять суммы на чрезвычайные издержки в случае военных действий, и потому проведение дороги через горы было отложено до 1805 года.

Если правительство не могло тотчас же прийти на помощь для осуществления благих намерений главнокомандующего, то сам князь Цицианов употреблял все усилия к тому, чтобы местными средствами улучшить существовавшие пути сообщения. Мера эта была необходима как для удешевления платы за перевозку товаров, так и для безопасности караванов. Последние не могли иначе проходить с линии в Закавказье, как в известные сроки и под прикрытием значительного конвоя, снабженного артиллериею. Для следования таких караванов было назначено два срока, весною 1 и 15 мая и осенью 15 сентября и 1 октября.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию