Армия Наполеона - читать онлайн книгу. Автор: Олег Соколов cтр.№ 115

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Армия Наполеона | Автор книги - Олег Соколов

Cтраница 115
читать онлайн книги бесплатно

Изменения обстановки могли быть таковы, что приказ уже не мог быть буквально исполнен подчиненными главнокомандующему войсками, требовалась его неизбежная модификация. Хотя, конечно, в данном случае окончательное решение оставалось за частным начальником, но огромное значение имела и позиция самого адъютанта, ведь он отныне выступал как полномочный представитель высшего начальства, который был толкователем не буквы, а сути распоряжения.

То же самое и в отношении рапортов. Главнокомандующему могла срочно понадобиться дополнительная информация, которая изначально не должна была быть предметом рапорта. Разумеется, что ее мог дать только офицер, находившийся в курсе всех дел своего соединения. Яркий пример подобной ситуации приводит в своих мемуарах уже хорошо известный нам генерал Тьебо. Дело было еще в период первой итальянской кампании Бонапарта, когда автор, молодой офицер, только что поступил на службу в штаб дивизии Массена. Одним из первых поручений, которое дал ему его начальник, было доставить рапорт генералу Бонапарту.

«Я думал, что самое главное – это быстрота доставки депеши, – рассказывает Тьебо, – но я ошибался. Действительно, вместо того, чтобы получить рапорт через дежурного адъютанта, главнокомандующий пригласил меня в свой кабинет, принял депешу из моих рук и после непродолжительного ознакомления с ней обрушил на меня поток вопросов, число которых и скорость, с которой они были заданы, превзошли все, что я мог вообразить: Сколько человек под ружьем в дивизии Массена? Сколько в 20-й легкой полубригаде, сколько в 18-й, 25-й, 32-й и 75-й линейных? Сколько в 5-м драгунском и 1-м кавалерийском? Имеют ли части дивизии отряды в тылах? Какой численности эти отряды? Где они находятся? Когда они могут прибыть к дивизии? Когда ожидают их прибытия? В каком состоянии вооружение, обмундирование и обувь солдат дивизии? Какие есть возможности для пополнения этими предметами? Каково положение артиллерии? В каком состоянии ее материальная часть и конский состав? Регулярны ли выдачи провианта в дивизии? Хорошего ли качества хлеб, мясо, вино и фураж? Сколько людей находится в госпиталях на месте, сколько в прочих госпиталях? Как содержатся эти госпиталя? Какова там смертность? Что делать, чтобы ее уменьшить? На какой линии расположена дивизия? Как распределены ее войска? Какое они несут боевое дежурство? Как хорошо оно несется? Где находятся передовые посты неприятеля? На какой линии находится его квартирное расположение? Где находятся его главные силы? Каковы последние новости от него? и т. д. и т. п.» [464]

Тьебо едва сумел ответить на часть этих вопросов. Главнокомандующий был крайне неудовлетворен, но еще больше неудовлетворен был молодой офицер. Этот эпизод заставил его задуматься над необходимостью теоретической подготовки штабных работников, чтобы начинающим офицерам не приходилось учиться работать в штабе по методу обучения плавать, когда начинающего просто бросают в воду. Так в конечном итоге родилась идея учебника для персонала штабов, идея, которая будет реализована Тьебо, уже опытным генералом, в годы Империи.

Но вернемся к передаче приказов и рапортов. Эта работа требовала от штабных офицеров, и прежде всего адъютантов – основных ее исполнителей, напряжения всех физических и моральных сил и постоянной готовности преодолевать любые препятствия и опасности. Маршал Ней так наставлял штабной персонал своего корпуса: «Основная задача офицера штаба – быть готовым с начала кампании переносить все ее тяжести и лишения, оставаться постоянно одетым и обутым, чтобы по первому выстрелу устремиться к полю сражения» [465].

В том, что эти инструкции маршала исполнялись, сомневаться не приходится. Фезенсак, прикомандированный в 1807 году к штабу маршала в качестве офицера-ординарца, вспоминал: «…Сколько сложностей, сколько трудностей приходилось испытывать нам, исполняя наши обязанности. Было мало того, что день и ночь в любую погоду, несмотря на усталость, лишения и страдания, мы отправлялись в путь с пакетами, самое главное то, что нас мучило сознание, что мы можем не исполнить задание… Нас не спрашивали, есть ли у нас лошадь, которая в состоянии передвигаться, в то время как нам нужно скакать галопом, знаем ли мы край, где нам нужно будет проехать, есть ли у нас карта (а у нас ее никогда не было). Приказ должен был быть исполнен, и никто не задумывался о средствах» [466].

В других корпусах дело обстояло примерно так же. Адъютант Сульта Сен-Шаман писал: «…Сколько раз за восемь лет моей службы в качестве адъютанта я должен был проявлять полное самоотречение, чтобы лучше выполнять приказы маршала… Если бы можно было сосчитать, сколько раз, и с каким неустанным и даже необдуманным рвением я расходовал свои физические и моральные силы… сколько дней и ночей провел без отдыха, чтобы лучше выполнить долг службы» [467].

Но несмотря ни на что эти люди в расшитых золотом доломанах, забрызганных грязью и иногда кровью, вихрем летели по слякоти польских дорог, по брусчатке аккуратных немецких шоссе, по цветущим итальянским лугам. «Что бы ни случилось – все равно! – восклицал молодой адъютант генерала Бертрана. – Надо нестись вперед! Это война… Пусть сбудется, что должно сбыться… и с божьей помощью!» [468].

Но нигде не было столько опасностей, подстерегавших офицеров штаба, несших депеши, как в Испании. Адъютант генерала д’Авене капитан Гонневиль вспоминал: «В эту эпоху ситуация в Испании была такая, что было запрещено всем чинам армии, офицерам и солдатам удаляться более чем на ружейный выстрел от укрепленных постов, которые мы занимали… Каждый житель был нашим отчаянным фанатичным врагом…» [469] Эскортов на всех не хватало, да и перемещение с эскортом было не слишком быстрым, а командование требовало скорости. И отчаянные адъютанты бешеным галопом устремлялись навстречу неизвестности.

«Маршал, вручая мне депеши, дал обычные советы, – пишет уже известный нам Сен-Шаман, – скакать побыстрее, постараться не быть убитым, ни в коем случае не попасть в плен, да побыстрее возвращаться – задачи, которые были одна другой “легче” в этой проклятой стране» [470]. «Я боялся не смерти, а пыток, которым испанцы, и так по своей природе кровожадные, а тут еще распаленные религиозным и политическим фанатизмом, подвергали тех, кто попадался им в плен, – рассказывал о своих чувствах в момент скачки по дорогам Испании другой адъютант. – Мысль о том, что я могу быть распиленным заживо или распятым на кресте после жестоких пыток была не самой веселой» [471].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию