Армия Наполеона - читать онлайн книгу. Автор: Олег Соколов cтр.№ 206

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Армия Наполеона | Автор книги - Олег Соколов

Cтраница 206
читать онлайн книги бесплатно

Таким образом, велиты прошли своеобразную, но, видимо, очень эффективную школу: служба в учебном батальоне, три похода с битвами, биваками и лишениями и, наконец, годовая служба в лучшем пехотном полку Империи. Можно было не сомневаться, что 25–26-летний молодой человек, прошедший такие «университеты» будет отличным командиром. Действительно, из велитов вышла целая плеяда отличных офицеров, среди них был и знаменитый французский полководец середины XIX в. – маршал Бюжо.

В 1806 г. велиты, в общем сохранив свои функции, были организованы в отдельные части, так называемые полки фузилеров Гвардии – полк фузилеров-гренадеров и фузилеров-егерей (см. Приложение).

Удачный опыт создания частей велитов (фузилеров) подсказал, по-видимому, Императору идею создания другого подобного формирования в рядах Гвардии – «Ордонансовых жандармов», организованного в сентябре-октябре 1806 г. Как уже отмечалось в главе III, эта конная часть вобрала в себя представителей лучших дворянских родов старой Франции. Необходимым условием вступления в нее было обмундирование, экипировка и покупка коня за свой счет, для чего, как гласил императорский декрет, «по прибытии в часть необходимо было сразу внести в ее кассу сумму в 1900 франков и доказать, что семья будет впоследствии выплачивать поступившему в жандармы дополнительный пансион в 600 франков в год, что вместе с жалованьем, положенным в Императорской Гвардии, позволит ему вести достойный образ жизни…» [911].

Ясно, что подобное могли позволить себе лишь выходцы из очень состоятельных семей. Идти на войну солдатом, да еще за свой счет, причем за большие деньги (!), было не в стиле буржуазии, зато вполне вписывалось в дворянскую традицию старой Франции. В результате в ряды Ордонансовых жандармов как из рога изобилия посыпалась состоятельная дворянская молодежь. «В Майнце, в котором, начиная с 20 октября 1806 года, должно было произойти формирование Ордонансовых жандармов, – рассказывает д’Эспеншаль, – разместилась императрица Жозефина и часть двора, приехавшие сюда, чтобы быть ближе к тем великим событиям, которые должны были произойти (имеется в виду война с Пруссией). Маршал Келлерман, которому было поручено формировать часть, вложил в это всю возможную энергию, отвечающую тому рвению, которым пылала молодежь, прибывающая со всех концов Франции. Не прошло и двух месяцев, как рота численностью 150 человек была готова сразиться с врагом, а в скором времени была создана и вторая рота» [912].

Создание этих блестящих дворянских отрядов не могло не вызвать противоречивых чувств у гвардейцев – ветеранов революционных войн. «Мы окажемся в довольно сложном положении, – пророчески писал своему отцу весной 1807 г. хорошо известный нам д’Эспеншаль. – Оно потребует от нас большого такта, ибо очевидно, что мы станем объектом ревности со стороны Императорской Гвардии, которая, возможно, увидит в нас слишком привилегированную часть, особенно если принять во внимание ту службу, которую нам придется исполнять» [913].

Молодой офицер не ошибался, и едва Ордонансовые жандармы прибыли к армии, как старые солдаты окрестили их малопочтительной кличкой «раззолоченные молокососы» [914]. Впрочем, отвага молодых аристократов, проявленная ими в первых же боях, несколько поубавила поток шуток в их адрес. Рядовой де Норвен вспоминал: «Мы прибыли в Мариенвердер с гордостью молодых людей, заслуживших свои шпоры. В наших четырех ротах было немало плащей, порванных ударами сабель, киверов со сбитыми султанами… Те, кто вышли нам навстречу, – артиллеристы, драгуны и гвардейские егеря, – как опытные ценители сразу поняли, что мы уже повидали виды. Это было очень приятно, так как мы хотели понравиться старым солдатам» [915].

Тем не менее Император почувствовал, что, несмотря ни на что, между «золотой молодежью» и ветеранами Гвардии сохранилась дистанция, да и командование Гвардии, больше являющееся рупором последних, явно не выразило бурного энтузиазма по поводу создания необычной части. «12 июля (1807 года) маршал Бессьер отдал приказ Ордонансовым жандармам собраться в конном строю и объявил им от имени Его Величества Императора, что они расформированы» [916].

Тем не менее обещания в отношении производства в офицерское звание было выполнено: 118 жандармов первых трех рот, которые приняли участие в кампании, были произведены в звание су-лейтенантов кавалерии, офицеры этих рот получили повышение и были направлены в армейские полки, а жандармы 4-й и 5-й рот, которые не успели еще побывать под пулями, были включены в состав эскадронов велитов и через год получили офицерские эполеты.

Несмотря на появление в гвардейском корпусе этих своеобразных частей, несмотря на значительное усиление гвардейской артиллерии (особенно за счет создания в 1808 г. полка пешей артиллерии), а также причисление к Гвардии польского полка шеволежеров, принципиальная концепция Гвардии оставалась все же неизменной – относительно небольшое элитное соединение, состоявшее в большинстве из закаленных опытных воинов. В 1808 г. в Гвардии по штату было лишь 15 382 человека, что составляло не более 2,5 % от общей численности вооруженных сил Французской Империи.

16 января 1809 г. в Вальядолиде Император подписал документ, положивший начало новому периоду в истории Императорской Гвардии, в течение которого эта концепция претерпела существенные изменения. Этим документом был декрет, согласно которому были созданы два новых полка: так называемых тиральеров-гренадеров и тиральеров-егерей. Чуть позже, 29 и 31 марта того же года, были созданы полки, получившие название новобранцев-гренадеров и новобранцев-егерей (по два полка каждого типа, подробнее см. Приложение). Наконец, 25 апреля было приказано организовать также вторые полки тиральеров-гренадеров и тиральеров-егерей («tirailleur» – по-французски «стрелок», однако мы не переводим это слово на русский язык, а оставляем его французское прочтение; фактически оно употреблено здесь не в своем основном значении, а лишь как приставка, которая говорит о том, что речь идет не о «настоящих» гренадерах или егерях).

Для всех этих полков с довольно странными названиями появилось общее наименование: «Молодая Гвардия» [917], которое, собственно говоря, раскрывает их суть гораздо лучше, чем малопонятное «тиральер-егерь» («tirailleur-chasseur» – буквально: «стрелок-охотник»). Кстати, название Старая Гвардия появляется и утверждается именно в эту эпоху, так как до этого подобный эпитет следовал из названия Гвардия как само собой разумеющийся. Восемь первых полков, которые были созданы в 1809 г., явились принципиально новым по своей сути формированием в рядах наполеоновских войск. Дело в том, что эти «гвардейцы» не были отборными ветеранами и даже не являлись, подобно велитам, молодыми людьми из «приличных семей». Это были просто-напросто новобранцы. Впрочем согласно императорскому декрету сюда должны были отбираться новобранцы из числа самых здоровых и образованных (умеющих читать и писать) призывников.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию