Армия Наполеона - читать онлайн книгу. Автор: Олег Соколов cтр.№ 211

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Армия Наполеона | Автор книги - Олег Соколов

Cтраница 211
читать онлайн книги бесплатно

Зная дух армии Наполеона, можно не сомневаться в том, что, если бы в этот час под звуки победных маршей в прорыв двинулись бы легендарные гвардейские части, у всей армии, пусть усталой и истекающей кровью, открылось бы второе дыхание, что те солдаты, которые уже бессильно опускали руки, снова с остервенением ринулись бы вперед. Ведь с точки зрения чисто численной, у французов оставалось еще более чем достаточно линейных войск, но эти войска считали, что они уже выполнили свой долг, и не видели возможности, не хотели одними своими силами продолжать попытки сломить сопротивление русской армии.

Маршал Сен-Сир, который, хотя и не обладал даром харизматического лидера, но был прекрасным специалистом в деле тактики и оперативного искусства, анализируя Бородинское сражение, абсолютно категорично утверждал: «Зачем тратить огромные средства на элитный корпус, зачем его холить и беречь, если не для того, чтобы в подобных обстоятельствах добиться великого результата, с лихвой возместившего все те неудобства, которые создавало для остальной части армии его формирование. Если бы Гвардия была вся брошена в бой, – добавляет он, – то нет сомнения в том, что ведомая с твердостью и умом, которые отличали ее командиров, под взглядом своего Императора, она совершила бы чудеса, и русская армия была бы не просто побеждена, а разбита, опрокинута, обращена в бегство и частично уничтожена, а ее остатки отброшены в глубь Империи… В такой ситуации Наполеон мог бы делать далее все, что пожелает, – либо расположиться на зимних квартирах в Москве и весной развивать свой успех, либо предложить Императору Александру приемлемые условия мира…» [937].

«Сир, мне кажется, Вы должны будете бросить в бой Гвардию», – обратился к Императору его верный генерал-адъютант Рапп, когда его, раненного в двадцать второй раз (!), проносили мимо ставки. «Нет, я этого не сделаю, – произнес в ответ Наполеон. – Я не хочу, чтобы она понесла тяжелые потери. Я уверен, что выиграю битву и без нее» [938].

Эта фраза, пожалуй, лучше всего раскрывает суть произошедшего на Бородинском поле. Император остерегался не за резерв вообще – двинул же он в бой дивизию Фриана и всю резервную кавалерию, хотя рельеф местами совершенно не благоприятствовал применению последней. Наполеону не хотелось, чтобы его отборная, прекрасная, блистательная Гвардия… «понесла тяжелые потери»! В результате кровью истекали другие. Но самое главное даже не это. Главное, что около трех часов пополудни 7 сентября 1812 г. на поле боя при Бородине Наполеон потерял свою корону и Европейскую Империю… Конечно, он этого не знал, об этом не мог догадываться никто ни в русском, ни во французском лагерях в те минуты… но зато об этом можно с уверенностью сказать сейчас, когда прошло более двух сотен лет после этих событий.

Мы полностью разделяем мнение Сен-Сира, да и девяноста процентов солдат и офицеров Великой Армии – тех, кто бился тогда на флешах и с батареей Раевского: введение Гвардии в бой дало бы Наполеону новый Аустерлиц, после которого сложно себе представить дальнейшее сопротивление императора Александра. Напротив, получив малоубедительную, пиррову победу, Наполеон упустил последний шанс, который давала ему судьба в этой войне. Таким образом, желание сохранить во что бы то ни стало Гвардию стало для Императора роковым.

Единственное сражение, которое могло бы стать образцовым с точки зрения применения гвардейского корпуса, не состоялось. В армии это понимали и открыто поносили гвардейцев и особенно их командира маршала Бессьера, который был одним из немногих, кто категорически не советовал бросать в бой Гвардию.

Подобным образом командование гвардейского корпуса вело себя уже не в первый раз. Чуть более чем за год до этого, 5 мая 1811 г., в битве при Фуэнтес де Оньоро на другом конце Европы решалась участь другой войны – войны на Пиренейском полуострове. Веллингтон со своей армией довольно самоуверенно вышел из Португалии, служившей ему базой и опорным пунктом. «Железный герцог» сделал это под впечатлением неудачного похода Массена на Лиссабон и оказался в ситуации, когда он мог подвергнуться атаке превосходящих сил французов. Для этого маршалу Бессьеру необходимо было прийти на помощь Португальской армии Массена. Однако Бессьер прибыл к своему коллеге лишь с символическим подкреплением в виде небольшого отряда гвардейской кавалерии, находившейся тогда в его распоряжении в Северной армии. Вследствие этого бой начался не в столь благоприятной для французов ситуации, как это могло бы быть.

Тем не менее даже с имевшимися силами Массена удалось пробить брешь в обороне англичан. Возникла возможность полного разгрома Веллингтона, а следовательно, и победы в войне; но необходимо было срочно подкрепить атакующих свежими силами. В резерве под рукой у Массена был отряд, приведенный Бессьером, – 800 конных гренадеров и драгунов Императорской Гвардии под командованием генерала Лепика. Французский главнокомандующий тотчас послал своего адъютанта (сына маршала Удино) с приказом к Лепику немедленно атаковать. «Массена считал каждую минуту… наконец Удино прискакал весь в поту и пыли. Еще издалека увидев его, маршал закричал: “Где гвардейская кавалерия?!” – “Князь, я не смог сдвинуть ее с места!” – “Как это?!” – “Генерал Лепик сказал, что он подчиняется только герцогу Истрийскому (Бессьеру) и даже не вынет сабли из ножен без его приказа”» [939].

Что же касается маршала Бессьера, его невозможно было найти на поле боя, ибо… он уехал осматривать, как были сделаны фашины, с помощью которых французские солдаты форсировали накануне боя болото, преграждавшее дорогу к правому флангу англичан! Фуэнтес де Оньоро окончилось точно так же, как и Бородино. Ценой больших потерь французам удалось потеснить неприятеля, и только. Последний шанс выиграть войну в Испании был упущен. Веллингтон, который из-за излишней самоуверенности оказался на грани катастрофы, преспокойно ушел обратно в Португалию, откуда, пользуясь ослаблением императорских войск на Пиренеях в 1812 г., он снова начнет свое, на этот раз практически безостановочное, наступление.

Наконец, еще раньше, в 1809 г. при Ваграме также произошел сходный эпизод. Когда колонна Макдональда (см. гл. VII) вломилась в центр австрийского расположения и отразила направленные на нее контратаки вражеской конницы, возник удачный момент для массированной атаки французской кавалерии. «Когда дым немного рассеялся, – вспоминал Макдональд, – я увидел неприятеля в самом жутком беспорядке, который еще более усилился с его отступлением… Я приказал генералу Нансути атаковать, направив также просьбу командующему кавалерийскими массами, которые я видел позади себя, сделать то же самое…»

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию