Армия Наполеона - читать онлайн книгу. Автор: Олег Соколов cтр.№ 217

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Армия Наполеона | Автор книги - Олег Соколов

Cтраница 217
читать онлайн книги бесплатно

Низверженному властелину, удалившемуся в ссылку на о. Эльба в Средиземном море союзники разрешили взять несколько сот гвардейцев (1 батальон пехоты, 1 эскадрон польских улан и взвод гвардейских моряков – всего 724 человека).

20 апреля, прежде чем отправиться к месту изгнания, Император вышел проститься со своей Старой Гвардией. Это было в полдень. Во дворе, где еще недавно собирались войска для похода на Париж, теперь застыли в безмолвном молчании 1200 гренадеров и егерей. Император вышел в сопровождении только одного человека – маршала Монсея. Он подошел к строю и произнес речь, на всю жизнь врезавшуюся в память всех тех, кто его слушал в этот день.

«Офицеры и солдаты Гвардии, я пришел, чтобы проститься с вами. В течение 20 лет я вел вас по дороге побед. В течение 20 лет вы служили мне верно и честно. Примите же мою благодарность. Моей целью были счастье и слава Франции. Теперь обстоятельства изменились… С вами и храбрецами, которые остались мне верны, я мог бы продолжать борьбу, но я разжег бы гражданскую войну во Франции, в нашем Отечестве.

Офицеры и солдаты, не покидайте же вашу Родину, страну так долго несчастную, подчиняйтесь своим командирам и идите всегда по пути чести, по которому мы шли с вами так долго вместе.

Не беспокойтесь о моей судьбе, мне остались воспоминания о великих делах, я найду достойное занятие для себя… я напишу мою и вашу историю.

…Я не могу обнять вас всех, но обниму вашего генерала. Прощайте, мои дети! Прощайте, друзья!.. Помните обо мне… Подойдите же, генерал!» Император обнял генерала Пети, а затем подозвал орлоносца и со слезами на глазах три раза поцеловал полотнище: «С этим поцелуем помните обо мне… Прощайте, мои дети… Прощайте, мои солдаты!» [974].

Старые воины, стоявшие в строю, хладнокровно прошедшие через тысячи опасностей, не могли и не хотели сдерживать своих чувств. По загрубевшим в походах и лишениях щекам гвардейцев текли слезы.

Загрохотали колеса кареты, Император, в последний раз опустив стекло своего экипажа, бросил прощальный взгляд на своих солдат. Его лицо тоже было в слезах…

Однако Наполеон прощался навсегда не со всеми из своих гвардейцев. Через месяц батальон, составленный из самых преданных солдат, погрузившись на корабли в небольшом итальянском порту Савона, приближался к острову Эльба. 26 мая гренадеры и егеря высадились в Порто-Ферайо – столице крошечного островка. Гвардейцы вступили в этот маленький город в таком же виде, как они блистали когда-то на параде в Тюильри, – подтянутые, вычищенные, выбритые. Во главе их шел полковник Камбронн, которому всего лишь через год суждено будет обессмертить свое имя. За ним шли командир батальона Малле, капитаны Лаборд, Ламуре, Комб, Лубер, Юро де Сорбе – с их именами мы еще встретимся.

Император бросился им навстречу. «Я плохо жил здесь без вас, ну вот мы наконец вместе – теперь все плохое в прошлом!» – воскликнул он. «Ружья задрожали в руках гвардейцев, их загорелые лица сморщились, и по ним потекли слезы. Солдаты плакали от счастья, они кричали, смеялись, пели, как сумасшедшие. Все повторяли друг другу слова, только что сказанные Императором… Эти слова, его приветствие, его взгляд вознаградили их сторицей за их труды. Они уже больше не думали о своих родственниках, оставшихся где-то далеко, о продвижении по службе, которым они пренебрегли, о нищете, которая их ждала, о ссылке, на которую они сами себя обрекли. Они сожалели только об одном – они не знали, как высказать всю признательность тому, ради кого они оставили все в этой жизни…» [975].

Впрочем, жизнь шла своим чередом, и в то время, пока верные гвардейцы встречались с изгнанным Императором на о. Эльба, во Франции новое правительство решало вопрос о том, что делать с основной частью Гвардии.

Как уже указывалось выше, Бурбоны не расформировали полностью императорскую армию, а лишь сильно ее сократили. Полной ликвидации подверглась только Молодая Гвардия, полки которой были распущены, а кадры влиты в состав сохранившихся линейных частей. Зато Старую Гвардию королевские власти не осмелились трогать. Ее лишь уменьшили в численности, а также изменили наименования полков.

Полки пеших гренадеров отныне стали называться «Королевский корпус гренадеров Франции». Этот корпус состоял из четырех батальонов, и им командовал генерал Фриан.

Соответственно, пешие егеря превратились в «Королевский корпус пеших егерей Франции», также из четырех батальонов. Командовал ими генерал Кюриаль.

Все полки кавалерии были сокращены до четырех эскадронов и получили следующие наименования: конные гренадеры – Королевский корпус кирасир Франции (командующий – генерал Гийо); конные егеря – Королевский корпус конных егерей Франции (командующий – генерал Лефевр-Денуэт); драгуны – Королевский корпус драгун Франции (командующий – генерал Орнано);

2-й полк шеволежеров-улан – Королевский корпус шеволежеров-улан Франции (командующий – генерал Кольбер).

Артиллерия, моряки и саперы Гвардии были расформированы, а их личный состав влит в соответствующие линейные формирования. Наконец, полк польских шеволежеров-улан был выслан из Франции как иностранный и передан в распоряжение… российского императора.

У старых ворчунов, продолжавших службу в Гвардии под новым командованием, была тысяча поводов ненавидеть власть Бурбонов. Они презирали ее, уже хотя бы потому, что она пришла во Францию в «фургонах союзников», потому что представителями власти были те люди, с которыми они воевали уже двадцать лет. К этому добавились и новые обиды. Гвардейцев выслали подальше из Парижа в провинциальные города, жалованье сократили на треть, многих просто-напросто уволили в отставку. Наконец, было приказано воссоздать «Королевский дом» – старорежимную Гвардию – в таком виде, в котором она была даже не накануне Революции, а еще до 1776 г. Вернулись из небытия Мушкетеры короля, Жандармы короля, Шеволежеры, Гард-дю-Кор, Сто швейцарцев, Гвардейцы дверей и т. д.

Дело, конечно, не в том, что эти учреждения были сами по себе дурными, но в конкретных исторических условиях воссоздание их казалось чудовищной несправедливостью по отношению к реально существующим элитным войскам. С насмешкой и озлоблением смотрели покрытые шрамами воины императорской армии на эти раззолоченные отряды, составленные либо из старцев, все достоинство которых заключалось в том, что в течение почти четверти века они жили вдалеке от Родины, либо из мальчишек, ни разу не нюхавших пороха, зато родившихся в эмиграции.

Нетрудно понять поэтому, что бывшие гвардейцы Императора с восторгом восприняли известие о высадке своего кумира в бухте Жуан 1 марта 1815 г.

К сожалению, в данной работе нам не представляется возможным описать удивительное событие, вошедшее в историю под названием «Полет орла». Отметим лишь, что в народном движении, которое поднялось во Франции при появлении на ее земле Наполеона и которое смело с трона Бурбонов, гвардейцы сыграли не последнюю роль. Доблестный «батальон Эльбы» с восторгом шел навстречу смертельной опасности – несколько сотен человек против армии и жандармерии целой страны! Благодаря своим верным гвардейцам, Император смог выйти навстречу 5-му линейному полку, который первым перешел на его сторону, положив тем самым начало удивительному превращению королевской армии в армию императорскую. Не случайно поэтому, еще не достигнув Парижа, еще не став полностью хозяином страны, 13 марта Наполеон, находясь в Лионе, подписывает декрет о воссоздании Императорской Гвардии во всех ее функциях и привилегиях, одновременно приказывая распустить «Королевский дом».

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию