Армия Наполеона - читать онлайн книгу. Автор: Олег Соколов cтр.№ 75

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Армия Наполеона | Автор книги - Олег Соколов

Cтраница 75
читать онлайн книги бесплатно

Эта ставшая впоследствии знаменитой артиллерийская система была введена в войсках королевским ордонансом от 13 августа 1765 года. Однако интриги завистников, и, в частности, де Вальера-сына, привели к тому, что в 1772 году было решено вернуться к старой материальной части. Но ненадолго. Уже в 1774 году система Грибоваля вновь восторжествовала и на этот раз окончательно. Более того, в 1776 г. министром-реформатором Сен-Жерменом, о котором уже говорилось в первой главе, Грибоваль был назначен генерал-инспектором артиллерии и смог провести в жизнь все свои идеи.

Каковы же были основные черты французской артиллерии, созданной Грибовалем? В его систему входило три стандартных типа полевых пушек: 12, 8 и 4-футовые и одна гаубица калибром 6 дюймов 4 линии (165,7 мм). Стволы всех этих орудий были отлиты из бронзы. Отныне было введено единообразие не только стволов, но и лафетов, колес, зарядных ящиков, передков, упряжек и даже специальных измерительных приборов для контроля качества изделий. Колесо, изготовленное в Страсбурге, могло теперь без всяких подгонок заменить сломавшееся колесо на лафете, сделанном в Гренобле.

Полевые пушки были отделены от осадной артиллерии, которая, в свою очередь, была реформирована Грибовалем. Им же были разработаны артиллерийские системы для крепостных и береговых батарей (рассмотрение этих орудий выходит за рамки нашего очерка).

Грибоваль выбрал соотношение веса ствола к весу снаряда полевых пушек, равное 150 вместо 225–280 в системе де Вальера, что позволило значительно облегчить вес орудий. Вес порохового заряда уменьшился с 2/3 от веса ядра до 1/3. Равным образом длина ствола сократилась с 20–25 калибров до 18 калибров. Все это, конечно, не могло не сказаться на дальности и точности стрельбы пушек. Однако небольшое уменьшение дальнобойности с лихвой компенсировалось во много раз возросшей подвижностью орудий и простотой их эксплуатации. Уменьшение веса стволов позволило значительно облегчить и лафеты, которые к тому же были снабжены отныне высокими колесами с большей степенью проходимости. Наконец введение металлической оси и чугунных втулок на колесах еще более обеспечило прочность и надежность конструкции.

Укорочение стволов позволило резко увеличить скорострельность пушек, тем более что грибовалевские орудия заряжались совершенно иначе, чем в системе де Вальера. Отныне заряд представлял собой заранее заготовленную дозу пороха, насыпанную в камлотовый мешок (кар туз). Ядро же прикреплялось металлическими полосками к шпигелю (sabot) – деревянному поддону, который, в свою очередь, был соединен с картузом. Таким образом вместо долгой и небезопасной процедуры заряжания совком для пороха, артиллеристы использовали теперь удобные в обращении заряды, похожие на современный унитарный патрон. Эти заряды перевозились в специально разработанных Грибовалем зарядных ящиках (caissons).


Армия Наполеона

А. Адам. Утро 5 сентября 1812 г. неподалеку от Москвы-реки. Баварская конная артиллерия, приданная 4-му армейскому корпусу (слева на рисунке), ведет огонь, будучи поставленной на отвозы


Говоря о зарядах, нельзя не отметить, что знаменитым реформатором французской артиллерии была значительно усовершенствована и стрельба картечью. Отныне картечь – специальные пули очень крупного калибра – была заключена в жестяные банки с железным поддоном, что, как показали эксперименты и боевая практика, значительно увеличило дальность и точность стрельбы этим видом снарядов. Сами картечные пули стали делаться не из свинца, а из кованого металла. Теперь они не деформировались в полете и, сверх того, могли рикошетировать от твердой земли.

Для более точной наводки орудий появились мушки и прицелы, а также специальные винты под казенной частью для разворота ствола в вертикальной плоскости. Эти приспособления дополнялись таблицами дальности стрельбы, рассчитанной для разных углов возвышения.

Среди изобретений Грибоваля нельзя не отметить одно остроумное преобразование, сыгравшее большую роль в войнах Революции и Империи. Это так называемый «отвоз» (prolonge – дословно «продолжение»). Он представлял собой толстый канат длиной восемь метров, который крепился одним концом к передку, а другим концом – к кольцу на лафете орудия. Это простейшее приспособление позволяло мгновенно переводить пушку из походного положения в боевое. Особенно действия орудий на отвозах были выгодны, когда необходимо было прикрыть отход своих войск на поле боя. Лошади тянули передок, канат напрягался и тянул за собой орудие. Стоило же обозным остановить упряжку, как канат ослаблялся, и пушка сама собой становилась в положение для стрельбы. Длина каната позволяла не опасаться повреждения передка при откате орудия после выстрела. Хотя и с несколько меньшим успехом, отвоз использовался и при наступлении, наконец он был незаменим при перевозе орудий через препятствия на местности. Эта маленькая хитрость Грибоваля значительно усилила боевые возможности артиллерии и тотчас же была заимствована всеми армиями Европы. Генерал Фаве, специалист по истории артиллерии, считал, что одно только изобретение отвоза обеспечило бы Грибовалю важное место в истории развития военной техники [328].

Грибоваль был наконец первым, кто разработал новый метод производства стволов пушек, при котором канал ствола высверливался в отлитой болванке на специальном станке.

Перечисленные достоинства грибовалевских пушек сделали французскую артиллерию образцом для подражания во всей Европе. Орудия Грибоваля с успехом прошли боевое крещение в войне за независимость США и показали свои великолепные боевые качества в эпоху войн Великой французской революции. Тем не менее боевая практика выявила и ряд недостатков указанной системы.

В эпоху Консульства, когда короткая мирная передышка дала возможность подвести некоторые итоги опыту революционных войн, из высших офицеров артиллерии была создана комиссия, которая должна была выработать новую артиллерийскую систему. В комиссию, которая начала свою работу в декабре 1801 года под председательством генерал инспектора артиллерии д’Абовиля, входили видные специалисты своего дела: генералы Ламартильер, Андреосси, Эбле, Сонжи, Фольтрие, Гассенди. С сентября 1802 года работу комиссии возглавлял адъютант Первого консула и его личный друг молодой генерал Мармон. В результате довольно обширной теоретической работы была разработана новая артиллерийская система, которая получит название «Система ХI года». Впрочем, нужно отметить, что, несмотря на название, новый ансамбль орудий, стволов, лафетов, зарядных ящиков, упряжек и т. п. оставался в большинстве своем несколько видоизмененной системой Грибоваля.

В работе над новыми образцами полевой артиллерии генерал Мармон, как он позже вспоминал, исходил из следующих принципов: «… Лучшая артиллерия – это самая простая артиллерия. Если бы один калибр мог отвечать всем боевым потребностям, а один тип повозки – всем транспортным нуждам, это и было бы совершенством.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию