Армия Наполеона - читать онлайн книгу. Автор: Олег Соколов cтр.№ 94

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Армия Наполеона | Автор книги - Олег Соколов

Cтраница 94
читать онлайн книги бесплатно


Армия Наполеона

Построение батареи по команде «На первое отделение развернуть колонну»


Например:


Армия Наполеона

По этой команде, как и в кавалерии, каждое подразделение заезжало левым плечом вперед на 90°, и выстраивалась колонна. Такая же команда отдавалась и при построении колонны по одному орудию (слово «отделение» заменялось лишь на слово «орудие») налево или направо.

Развертывание из колонн в линию также осуществлялось методами, очень напоминающими кавалерийские:


Армия Наполеона

Первая пушка (отделение) продолжала двигаться вперед, остальные же, приняв влево, выезжали с ней на одну линию.

Существовали и другие методы построения колонн и их развертывания.

Необходимо отметить, что, когда пушки двигались одна за другой, конные артиллеристы ехали рядом с ними в колонну по два. Если же строилась колонна по отделениям, то артиллеристы скакали справа и слева от нее, но никогда между пушек. Это делалось во избежание травмирования людей и лошадей при быстрых разворотах орудий.

Как и в случае с пехотными уставами, артиллерийские регламенты составлялись во второй половине ХVIII века и во многом не отражали боевые реалии наполеоновской эпохи. В справочниках и наставлениях для артиллерийских офицеров можно найти массу сведений о том, как нужно стрелять из «камнеметов» (perriers) тяжелых осадных мортир, давно уже не применяемых, как действовать полковыми пушками в составе развернутого батальона в соответствии с требованиями линейной тактики и т. д.

Зато нет ни слова о ряде важнейших вопросов боевой практики. Например, не ясно, где должны были располагаться большие зарядные ящики во время маневров дивизионов. Гассенди дает только следующее указание: «Положение передков указано в регламенте, а зарядные ящики располагаются в 16–20 туазах позади своих орудий, соблюдая равнение (речь идет о дивизионе в развернутом строю), или в колоннах, подобных орудийным (ou en colonnes semblables à celles des pieces) [402].

Последняя фраза допускает неоднозначное толкование. Можно либо предположить, что зарядные ящики строятся вместе с орудиями в колонны, продолжая двигаться за своей пушкой, либо строятся в отдельные колонны только из зарядных ящиков, с фронтом таким же, как у орудийной колонны. Если исходить прежде всего из лексического анализа, то скорее нужно предположить второе, т. к. зарядные ящики должны были двигаться отдельно. К этому же выводу можно прийти, если проанализировать ряд рекомендуемых перестроений артиллерийских дивизионов.

Однако большое количество изображений той эпохи, нарисованных специалистами, показывает колонны артиллерии, где зарядные ящики идут вперемешку с пушками. Чему верить? Скорее всего, в зависимости от обстоятельств могла применяться либо одна, либо другая комбинация. Однако ни слова об этом в официальных документах.


Армия Наполеона

А. Адам. 27 июля в полдень под Витебском. Изображен момент, когда франко-итальянские войска 4-го корпуса ведут бой с арьергардами 1-й русской Западной армии, продвигаясь в направлении Витебска (вдали, в глубине картины). Хорошо видно, что французская пехота использует развернутые линейные построения. Справа – 6-фунтовые пушки (образца XI г.) итальянской артиллерии выдвигаются в колоннах, где орудия идут вперемешку с зарядными ящиками


Несмотря на молчание наставлений по многим вопросам, никоим образом нельзя сделать вывод о том, что французская артиллерия маневрировала неуверенно и хаотично, путаясь в своих многочисленных пушках, упряжках, зарядных ящиках и передках. Здесь, как и везде, солдаты и офицеры Великой Армии действовали исходя из огромного опыта и действовали образцово. Все мемуары единодушно отмечают слаженность, четкость и профессионализм наполеоновских артиллеристов.

Однако батареи императорской армии добивались замечательных успехов не только благодаря образцовой выучке. Наполеоновская эпоха внесла значительные коррективы в область артиллерийской тактики. Если на уровне элементарных маневров батареи все оставалось почти таким же, как и накануне Революции, то стиль их действий в бою стал совершенно иным.

Еще в 70-е годы ХVIII века в работах ряда французских военных теоретиков появляется идея об иных способах применения артиллерии, чем те, которые были характерны для линейной тактики, где в полевом бою пушки, обычно относительно равномерно распределенные по фронту, лишь усиливали огонь пехоты, но не выполняли самостоятельных тактических задач. Гибер в своем нашумевшем произведении «Общий этюд о тактике» (1777), дю Пюже в «Эссе об употреблении артиллерии в полевых сражениях» (1771), дю Тей в книге «Об употреблении новой артиллерии в полевой войне» (1778) предрекали новые способы употребления орудий. Основная мысль этих произведений состоит в том, что батареи должны использовать концентрацию своих усилий на важнейших участках боевой линии: «Цель артиллерии – не убивать понемногу людей из всего неприятельского фронта, а опрокидывать, разрушать избранные части этого фронта» [403], – писал Гибер.

Одновременно Гибер и дю Тей настаивали на активных действиях артиллерии: «Нужно, чтобы батареи… привыкли маневрировать с отвагой, вставать даже на опасно выдвинутые вперед позиции и поддерживать друг друга огнем, не думать о том, прикрывают ли их другие войска, если огонь пушек может сыграть решающую роль, наконец, снимать орудия лишь тогда, когда враг, так сказать, сядет на них верхом, потому что именно последние залпы в упор – самые решительные. Нужно, чтобы артиллеристы думали прежде всего не о сохранении своих орудий, которые в конечном итоге есть лишь легко заменяемые машины, но о том, чтобы стрелять как можно эффективнее…» [404].

Эти смелые для своего времени мысли были не только реализованы на практике французской артиллерией в ходе войн Революции и Империи, можно сказать больше: действительность превзошла самые дерзкие ожидания теоретиков.

Известный финский военный историк Матти Лауэрма в своем прекрасном исследовании «Французская полевая артиллерия в эпоху революционных войн» высказывает мнение, что первым примером артиллерийской атаки являются действия конной артиллерии республиканской армии в сражении под Аарлоном 9 июня 1793 года, когда в критический момент боя французская батарея Сорбье, будущего героя войн Империи, дерзко выдвинулась на дистанцию 50 метров от врага (!), открыла ураганный огонь по австрийцам, проложив дорогу для кавалерийской атаки, и тем решила участь схватки [405].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию