1941: Воздушная война в Заполярье - читать онлайн книгу. Автор: Александр Марданов cтр.№ 13

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - 1941: Воздушная война в Заполярье | Автор книги - Александр Марданов

Cтраница 13
читать онлайн книги бесплатно

На правом, северном, фланге немцы начали наступление через 9 часов – в 12:00. Здесь оборонялся 3-й батальон (7, 8 и 9-я роты). На этом участке 95-го СП дотов не было, имелись только укрепления временного полевого типа, и система обороны также не была готова, хотя и оборудовалась в предыдущие дни в спешном порядке. Против 3-го батальона противник также действовал превосходящими силами, не менее двух батальонов. Здесь ему удалось прорвать нашу оборону и продвинуться в направлении на Мустатунтури, имея целью прорваться на полуостров Средний для захвата полуострова Рыбачий. Однако в районе озера Тисъярви противника встретил 2-й батальон 135-го стрелкового полка, оборонявшего полуостров Средний. Батальону удалось отбросить противника, и тот повернул на юг. Таким образом, 3-й батальон 95-го СП оказался под угрозой окружения, и ему пришлось отходить большей частью сил к реке Титовка, поселку Титовка и одним взводом на полуостров Средний.

На помощь 95-му СП командование 14-й армии направило 112-й стрелковый полк 52-й СД, который к 15:00 только-только подходил к району боя 95-го СП и имел задачу контратаковать на его левом фланге. К 14:55 112-й СП сосредотачивался в районе действия 95-го СП и командир 14-й СД готовил полк к контратаке. 2-й и 3-й батальоны 112-го СП при подходе к мосту через реку Титовка попали под бомбежку, результаты которой не известны. Контратаку проводить не стали, и с 15:00 112-й СП находился в обороне южнее станции Титовка. Очевидно, наше командование склонялось к тому, что 95-й и 112-й СП нужно отводить к реке Западная Лица, так как такой приказ поступил в 95-й СП в 05:00 30 июня. Как показали дальнейшие события, решение об отходе к Западной Лице было правильным.

В дневнике немецкого солдата мы находим описание первого дня наступления. Вот как оно выглядело со стороны противника: «29 июня – в 4 часа утра был дан сигнал к атаке. Русские бешено стреляли при малейшем движении на наших горах. Они прекрасно знают дорогу, по которой мы можем наступать. Они нас не видят, но обстреливают всю дорогу. Мы идем по скату. Сзади и спереди, слева и справа рвутся снаряды, но перед нами один путь – вперед. Я делаю рывок в сторону. У воронки снаряда лежат три убитых товарища. Отворачиваюсь и бегу дальше вниз по горе через болото. Мы видим едва ли на 10 шагов вокруг, настолько густой туман стоит. Слышим лишь свист и разрывы снарядов. Оставляем лежать раненого и бежим дальше, так как мы должны достигнуть ската горы. Все же мы еще далеки от него и должны залечь, так как противник обстреливает нас из пулемета». Из этого описания видно, что наши части в Титовском укрепрайоне оказали сильное сопротивление, сохранив боевую устойчивость после бомбардировок 28 июня. Немцы для своего наступления использовали густой туман и под его прикрытием упорно двигались вперед, имея здесь многократное численное превосходство. Наступление велось вдоль единственной дороги Петсамо – Титовка и в направлении на полуостров Средний. В дальнейшем погода значительно улучшилась: облачность стала 7 баллов высотой 600-1000 метров. 5-й Воздушный флот стал активно поддерживать свои наступающие войска, сосредоточив основные усилия на бомбардировке советских частей на линии фронта и в ближайшем тылу. В течение дня по нашим войскам на линии фронта и в поселке Титовка отбомбилось не менее 4 групп самолетов: в 09:57–22 бомбардировщика; в 14:06 – 8 пикирующих бомбардировщиков; в 15:15-25-30 самолетов; в 21:10–10 пикирующих бомбардировщиков. В отчетах ВВС Карельского фронта отмечено, что в первые дни действия немецких бомбардировщиков были крайне дерзкими, которые бомбили наземные части с нескольких заходов и обстреливали их из пулеметов, часто действовали мелкими группами и одиночными самолетами.

Для нанесения ударов по наступающему противнику и его базам сразу была активно задействована советская авиация. 1-й смешанной авиационной дивизии задача была поставлена следующим образом: «Взаимодействуя с наземными частями, содействовать 14 СД и 42 СК в уничтожении наступающего противника». Истребители 145-го и 147-го ИАП весь день вылетали на бомбардировочные и штурмовые действия с аэродромов Шонгуй, Мурмаши и Ура-губа. И-153 и И-15бис бомбили с пикирования в составе троек и шестерок, при этом загрузка И-153 составляла четыре авиабомбы: 2 ФАБ-50 и 2 АО-10 либо АО-15. Звенья бипланов-штурмовиков прикрывались звеньями И-16 145-го ИАП. Действия наших летчиков были не менее дерзкими, чем противника. При выполнении этих заданий в районе линии фронта состоялось несколько воздушных боев с истребителями противника, но, к сожалению, они заканчивались не в пользу советских пилотов. Немцы для обеспечения подхода и продвижения своих наземных войск организовали систематический барраж истребителей над линией фронта и переправами группами по 5–6 Ме-109Е. В одном из утренних вылетов звено И-15бис 147-го ИАП в районе цели было атаковано шестью Ме-109Е. Один из наших бипланов, И-15бис № 5686, был сбит, и летчик младший лейтенант Ефремов, к сожалению, погиб. Вторая встреча четверки Ме-109Е с группой из семи И-16 в районе линии фронта закончилась безрезультатно для обеих сторон. В 15-минутном воздушном бою ни одна из сторон не понесла потерь, и немцы первыми вышли из боя. В конце дня три И-16, летчики старший лейтенант Прокофьев, лейтенант Михин и младший лейтенант Красильников, вылетели на прикрытие наземных войск и в 21:15 были атакованы пятью Ме-109Е. «Мессеры», имея преимущество в скорости и численности, вступили в воздушный бой, который выдался упорным и, как отмечено в дневнике 145-го ИАП, длился 25 минут. Два из трех советских истребителей И-16, № 1021720 и № 5210604, упали на землю, сраженные противником. Один пилот, младший лейтенант Красильников, при этом погиб, лейтенант Михин получил ранение и спасся на парашюте.

Кроме потерь в воздушных боях с противником, один наш самолет был потерян в результате обстрела зенитной артиллерией. Во время одной из штурмовок вражеские зенитки поразили И-153 № 6289 147-го ИАП, который был разбит на вынужденной посадке, к счастью, летчик не пострадал.

Командование флотской авиации с началом вражеского наступления первым делом организовало налеты на порты снабжения противника Петсамо и Лиинахамари. В 11:40 с высоты 4000 метров по порту Петсамо успешно отбомбились 1 °CБ 72-го САП и 137-го КСБП. Их сопровождали 11 И-15бис 72-го САП. В первых боевых вылетах по портам противника истребителям И-15бис ставилась задача следующим образом: сопровождение СБ до Титовки, где ожидать на высоте 3500 метров возвращения бомбардировщиков после бомбометания, то есть в 25 километрах от цели в пределах визуальной видимости аэродрома Луостари, а в районе полуострова Средний СБ также отсекали от истребителей противника 6 И-16. Данный боевой вылет прошел без противодействия со стороны истребительной авиации противника.

Одновременно с действиями в районе линии фронта 29 июня 5-й Воздушный флот впервые произвел два бомбардировочных удара по флотскому аэродрому Ваенга. Первый удар с пикирования нанесли 6 Ю-88 в 14:35. Посты ВНОС в 13:54 и 14:06 своевременно донесли о проходе района Титовки бомбардировщиков на высоте 1500 метров. Это позволило еще за 20 минут до налета поднять звено И-15бис старшего лейтенанта Уварова для барражирования над аэродромом. Звено взлетело на патрулирование в 14:15. Находясь на высоте 1500 метров, летчики обнаружили 6 бомбардировщиков и истребителей противника уже при подходе их к аэродрому Ваенга. И-15бис атаковали немцев. Вторая группа истребителей в составе 6 И-153 взлетела уже после сброса бомб в 14:40. Часть бомбардировщиков Ю-88 сбросила бомбы с пикирования, а часть – с горизонтального полета. На аэродроме разрывами бомб были уничтожены 2 И-15бис, а в это время «Мессершмитты-109» и «110» пролетели на бреющем полете над Кольским заливом и обстреляли гидроаэродром губа Грязная, где нанесли пробоины двум гидросамолетам МБР-2. По трагическому стечению обстоятельств именно в это самое время два гидросамолета ГСТ 118-го МРАП производили взлет на разведку надводной обстановки до мыса Нордкин. Сразу же после взлета в 14:36 на траверзе главной базы флота Полярное они были атакованы двумя Ме-109Е. Оба ГСТ были сбиты, и самолеты затонули. Экипаж одного из ГСТ в составе 6 человек, к сожалению, погиб, второй самолет смог произвести вынужденную посадку, и его экипаж был спасен катером. Стрелок-радист старший сержант Богатыренко вел огонь в тот момент, когда его самолет уже горел. Ему засчитали один сбитый «Мессершмитт-109», за что впоследствии наградили орденом Красного Знамени. По нашим данным, сбитый Богатыренко Ме-109 упал в залив и затонул. В этом районе действительно был потерян один Bf-109Е-3 № 5164, который сел на воду, но, по немецким данным, он был сбит зенитной артиллерией во втором налете на Ваенгу в ходе вечернего вылета. Тем временем И-15бис смогли преследовать двухмоторных бомбардировщиков противника лишь несколько километров. После воздушного боя старшему лейтенанту Уварову был засчитан сбитый «Хейнкель-111». Посты ВНОС доложили, что, кроме этого, были сбиты еще два самолета, и позже летчикам, по данным ВНОС, были засчитаны сбитыми два самолета: Ю-88 и Ме-109. Первый налет противника на аэродром Ваенга показал, что существуют серьезные проблемы в работе штаба ВВС Северного флота, который, не имея опыта воздушных боев, явно переоценивал возможности И-15бис и по этой причине не смог организовать эффективный отпор вражеским бомбардировщикам, ведь на отражение бомбардировочного удара было поднято всего 3 И-15бис, которые никак не могли оказать достойный отпор «Юнкерсам». Кроме того, не была оценена опасность со стороны вражеских истребителей, так как, несмотря на своевременное обнаружение вражеских самолетов за 20 минут до налета, экипажам ГСТ не был отменен или перенесен боевой вылет, а прикрытие взлета гидросамолетов не было огранизовано.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию