Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии - читать онлайн книгу. Автор: Павел Симонов cтр.№ 43

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии | Автор книги - Павел Симонов

Cтраница 43
читать онлайн книги бесплатно

В целом наша гипотеза сводится к тому, что индивидуальные особенности взаимодействия передних отделов новой коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса лежат в основе типов, выделенных И. П. Павловым.


Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии

Рис. 28. Динамика выработки переключения пищевых (а) и оборонительных (б) условных рефлексов у четырех собак (А, Б, В, Г)

Абсцисса – дни опытов; ордината – процент условных реакций по отношению к числу применений условного сигнала (по Л. А. Преображенской)


Какие черты будут характеризовать поведение субъекта с относительным функциональным преобладанием системы фронтальная кора – гипоталамус? Это будет субъект с четко выраженным доминированием той или иной потребности, целеустремленно направленный на сигналы объектов, способных ее удовлетворить. При этом он склонен игнорировать и конкурирующие мотивы, и сигналы, отвлекающие его от продвижения к намеченной цели. А теперь сопоставим нашу гипотетическую характеристику с описанием конкретного мальчика Саши П., которого В. С. Мерлин и Б. А. Вяткин (1976) приводят в качестве примера холерического темперамента – сильного возбудимого типа по Павлову. Его интересы постоянны и устойчивы, он не теряется при встрече с трудностями, упорен в их преодолении. На уроках мальчик сосредоточенно слушает и работает, не отвлекаясь.

Согласно приведенным выше данным, функциональное преобладание системы миндалина – гиппокамп будет сопровождаться трудностью выделения доминирующего мотива и готовностью реагировать на самый широкий круг объективно малозначимых сигналов. Отсюда сочетание нерешительности, бесконечных колебаний с повышенной чувствительностью, с переоценкой значимости внешних событий. Не таков ли Коля М. – по мнению В. С. Мерлина и Б. А. Вяткина, типичный меланхолик, или слабый тип, по терминологии И. П. Павлова? Коля болезненно чувствителен к мелочам, легко теряется, смущается, не уверен в себе.

Преобладание системы гипоталамус – гиппокамп должно вести к несколько парадоксальной комбинации четкого выделения доминирующих мотивов с генерализованными реакциями на сигналы маловероятных событий, на сигналы с невыясненным значением. И снова на память приходит описание типичного сангвиника (сильный, уравновешенный, подвижный тип) Сережи Т., который настойчив, энергичен, работоспособен, но только на интересных для него уроках (доминирующий мотив! – П. С.). На неинтересных уроках легко отвлекается, увлекается посторонними вещами. Сережа легко привыкает к новой обстановке, его нетрудно дисциплинировать.

Если в системе четырех структур преобладает подсистема миндалина – лобная кора, мы получим субъекта с хорошо сбалансированными потребностями без особого акцентирования одной из них. Подобный субъект игнорирует множество происходящих вокруг него событий.

Побудить к деятельности его могут только высокозначимые сигналы. Не такова ли Аида Н., описанная Мерлиным и Вяткиным в качестве примера флегматика – сильного, уравновешенного, инертного типа? Она терпелива, выдержанна, хорошо владеет собой. На уроках спокойна, не отвлекается. Эта инертность имеет и свою оборотную сторону: девочка трудно переключается на решение новых задач, долго привыкает к новой обстановке.

Мы рассмотрели четыре варианта функционального преобладания структурных «пар» и обнаружили их соответствие психологическим характеристикам типов Павлова. Остаются еще два возможных варианта: лобная кора – гиппокамп и гипоталамус – миндалина.

Преобладание первой «информационной» пары даст гипотетического субъекта, преимущественно ориентированного на внешнюю среду и поведенчески зависимого от происходящих в этой среде событий. По-видимому, его можно назвать экстравертом, с характерной для последнего общительностью, стремлением к другим людям, склонностью к переменам, движению, освоению среды (Смирнов, Панасюк, 1977). Иные черты обнаружатся у субъекта с преобладанием «мотивационной» системы. Здесь сфера внутренних мотивов и установок окажется достаточно ригидна по отношению к внешним влияниям. И действительно, по описанию В. М. Смирнова и А. Ю. Панасюка, интроверты склонны придерживаться ранее усвоенных этических норм, они выдержанны, стремятся к порядку, застенчивы, малообщительны с окружающими.

Нетрудно видеть, что концепция «четырех структур» позволяет интегрировать классификацию Павлова с параметром экстра-интровертированности. При этом нет необходимости ни отождествлять экстравертированность с параметром силы нервной системы, ни рассматривать экстра-интровертированность совершенно изолированно от павловской типологии. Концепция «четырех структур» постулирует существование экстра– и интровертов с такой же необходимостью, как темпераменты античных авторов и типы нервной системы по Павлову.

Разумеется, все перечисленные выше типы есть абстракция. Реальная жизнь предъявляет нам бесконечное разнообразие промежуточных вариантов взаимодействия четырех мозговых структур. Здесь мы полностью солидарны с Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным, которые предложили говорить не о типах, а о свойствах, характеризующих ту или иную индивидуальность. Отмеченную еще И. П. Павловым тенденцию различных типов преимущественно реагировать одной из базальных эмоций мы пытаемся понять с позиций развиваемой нами теории эмоций и основанной на ней классификации (см. гл. 3).

Поскольку холерик (сильный безудержный тип) движим устойчиво доминирующей потребностью, его действия, как правило, обладают чертами преодоления и борьбы с характерными для этих действий эмоциями гнева, ярости, агрессивности. Меланхолик (слабый тип), напротив, всегда тяготеет к обороне, к защите, нередко окрашенным эмоциями страха, неуверенности, растерянности. Обладающий выраженной мотивационной доминантой и одновременно любознательный, ищущий, открытый среде сангвиник (сильный подвижный тип) чаще других испытывает положительные эмоции. Что касается флегматика, то при всей его эмоциональной индифферентности он тем не менее опять-таки тяготеет к положительным эмоциям. И снова мы обязаны подчеркнуть, что речь идет именно о тенденции, о предпочтительной склонности, поскольку представители любого типа наделены всем арсеналом человеческих эмоций.

Мы полагаем, что к индивидуальному набору и динамической иерархии потребностей могут быть применены параметры, разработанные И. П. Павловым для характеристики нервных процессов, т. е. сила, уравновешенность и подвижность. Жизнь показывает, что сила (острота, напряженность) тех или иных потребностей варьирует у разных личностей в весьма широких пределах. Параметр уравновешенности определяется явным доминированием одной из потребностей или их относительной сбалансированностью. С другой стороны, степень уравновешенности свидетельствует о наличии конфликтных, конкурентных отношений между потребностями или об их гармоничном сосуществовании. Наконец, подвижность характеризует не только быстроту и скорость смены мотивационных доминант, но и диапазон трансформации первичных побуждений во вторичные, производные потребности, пластичность иерархии потребностей, присущих данному субъекту.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию