Царское дело - читать онлайн книгу. Автор: Евгений Сухов cтр.№ 13

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Царское дело | Автор книги - Евгений Сухов

Cтраница 13
читать онлайн книги бесплатно

Вскоре Александр сделал Клавдии Матвеевне официальное предложение и получил согласие как от нее самой, так и от ее матушки. Правда, с условием, что до свадьбы он надлежащим образом укрепит свое финансовое положение и получит согласие от своих родителей.

У Алоизия Осиповича Кара была дача в Филях. Оказалось, что и у Смирновых дача там же, причем совсем рядом. Александр на правах жениха начал захаживать и туда и все вечера проводил с Клавой, приучая ее к себе. Вот она понемногу и привыкла.

У матушки Клавдии он пользовался уважением и благосклонностью, особенно после того, как подтянул Клаву по немецкому языку и она успешно сдала переэкзаменовку. Вечера танцев, устраиваемые Владимиром Царманом, они стали посещать уже вместе и считались всеми присутствующими женихом и невестой, хотя по-прежнему Смирнова не была обделена вниманием мужчин, что нередко сильно злило Александра. Однажды, вспылив, он вызвал одного из таких ухажеров на дуэль, но дело замял Царман – если не примирил Александра с обидчиком, то, по крайней мере, предотвратил дуэль, приравниваемую в последние годы к обыкновенному уголовному убийству.

Танцевала Клавдия Матвеевна великолепно. Она посещала едва ли не все вечера танцев, устраиваемые по Москве, и часто брала призы, что тешило ее самолюбие. И вообще, танцам и прочим развлечениям она уделяла больше времени, нежели учебе, отчего провалила выпускной экзамен в училище, после чего и стал с ней заниматься Александр. Кара-младший любил удовольствия не меньше Клавы, очевидно, на этой почве они и сошлись. Были, как говорят в народе, два сапога – пара. Удобно и легко друг с другом – чего еще нужно для семейной жизни?


Клавочка, как звала ее маман, смертельно скучала. А Александр все не заявлялся. Обещал приехать к четырем пополудни, а стрелки уже приближались к шести часам вечера.

И где его черти носят?

А у Клавы для него была новость: она открывает школу танцев в Боровске, где у них дом и где проживает отец. Правда, с отцом у них отношения получались сложными. Впрочем, сложные – это у маман. А у нее, Клавдии, отношения вполне приличные.

Почему школа танцев? Потому что без танцев в Боровске ей будет уныло и скучно. А так – всё занятие и развлечение, которое ей более всего по душе. Надо только разучить мазурку как следует. Значит, снова предстояло идти к Володе Царману. Но поскольку теперь она невеста, то одной, без Александра, ей идти не комильфо. А его нет и нет.

В передней позвонили.

«Наконец-то…»

Клава сама отправилась открывать, сняла крючок и увидела представительного господина в демисезонном пальто, в мягкой шляпе и с плоским кожаным портфелем в руке, похожим на школьный. У него было чистое лицо с правильными чертами и очень выразительный проницательный взгляд, как бы заглядывающий внутрь и с интересом рассматривающий тамошнее содержимое. Будь ему лет на пятнадцать меньше, им вполне можно было бы увлечься. Впрочем, этим господином можно было увлечься и теперь, поскольку мужчины – как хорошее вино: чем больше выдержка, тем приятнее вкус и тоньше аромат. Выдержка до определенной поры, разумеется. Но таковая «определенная пора» для гостя еще не настала, ведь ему, похоже, нет еще и сорока…

– Позвольте представиться, – начал гость, галантно сняв шляпу, – Иван Федорович Воловцов, судебный следователь по наиважнейшим делам.

– Клавдия Матвеевна Смирнова, – во все глаза смотрела на гостя девушка и, чуть смутившись, спросила: – Вы к маман?

– Нет, я к вам, барышня, – ответил Воловцов. – Прошу прощения, что явился без приглашения, а паче без предупреждения, однако, увы, долг службы обязывает меня время от времени наносить визиты, подобные сегодняшнему. Вы разрешите войти?

– Но… – начала было Клава

Но Иван Федорович аккуратно и вежливо не дал ей договорить:

– Еще раз прошу прощения, мадемуазель. Однако я подумал, что было бы не слишком удобно для вас и крайне неуместно, если бы я вызвал вас в полицейское управление для снятия дознания. Поэтому и решил прийти к вам и приватно, так сказать без посторонних, побеседовать на интересующую меня тему…

А ведь может судебный следователь быть галантным, когда того требуют обстоятельства.

– А что за тема вас интересует? – спросила Клавдия Матвеевна.

– Может, вы все же разрешите пройти? – вопросом на вопрос ответил Иван Федорович и сладчайше улыбнулся.

– Да, конечно, – отступила от двери девушка, пропуская гостя в переднюю. – Проходите, пожалуйста.

– Благодарю…

Воловцов не спеша разделся, повесил пальто и шляпу на вешалку, стоявшую в прихожей и изображавшую пальму, и вопросительно посмотрел на молодую хозяйку:

– Куда прикажете пройти? – Портфель он держал в руках.

– Прошу в мою комнату, – ответила она.

И в этот момент из угловой комнаты квартиры раздался женский голос:

– Клава! Это пришел Александр? Будь добра, скажи ему, чтобы зашел ко мне на минутку…

– Это не Александр, маман, – громко произнесла Клава и пошла вперед.

Воловцов двинулся за ней, и тут в смежную комнату вышла женщина лет сорока с небольшим. Она была в неглиже, поверх которого небрежно накинут шелковый халат…

– Добрый вечер, сударыня, – поприветствовал ее с легким поклоном судебный следователь по наиважнейшим делам. – Разрешите представиться: Иван Федорович Воловцов, следователь. Я веду дело о двойном убийстве в семействе Кара…

– Но дело же это давно закрыто за ненахождением виновных? – удивилась женщина.

– Было закрыто, – согласился Иван Федорович. – А теперь вновь открыто по высочайшему волеизъявлению государя нашего, императора Николая Александровича, и постановлением Правительствующего Сената. И вести это дело Сенат через нашего окружного прокурора поручил мне, вашему покорному слуге, – слегка налонил голову Воловцов. – Вы спрашиваете, почему дело вновь открыто? – серьезно посмотрел он на обеих женщин.

– Ну… да, – неуверенно произнесла старшая.

– Я вам отвечу. Дело об убиении супруги и старшей дочери уважаемого человека и гражданина Алоизия Осиповича Кары и нанесении тяжких телесных повреждений младшей его дочери, что повлекли необратимые процессы в организме и сделали ее навек инвалидом, открыто вновь потому, что был нарушен главный принцип российского правосудия о неотвратимости наказания за содеянный противузаконный проступок. А тут не просто проступок, тут страшное преступление – двойное убийство. Как вы сами понимаете, справедливость в данном случае не восторжествовала и убийца остался разгуливать на свободе, тем самым имея возможность совершить новое злодеяние подобного характера, а возможно, и не одно. Это явная насмешка над нашим законодательством и над всей правовой системой империи, которую нельзя допустить. А потому сам государь император, заинтересовавшись этим сложным и запутанным делом, поручил Правительствующему Сенату держать его на контроле и непременно отыскать убийцу жены и дочери господина Кара. И найти этого преступника, чтобы он понес заслуженное наказание, поручено мне…

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению