Контрразведка ВМФ СССР. 1941-1945 - читать онлайн книгу. Автор: Василий Христофоров, Александр Черепков cтр.№ 43

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Контрразведка ВМФ СССР. 1941-1945 | Автор книги - Василий Христофоров , Александр Черепков

Cтраница 43
читать онлайн книги бесплатно

Информация добывалась главным образом путем допросов советских военнопленных, прослушивания советских радиопередач, анализа материалов газет, издаваемых в воинских частях Черноморского флота. Все собранные из этих источников материалы обобщались, анализировались и в обработанном виде передавались непосредственно адмиралу Канарису — руководителю абвера [249].

В феврале 1943 г. МАК расформировали, а руководящий и личный состав вошел в абверкоманду «Нахрихтенбеобахтер» (НБО).

Морская разведывательная абверкоманда «Нахрихтенбеобахтер» (НБО), сформированая в конце 1941 — начале 1942 г. в Берлине, являлась одним из основных разведывательных органов противника на Черноморском театре. В 1942 г. команда была направлена в Симферополь, где находилась до октября 1943 г. В оперативном отношении НБО, подчиняясь непосредственно управлению Абвер-заграница, собирала разведывательные данные о силах советского флота на Черном и Азовском морях, речных флотилий Черноморского бассейна, а также о военно-морских частях Черноморского пограничного округа НКВД.

Одновременно она в период пребывания в Крыму вела борьбу против разведывательно-диверсионных резидентур НКВД и партизанских отрядов, а также использовалась для проведения разведки глубокого тыла частей и прибрежной полосы, организации диверсионно-террористических актов. Постепенно НБО распространила свою разведывательно-подрывную активность на Северный Кавказ, собирая сведения о частях Северо-Кавказского фронта.

«Нахрихтенбеобахтер» по своей структуре представляла широко разветвленный военно-морской разведывательный орган, располагавший крупными силами и техническими средствами. Руководящий состав имел большой опыт разведывательной и контрразведывательной работы. Она имела разветвленную структуру: управление (до 90 сотрудников), две разведывательные команды, диверсионная команда, группа по вербовке захваченных моряков, лагерь военнопленных, школа подготовки агентуры.

В наиболее важных в тактическом отношении пунктах деятельность НБО против Черноморского флота проводилась через специальные команды, дислоцировавшиеся в Керчи и Мариуполе. В деятельности НБО особое место отводилось подготовке и заброске диверсантов и террористов в расположение частей и соединений советского флота. Для этого НБО координировал свою работу с армейской разведкой — командой «Абвера-2», специально прикрепленной для этой цели к НБО.

Подготовкой агентуры НБО занимались четыре специальные школы: разведчиков, диверсантов и радистов в поселке Тавель [250], радистов — в Евпатории, разведчиков — в Симеизе [251] и Мариуполе. В этих школах обучались главным образом бывшие военнослужащие советского Военно-морского флота, попавшие в плен или добровольно перешедшие на сторону противника. Однако, начиная с 1944 г., школы стали укомплектовываться за счет белоэмигрантов и гражданских лиц, которые по той или иной причине стали сотрудничать с гитлеровцами. Для переброски агентов НБО в советский тыл обычно использовались самолеты, катера и подводные лодки [252].

В октябре 1943 г. НБО передислоцировалась в Херсон, затем в Николаев, а потом в Одессу. В апреле 1944 г. команда переехала в окрестности Вены, где в октябре 1944 г. была расформирована.

Значительную активность в проведении разведывательных акций проявляла немецкая морская разведка «Кондор». Она не ограничивалась ведением разведработы против Черноморского флота, одновременно осуществляя разведку против Турции и Англии. «Кондор» находился в непосредственном подчинении дислоцировавшегося в Вене разведывательного подразделения немецкого Генерального штаба. Там же размещалась и разведшкола.

Этот разведорган осуществлял разведку по Черноморскому флоту вплоть до вступления частей Красной армии в Болгарию. В последний период войны «Кондор», предвидя развитие ситуации не в пользу фашистской Германии, стал проявлять большую активность по вербовке и насаждению в черноморских портах СССР, Болгарии и Румынии агентуры на длительное оседание [253].

Таким образом, органам военной контрразведки ЧФ пришлось столкнуться с широкой сетью разведывательных органов противника и вести непрерывную борьбу с его профессионально подготовленной агентурой.

О профессионализме немецкой агентуры можно судить по тексту спецсообщения начальника 3-го Управления НКВМФ СССР дивизионного комиссара А.И. Петрова на имя наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии от 10 января 1942 г.: «Глава английской военно-морской миссии контр-адмирал Майлс […] сообщил, что ему от английского источника, находящегося в одном из штабов немецкой армии, известно следующее:

Командование немецкой армии располагает рядом подлинников совершенно секретных документов Черноморского флота, к числу которых относятся:

— код с ключом морских штурманов для района Керчи и всего Кавказа;

— секретные указания для морских штурманов, датированные 15 августа 1941 г.;

— особо секретные коммуникации Военно-морского флота СССР, согласно схеме заграждения городов Феодосия и Чаудэ (так в тексте документа назван мыс Чауда. — Авт), датированные 17 сентября 1941 г.;

— четыре карты с точно нанесенной обстановкой военных действий и расположения наших частей:

а) карта № 1356 района г. Новороссийска;

б) № 2232 и 2397 района г. Керчи;

в) № 2203 района г. Феодосии;

г) № 2319 районов гг. Керчи и Новороссийска» [254].

На Севере наибольшую активность проявляли германские военно-морские разведывательные органы, дислоцировавшиеся в военно-морских базах и портах: немецкие — в Тронхейме [255], Тромсё [256], Альтен-фиорде [257], Киркенесе [258], Варде [259], Хаммерфесте [260]и Вадсё [261] (Северная Норвегия), а финские — в Петсамо (Северная Финляндия).

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию