Контрразведка ВМФ СССР. 1941-1945 - читать онлайн книгу. Автор: Василий Христофоров, Александр Черепков cтр.№ 78

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Контрразведка ВМФ СССР. 1941-1945 | Автор книги - Василий Христофоров , Александр Черепков

Cтраница 78
читать онлайн книги бесплатно

В результате вмешательства ОКР «Смерш» ЧФ была усилена зенитная артиллерия для прикрытия Севастопольской ВМБ путем переброски полка ПВО из Поти. Направленная в Ялту оперативная группа из четырех сотрудников Отдела взяла под контроль работы по тралению акватории порта, ремонту причалов и мола.

Оперативно-розыскные мероприятия по обеспечению готовности Сакского аэродрома велись силами опергруппы контрразведки в составе 17 человек. Под контролем контрразведчиков флота приведены в готовность средства ПВО, обеспечена надежная охрана оружия и боезапасов, «выявлено и изъято в порядке очищения частей Сакского гарнизона от антисоветского элемента, путем перевода в другие части — 7 человек» [485].

Для обеспечения безопасности личного состава, исключения утечки информации по линии командования в воинских частях устанавливался особый режим дисциплины. Были запрещены увольнения личного состава в город, по служебной необходимости рядовой и сержантский состав направлялся вне мест дислокации только командами во главе с офицерами. 17 военнослужащих из строительных и инженерных частей флота были списаны в части, дислоцированные вне Крыма, уволено 24 вольнонаемных.

Контрразведчиками флота был выявлен ряд нарушений режима хранения личного стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, порядка хранения артиллерийского запаса, в том числе на эсминцах «Летучий», «Ловкий», «Легкий», «Незаможник» и «Бодрый». По всем выявленным недостаткам информировалось командование эскадры Черноморского флота, которое незамедлительно принимало меры по их устранению. В докладной записке от 14 февраля 1945 г., направленной в Москву, отмечалось, что «во второй бригаде подводных лодок боевые торпеды в количестве 18 штук находились на берегу в 10 метрах от стоянки подлодок, без охраны. По нашему настоянию все торпеды сданы на склад в Севастополь. В этой же бригаде винтовки и автоматы хранились в открытой комнате, рядом с кубриком личного состава, без всякой охраны. По нашему требованию был оборудован специальный склад оружия и боезапасов и восстановлена охрана» [486].

Кроме того, в ходе проверок контрразведчики флота изъяли 38 нетабельных пистолетов различных систем и 12 автоматов.

Выявленные недостатки и недочеты незамедлительно устранялись через Военный совет Черноморского флота, «а лица, виновные в нарушении… привлекались к ответственности». Всего органами контрразведки и внутренних дел было проведено 287 облав, проверок документов в поездах, на вокзалах и пристанционных поселках, подвергнуты проверке 67 267 человек, задержано 324 человека и арестовано 197 человек. Сотрудниками органов госбезопасности и внутренних дел было изъято: 267 винтовок; 1 пулемет; 43 автомата; 49 пистолетов; 283 гранаты и 4186 патронов [487].

С 9 по 25 января все три дворца и прилегающая к ним территория были тщательно обследованы саперами 118-го гвардейского Ялтинского отдельного саперного батальона Отдельной Приморской армии, минерами 355-го отдельного инженерного батальона Черноморского флота и минерами МПВО Крыма. Они не обнаружили следов минирования минами замедленного действия и минами-сюрпризами, однако нашли 43 артиллерийских снаряда, 9 ручных гранат, 8 минометных мин, 21 прыгающую мину и один реактивный снаряд [488].

Для контрразведывательной работы на участках трассы: Саки — Симферополь, Симферополь — Алушта, Алушта — Ялта, Ялта — Алупка, Алупка — Севастополь, Севастополь — Симферополь были созданы специальные оперативные группы, в составе которых находились 784 оперативных работника НКГБ и НКВД Крымской АССР [489].

Для охраны трассы были подготовлены войсковые группы, которые направлялись в намеченные пункты за сутки до проследования охраняемых лиц и немедленно выставляли посты для охраны мостов, других дорожных сооружений, а также организации патрулирования трассы на мотоциклах, проверки лесных участков, прилегавших к трассе, проводниками со служебными собаками. На участках трассы Ялта — Симеиз велось патрулирование и проверка документов у всех лиц, в том числе и у водителей транспорта. Лица, не имевшие документов, а также подозрительные лица задерживались. Для войсковой охраны трассы были подобраны 1185 бойцов из 290-го Новороссийского полка войск НКВД и Крымского пограничного отряда (из расчета на 1 км — 40 человек). За два часа до проследования автоколонны с охраняемыми лицами дополнительно по трассе выставлялись 55 мотоциклистов и 30 служебных собак. За час до проследования автомашин с охраняемыми лицами в городах и населенных пунктах выставлялись войсковые посты. После проследования колонны войсковая охрана немедленно снималась, оставалась только охрана мостов.

За два дня до прибытия в Крым охраняемых лиц в Ялту была закрыта нижняя дорога, при выезде из Симферополя, Алушты и Ялты выставлены посты. С этого же времени и до окончания работы конференции с южного берега во внутренние районы Крыма был полностью прекращен выезд населения, в том числе лиц, закончивших лечение в госпиталях и военных санаториях, а также лиц, направлявшихся в служебные командировки. На все время пребывания охраняемых лиц на специальных объектах был закрыт проезд и проход для всех лиц, не имевших отношение к охране и обслуживанию, от развилки нижней и верхней дорог до Алупки включительно.

Для охраны дворцов из офицеров контрразведки и органов внутренних дел были сформированы оперативные группы, которые поступали в распоряжение комендантов объектов и вели «физическую, негласную и противопожарную охрану специальных объектов». Контрразведывательную работу в окружении дворцов Юсупова и Ливадии вели по 100 оперативных сотрудников, а дворца Воронцова — 60 сотрудников. Вокруг каждого объекта в два кольца была выставлена охрана из военнослужащих войск НКВД, а с наступлением темного времени суток выставлялось третье кольцо на внешнем периметре объекта. Всего в войсковой охране участвовало около 1000 военнослужащих войск НКВД и более 50 служебных собак. У въездных ворот были организованы контрольно-пропускные пункты в составе трех сотрудников контрразведки, двух войсковых офицеров и переводчика.

Для работы с иностранными делегациями из Москвы в Крым прибыли опытные сотрудники контрразведывательных подразделений и переводчики. Не менее важным было организовать питание, проживание и обслуживание высокопоставленных гостей. Для решения этой задачи сотрудники контрразведки в московских и ленинградских гостиницах и ресторанах («Метрополь», «Националь», «Савой», «Арагви», «Москва», «Гранд-Отель», «Октябрьская», «Астория» и др.) подобрали и проверили более 200 человек из числа обслуживающего персонала (директора гостиниц и ресторанов, шеф-повара, повара, кондитеры, заведующие буфетными отделами, официанты, буфетчики, посудомойки, рабочие кухни, швейцары, горничные, хозяйки, слесари-сантехники, водопроводчики, электрики) [490].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию