Турецкий фронт России. 1914-1917 - читать онлайн книгу. Автор: Алексей Олейников cтр.№ 21

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Турецкий фронт России. 1914-1917 | Автор книги - Алексей Олейников

Cтраница 21
читать онлайн книги бесплатно

Следует отметить эффективность турецких гаубичных батарей, развернутых на обоих берегах пролива, высокомобильных и трудноопределяемых. В условиях затрудненности воздушной разведки союзников (вследствие погоды) и неналаженности береговой разведки именно они, а не стационарные батареи на фортах причинили больше всего неприятностей союзникам. И именно они поддерживали высокий темп огня в февральско-мартовских боях. Причем главную задачу – препятствовать тралению в проливе (а это наиболее опасное для турок мероприятие) – оттоманские силы выполнили. Применяют турки также орудия для постановки дымовых завес и боевые прожектора.

4 марта в Кум-Кале было высажено 150 человек для окончательного уничтожения форта, но с наступлением ночи им пришлось уйти, потеряв 17 человек убитыми, 24 человека ранеными и 3 человека пропавшими без вести. Не имела успеха и высадка на европейский берег – потери составили 3 человека убитыми и 1 человек раненым.

5 марта началась атака внутренних береговых укреплений пролива. «Куин Элизабет» занял позицию с западной стороны полуострова Галлиполи и, находясь на якоре, открыл через него огонь по сильным батареям форта Гамидие с их двумя 356-мм и семью 240-мм орудиями. Дистанция была 12,5 тысячи метров. «Безумие и напрасная трата времени, – замечает старший помощник командира «Инфлексибла». – Корабль получил приказ только в 11 ч. Затем он должен был еще выйти на позицию, так что самая светлая часть дня была потеряна, прежде чем он открыл огонь» [78]. Корректирование велось весьма неудачно как кораблями, так и гидросамолетами: самолеты понесли потери, а попытка использовать старые линейные корабли, поставленные для наблюдения в проливе, также окончилась неудачей. Кроме того, мобильные турецкие батареи открыли меткий огонь по «Куин Элизабет», который, получив в короткое время 18 попаданий, вынужден был отойти за пределы досягаемости полевых батарей. Единственным результатом бомбардировки было разрушение турецкой казармы вблизи одного из главных фортов (Гамидие 2).

6 марта «Куин Элизабет» еще раз сделал попытку бомбардировать укрепления Чанака, не входя в пролив, но корабли, корректировавшие его огонь, немедленно попали под огонь невидимых орудий противника.

«Куин Элизабет» попал под огонь как гаубичных батарей, так и 280-мм орудий турецкого линкора-додредноута «Хайреддин Барбаросса» (произвел 21 выстрел 280-мм снарядами [79]) с предельной дистанции. Опасность заключалась прежде всего в том, что падавшие под большим углом 11-дюймовые снаряды «Барбароссы» могли пробить тонкую броневую защиту палубы корабля и добраться до жизненно важных механизмов. На ответную стрельбу «Куин Элизабет» наложились неблагоприятные природные условия, и «турок» благополучно отошел. Старые линкоры союзников обстреляли батарею напротив Чанака, но с наступлением ночи тральщики, пытавшиеся начать траление, снова попали под энергичный и меткий огонь турок.

7 марта «Агамемнон» и «Лорд Нельсон» при поддержке французских кораблей атаковали батареи на обоих берегах узости у Чанака. Додредноуты в течение 2,5 часа вели огонь внутри пролива по фортам у Килид-Бара и Чанака. Турки отвечали энергичным огнем. 356-мм снаряд пробил броневую палубу «Агамемнона» в кормовой части и разрушил кают-компанию и каземат. Залпы четырех 240-мм орудий ложились по нему с угрожающей точностью. Форты, казалось, не получили серьезных повреждений, хотя попадания в них были. В корабли часто попадали мелкие снаряды: командир «Лорда Нельсона» был ранен осколком, влетевшим в боевую рубку.

«Лорд Нельсон» получил попадание ниже ватерлинии, два отсека были затоплены. Ночная попытка протралить проход через минное заграждение у Кефеца не удалась, так как машины тральщиков оказались слишком слабосильными для преодоления быстрого течения. Начал чувствоваться недостаток боеприпасов.

8 марта «Куин Элизабет» был введен внутрь пролива для действий против батарей Чанака, что вызвало большое беспокойство у высшего командования, которое очень опасалось за судьбу столь ценного корабля. Тем не менее было решено использовать сверхдредноут с его мощной артиллерией внутри пролива, а в целях его защиты от огня береговых батарей он был окружен другими кораблями. Обстрел был совершенно безрезультатным. Атака снова началась слишком поздно, освещение было плохое, низкая облачность затруднила корректирование огня гидросамолетом, так что полезный коэффициент корабля был мал, а сам он представлял собой прекрасную мишень для турок. Выпустив 11 залпов по батареям Чанака, линкор прекратил огонь.

Адмирал С. Карден получил от Адмиралтейства прямую директиву – форсировать пролив, задействовав максимум сил. В процессе подготовки к большой атаке для отвлечения внимания турок были подвергнуты бомбардировке укрепления Булаира и осуществлена попытка протралить минные заграждения. Однако в ночь на 10 марта один тральщик взорвался на мине и погиб, а остальные оказались под убийственным огнем турок и были вынуждены отойти.

11 марта попытка была повторена, в ночь на 14 марта была осуществлена новая попытка, причем тральщики вследствие резко возросшей опасности для их деятельности были укомплектованы добровольцами с боевых кораблей. В результате 4 тральщика вышли из строя, легкий крейсер «Аметист» получил большие повреждения и потерял 27 человек убитыми и 45 ранеными. Он дошел примерно до Кефеца, сопровождая тральщики, когда метким турецким огнем на нем было повреждено рулевое устройство. В течение 20 минут он представлял собой беспомощную мишень, но затем привод был исправлен, и крейсер отошел. После этого случая из Англии было прислано 30 мощных тральщиков – на смену поврежденным и слабосильным кораблям.

Вновь сюрпризом в боях 1-й половины марта явились полевые батареи, которые, применяясь к местности в зависимости от положения стреляющих и стоящих на якоре кораблей, действовали по ним настолько успешно, что вынуждали их сниматься с якоря и вести обстрел на ходу, что вело к бесцельной трате снарядов. Сказались также недостатки корректирования огня с кораблей. Воздушное корректирование не дало ожидаемых результатов, так как этому мешала, с одной стороны, непогода, с другой – недостаток воздушных средств.

16 марта Карден заболел и был отправлен на Мальту. Командование принял его помощник вице-адмирал Д. де Робек. Он решил предпринять решительную атаку, предписанную У. Черчиллем. По свидетельству сэра Я. Гамильтона, де Робек был «уверен в том, что сможет прорваться» [80].

Решительный морской штурм Дарданелл произошел 18 марта 1915 г. Это и последний день морской фазы операции.

Расписание линейных сил союзников в атаке 18 марта следующее: британцы – дредноут «Куин Элизабет», линейный крейсер «Инфлексибл», линкоры-додредноуты «Агамемнон», «Лорд Нельсон», «Иррезистебл», «Вендженс», «Оушен», «Суифтшер», «Трайэмф», «Альбион», «Принц Джордж», «Маджестик», французы – «Буве», «Шарлемань», «Сюффрен», «Голуа», резерв (прикрытие тральщиков) – британские додредноуты «Канопус» и «Корнуоллис»). Таким образом, силы союзников состояли из 18 броненосных кораблей – внушительная сила, сведенная в три дивизии линейных кораблей и резерв. Но стоит отметить, что, превосходя турок в крупных калибрах более чем в 4 раза, в средних калибрах, особенно нужных для окончательного разрушения фортов, флот уступал туркам более чем в 2 раза. Также турки могли ввести в бой с близких дистанций и орудия более мелких (до 120 мм) калибров (до 78 стволов), против 60 орудий флота примерно тех же калибров. Очевидно, что флот имел преимущество лишь при обстреле берегов с дальних дистанций, находясь вне обстрела турецкой артиллерии средних калибров: войдя же в пролив, он уступал в огневой силе туркам.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию