Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин - читать онлайн книгу. Автор: Рудольф Пихоя cтр.№ 18

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин | Автор книги - Рудольф Пихоя

Cтраница 18
читать онлайн книги бесплатно

Ельцин прорвался в Москву, в «Белый дом».

Руководство ГКЧП было убеждено, что Ельцин должен спасовать перед демонстрацией мощи союзной власти. Не получилось. Более того: Ельцин, выйдя из здания, превратил один из танков, окруживших «Белый дом», в свою трибуну. С брони зачитал свое обращение к гражданам России о незаконности ГКЧП и призвал к защите законной власти. Эту сцену сняли журналисты Би-би-си, она немедленно пошла в эфир по всему миру, а вечером ее удалось показать в программе «Время».

Со второй половины 19 августа «Белый дом» и площадь вокруг него было не узнать. На защиту российской власти собрались сотни и тысячи москвичей, образовавших живой щит. На подходах к «Белому дому» строились баррикады.

Тогда же было объявлено о созыве 21 августа внеочередной сессии высшего законодательного органа республики – Верховного Совета.

В стане Государственного комитета по чрезвычайному положению нарастало беспокойство. Уже вечером 19 августа стало ясно, что свой первый день ГКЧП проиграл. Пресс-конференция руководителей ГКЧП, показанная в прямом эфире вечером, продемонстрировала стране вице-президента Янаева с трясущимися руками, неспособность новых вождей ответить на вопрос – где Горбачёв? Кто их назначил? Почему чрезвычайное положение введено вопреки действующему закону о чрезвычайном положении? Эта пресс-конференция превращалась в антирекламу ГКЧП.

Утром 20 августа всем стало ясно – решительная схватка приближается. К вечеру напряжение достигло высшей точки. Все понимали, что предстоящая ночь – решающая, ведь предыдущую, на 20-е, путчисты упустили.

На совещании в Генеральном штабе было принято решение – штурм «Белого дома» начинать в 3 часа ночи 21 августа. Время выбиралось с учетом того, что в 12 часов дня на митинг в поддержку Ельцина собралось до 200 тысяч человек. Ночью людей должно быть меньше. Десантникам под командованием А. Лебедя совместно с дивизией им. Дзержинского поручалось блокировать «Белый дом», вытеснить людей, окружавших здание; отряду милиции особого назначения (ОМОНу) при помощи танков поручались прорвать баррикады, построенные вокруг здания; следом в прорыв должны были войти группы «Альфа» и «Б». «Альфа» должна была пробиться в здание, арестовать Президента России. Спецподразделение КГБ – группа «Б» должна была уничтожить очаги сопротивления в здании, применив специальные средства. Атаку должны были поддерживать вертолеты прикрытия.

Но до штурма дело не дошло. Планы ГКЧП поломала, по существу, трагическая случайность. Около полуночи взвод боевых машин пехоты, осуществлявший патрулирование, приблизился к пересечению Калининского проспекта и Садового кольца. На пути оказались баррикады. Тогда эти машины повернули в тоннель под Садовым кольцом. На выходе из тоннеля вновь столкнулись с баррикадой. БМП попытались прорваться, но на их пути встали люди, пытавшиеся остановить их, проникнуть внутрь. В машины полетели камни, куски арматуры. Из БМП началась стрельба. Погибли три человека – Комарь, Усов и Кричевский.

Пролилась первая кровь в Москве времени ГКЧП. Это событие не имело, строго говоря, военного значения. Однако оно имело несомненный политический, психологический, нравственный смысл. Офицеры «Альфы» отказались выполнять приказ, переданный им генералом Карпухиным, командиром «Альфы». Десантники – начальник штаба ВДВ генерал Подколзин, замминистра обороны Грачёв понимали, что начало штурма приведет к морю крови, за которую назначат виновными их. Штурм отменили. Коллегия Министерства обороны приняла решение о выводе войск из Москвы. Рано утром колонны техники двинулись из города.

В 10 часов утра 21 августа открылось внеочередное заседание Верховного Совета Российской Федерации. Это было событие огромной политической важности. Символом радикальных политических перемен стало возвращение исторического бело-сине-красного российского флага, который был узаконен специальным постановлением Верховного Совета и взвился над «Белым домом».


Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин

Путч. 20 августа.


Лидеры ГКЧП побежали. Побежали в прямом смысле этого слова, направившись в правительственный аэропорт «Внуково», а оттуда – в Форос, к Горбачёву. Руководители ГКЧП – Крючков, Язов, Бакланов, Тизяков, примкнувшие к ним председатель Верховного Совета СССР А. Лукьянов и заместитель генерального секретаря ЦК КПСС В. Ивашко улетели к Горбачёву. Смущала подробность, казавшаяся защитникам «Белого дома» почти неприличной – почему путчисты полетели в Форос?

Возникал момент неопределенности, тлело предположение: а не скрывается ли за путчем инсценировка временного самоотречения Горбачёва? И какого сюрприза еще можно ждать из Фороса?

По решению Верховного Совета России в Форос была направлена российская делегация, куда вошли вице-президент А. Руцкой, премьер-министр И. Силаев, министр юстиции Н. Федоров. К ним присоединились Е. Примаков и В. Бакатин, члены Совета безопасности Президента СССР. Вместе с ними вылетели офицеры МВД и службы безопасности Президента России.

Прилетевшие в Форос к Горбачёву гэкачеписты были арестованы службой безопасности Президента СССР. Это добавляло второй вопрос – а почему охрана Горбачёва не сделала этого тогда, когда к нему 18 августа прилетали лидеры ГКЧП и, по словам Горбачёва, лишили его средств связи и фактически задержали?

В ночь на 22 августа самолет с семьей Горбачёва, арестованными лидерами ГКЧП, Руцким и сопровождавшими его людьми вылетел в Москву. В аэропорту в Москве Горбачёв сказал журналистам, просившим его объяснить появление ГКЧП, странную фразу: «Всей правды вы никогда не узнаете».

23 августа Горбачёв прибыл на заседание Верховного Совета Российской Федерации. Ельцин и Верховный Совет России были триумфаторами. Горбачёв фактически оказался в положении ответчика. Из зала звучали требования – запретить КПСС, ставшую, по существу, идеологом переворота. Ельцин потребовал от Горбачёва осудить КПСС, но, встретившись с его сопротивлением, «для разрядки» подписал указ о приостановлении деятельности Российской коммунистической партии.

История зло подшутила над Горбачёвым. Уже Ельцин отчитывал Горбачёва, и от Ельцина зависело, останется ли Горбачёв в политике.

История с ГКЧП стала роковой чертой для всего Советского Союза, для коммунистической политической системы. В те часы, когда Горбачёв стоял на трибуне Верховного Совета РСФСР, десятки и сотни тысяч москвичей запрудили центр Москвы, вокруг ЦК КПСС стояли толпы, готовые разгромить здания на Старой площади. Охрана разбежалась. Толпу сдерживали московские дружинники во главе с вице-мэром Москвы А. Музыкантским. Испуганные сотрудники аппарата ЦК выходили через коридор, образованный дружинниками.

Внутри здание было пустым, его коридоры были завалены бумагами, стояли брезентовые мешки с перемолотыми в бумагорезках документами.

Всесильный Центральный Комитет испарился, пропал, оставив после себя только груды мусора. Коммунистическая власть закончилась…

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению