КГБ в Афганистане - читать онлайн книгу. Автор: Лариса Кучерова cтр.№ 54

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - КГБ в Афганистане | Автор книги - Лариса Кучерова

Cтраница 54
читать онлайн книги бесплатно

Ноябрь 1979 года. Кабул: о задачах

Вскоре прояснилась и главная цель прилета группы «Зенит-2» в Кабул. Речь шла об организации вооруженного переворота и смене правительства. Определили и объекты захвата: резиденция президента Амина, здания МВД и органов государственной безопасности КАМ (позже переименованный в ХАД. – Прим. авт.), генштаба, штаба центрального армейского корпуса, телецентра и тюрьмы Поли-Чархи.

Сергей Борич:

– Тюрьма в этот список попала не случайно. В ней сидели практически все, кто находился в оппозиции к Амину, т. е. наши потенциальные союзники. Правда, число их с каждым днем неумолимо уменьшалось. Согласно агентурным данным, комендант тюрьмы дважды в неделю был обязан лично докладывать Амину о количестве расстрелянных. Если же эта цифра по каким-либо причинам оказывалась меньше 100, то его самого автоматически включали в следующий список, а на освободившееся место назначали нового, более преданного и расторопного человека.

Практически все объекты находились недалеко друг от друга. За исключением Дворца Амина и тюрьмы, располагавшихся за городом. Первоначально резиденция Амина была во Дворце народов. Но недели за три до основных событий Амин, обладавший просто звериным чутьем и отличавшийся особой подозрительностью, граничившей с манией, решил сменить «место жительства».

Капитан Борич вошел в группу, которой предстояло захватить здание Штаба центрального армейского корпуса. Волоху предстояло уничтожить коммуникационный колодец, расположенный в самом центре города, рядом с Дворцом народов, на который замыкалась вся связь афганской столицы с внешним миром.

Ноябрь-декабрь 1979 года. Кабул: об изучении объектов

После того как цели были определены, началась кропотливая работа по разведке объектов и сбору информации обо всем, что могло быть полезным при разработке и проведении операции.

Сергей Борич:

– Для начала просили нарисовать план зданий наших советников, находившихся в Кабуле по партийной линии, а также по линиям МВД, КГБ и военного ведомства. Изучив представленные схемы, мы старались попасть внутрь зданий. Для выработки тактики боя в закрытом помещении важна каждая мелочь, каждый выступ, каждая ступенька, каждая ниша. Все, на что люди в обычной ситуации не обращают никакого внимания, является ключевыми деталями при разработке и проведении спецопераций, поэтому нам необходимо было самим осмотреться на месте, прощупать, протопать, проползти каждый метр, выяснить, куда и откуда ведут коммуникационные трубы, каково их функциональное назначение.


КГБ в Афганистане

Кабул, 1979 г.


Легенды в большинстве случаев придумывались на ходу, в расчете на безалаберность охраны, и расчет этот практически всегда оправдывался. Бывало, что забирались в здание ночью нелегально. Именно таким образом мы проникли в штаб ЦАК (центрального армейского корпуса. – Прим. авт.). Наш военный советник оставил открытым окно на втором этаже здания в том месте, куда взбираться было удобнее всего.

Ночи в Кабуле темные, освещение работало из рук вон плохо, поэтому внутрь залезли без особых хлопот. Разбились по этажам. Каждый отрабатывал тот, который предстояло захватить. Бродили в темноте около пяти часов. В здании, кроме дежурного связиста, просидевшего всю ночь у себя в аппаратной, никого не было. Он не тревожил нас, мы отвечали ему тем же.

Результаты изучения нашего объекта вдохновляли мало. Личный состав штаба ЦАК насчитывал человек двести, плюс полк охраны – это еще тысяча. Нас же на захват штаба выделили всего… шесть человек. По три на этаж. На остальных объектах ситуация обстояла не лучше.

Мы готовились практически к любому повороту событий и рассматривали несколько вариантов развития ситуации: захват здания с нейтрализацией отдельных лиц, захват с ликвидацией этих же самых лиц, нейтрализация узла связи, полное выведение его из строя… Вариантов было много.

Валерий Волох:

– Коммуникационный колодец ликвидировала группа из семи человек на армейской «таблеточке»-санитарке, плюс группа прикрытия – три человека на «уазике». Всего десять человек. Мы долго присматривались к люку, который закрывал отверстие колодца. Овальный, ближе к прямоугольнику литой диск толщиной около десяти сантиметров, метра полтора в длину и около метра в ширину. Судя по всему, это была арматура, залитая специальным составом светлого бетона с вкраплениями какой-то крошки. Края люка настолько плотно прилегали к краям отверстия колодца, что между ними нельзя было просунуть и лезвие финки. С двух сторон этого диска имелись двойные, армированные отверстия, пронизывающие его под определенным углом. Находился он прямо в пешеходном тротуаре, рядом со стеной здания Дома народа, перед которым раскинулась просторная площадь, обрамленная чередой современных высотных зданий.

Волох несколько раз прохаживался мимо своего объекта, внимательно разглядывая его особенности. Чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, он делал вид, что завязывает шнурок, приседал рядом, ощупывал шершавую поверхность люка, просовывал пальцы в отверстия. Мимо ходил народ. Спешили по своим делам темные коконы закутанных в паранджу женщин, сновали вездесущие пронырливые «бачата», степенно шествовали обремененные заботами мужи. «Завязав» ботинок, Волох еще несколько минут стоял рядом, курил, разговаривая со своим спутником, всматривался в плоский диск люка, стараясь понять, как и чем его можно подковырнуть и открыть за максимально короткое время.

Поразмыслив, он сконструировал специально приспособленные для этой цели клещи. Вместе со Славой Быстровым, с которым он жил в одной комнате и во время учебы в «вышке», и в Балашихе, и здесь, на вилле, Волох подъехал в посольский гараж. Нашли там две арматуры нужного диаметра и размера, там же в тисках они загнули концы этих арматур, расклепали раскаленную докрасна в топке котельной центральную часть и, просверлив дырочку, поставили клепку. Получились клещи. Таким же образом сделали еще одну пару.

Испытывали их на окраине города, где, как выяснилось, находился точно такой же люк, как и над коммуникационным колодцем. Все прошло успешно. Клещи отлично справлялись со своей задачей. Два человека быстро и легко приподняли литой диск, сдвинули его в сторону и снова поставили на место. На все уходили считанные секунды, что и требовалось получить.

Ноябрь 1979 года. Кабул: о сложностях отношений с местным населением

Сергей Борич:

– Надо отметить, что бойцы группы «Зенит-1» оставили нам кое-какое агентурное наследство, значительно облегчающее ориентацию в довольно непростой ситуации, сложившейся в Афганистане к осени 1979 года. Куда можно ходить без оглядки, а куда лучше брать с собой прикрытие, с кем возможно наладить контакты, а кого держаться подальше – эти знания помогали избежать лишних промахов. Для тех, кто непосредственно находился в стране, было совершенно очевидно, что далеко не все население Афганистана испытывает к «шурави» нежные чувства, хотя еще совсем недавно на советского человека здесь смотрели как на полубога. При Захир-шахе Мухаммеде дружба между нашими народами достигла апогея. Время его правления (1933–1973) называют «золотым веком», поскольку в тот период страна не участвовала ни в каких боевых действиях и шла по пути реформ и экономического развития.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию