СССР при Брежневе. Правда великой эпохи - читать онлайн книгу. Автор: Димитрий Чураков cтр.№ 74

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - СССР при Брежневе. Правда великой эпохи | Автор книги - Димитрий Чураков

Cтраница 74
читать онлайн книги бесплатно

Не обошлось без Андропова и при возвышении Бориса Николаевича Ельцина. Обычно выдвижение Ельцина наверх связывают с именем Лигачева. Однако это не совсем точно. Сам Лигачев признает, что застрельщиком перевода в центр будущего первого президента «незалежной России» выступал именно Андропов. Характерно то, при каких обстоятельствах начинается «деловое сотрудничество» Андропова и Ельцина. В 1975 году КГБ в докладной записке в ЦК КПСС предложил «в порядке плановой реконструкции» снести особняк Ипатьевых, где, как принято считать, была казнена царская семья. Первая телефонная беседа двух лидеров в 1977 году касалась именно этого вопроса. Выполнив столь деликатное поручение, Борис Николаевич вправе был рассчитывать на благосклонность Юрия Владимировича, и не ошибся. Перевод Ельцина в Москву уже в 1984 году не состоялся исключительно в силу смерти Андропова – в наступившей неразберихе о нем, видимо, временно забыли, но ненадолго: Горбачев с Лигачевым в 1985 году выполнили волю своего наставника, и Ельцин оказался в Москве в качестве заведующего отраслевым отделом, курировавшим строительство.

Осуществлялись и менее заметные для стороннего наблюдателя передвижки в верхних и средних эшелонах власти. Новым министром путей сообщения назначается Н.С. Конарев; сельского строительства – В.Д. Даниленко; общего машиностроения – О.Д. Бакланов; тяжелого и транспортного машиностроения – С.А. Афанасьев. Появлялись новые люди также в руководстве республиканских и областных парторганизаций. Так, Белоруссию возглавил недавний работник Госплана Н.Н. Слюньков; в Ленинграде на место Романова был избран Л.Н. Зайков, прежде возглавлявший Ленинградский горисполком; во главе коммунистов Краснодарского края оказался Г.П. Разумовский – еще одна восходящая звезда советского политического небосвода. В большинстве своем они возглавят партию в период ее разрушения Горбачевым, за что несут прямую ответственность вместе с ним.

Особенно красноречиво о принципах кадровой политики Андропова свидетельствует его позитивное отношение к «Великому архитектору перестройки» А.Н. Яковлеву. Некоторые авторы, такие как Шубин и Рой Медведев, стараются обелить Андропова, всячески преуменьшают или даже отрицают наличие между ними каких-либо связей. Однако независимые наблюдатели дают совершенно иную оценку сотрудничеству Андропова и Яковлева. Так, например, бессменный редактор газеты «Гласность», известный журналист Ю. Изюмов в специальной статье, посвященной анализу окружения генсека, отмечал:

«Еще одним советским стажером [в Канаде] был… Александр Яковлев. Как он в 34 года из аппарата ЦК КПСС попал в “студенты”, сказать трудно. Видимо, кому-то это было очень нужно. Как и Калугина, Яковлева завербовали тогда сотрудники ЦРУ. Стандартная инструкция для таких случаев гласит: исполнять свои обязанности наилучшим образом, быть образцовым коммунистом и непримиримым борцом за советскую власть, делать все, чтобы занять как можно более высокое положение в партийном аппарате. И Яковлев старался изо всех сил. Из всех пламенных борцов за социализм он был едва ли не самый пламенный. Из всех непримиримых разоблачителей отступлений от марксизма-ленинизма – едва ли не самый непримиримый. А как живописал ужасы современного капитализма! В августе 1968 года, после ввода наших войск в Чехословакию, Яковлеву поручили идеологическое обеспечение операции. Он сделал это с таким блеском, что был награжден орденом Октябрьской Революции. В итоге дослужился до первого заместителя заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС. За 10 лет его канадского сидения обнаружилась странная закономерность. Как только Яковлев уезжал в отпуск, канадцы высылали из страны нескольких сотрудников резидентуры КГБ, работавших под прикрытием посольства. Советские агенты, работавшие в ЦРУ, сигнализировали о серьезных “утечках”, шедших с высокого советского дипломатического уровня. Однако никакой реакции со стороны КГБ не следовало. Наконец, наступил момент, когда данные о сотрудничестве Яковлева с ЦРУ пришли в Москву по дипломатическим каналам. Министр иностранных дел Громыко сообщил их Андропову. Тот сказал “разберемся”. Тем дело и кончилось. А как только Андропов стал генсеком, Яковлев был возвращен из канадской ссылки в Москву и получил пост директора Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР»116.

Согласитесь, если считать Андропова искренним борцом за интересы державы, то в этом случае его толерантность по отношению к «проказам» советского посла в Канаде выглядит более чем странно! Помимо самого Яковлева Андропов приблизил к себе целую когорту подобных ему «интеллектуалов» калибром поменьше. Из окружения Брежнева к Андропову перешел А.М. Александров-Агентов. Нашли свое место в команде Андропова диссидентсвующие академики А.Г. Аганбегян, Г.А. Арбатов, В.А. Тихонов, Татьяна Заславская и другие деятели типа руководителя кафедры политэкономии Академии общественных наук Л.И. Абалкина. По словам Рыжкова, у них имелись «нестандартные наработки и крамольные мысли», – видимо, ученых с нормальным советским мышлением Андропову и не требовалось. В мозговой центр нового генсека вошли также некоторые хорошо известные ему выходцы с Лубянки, среди них два генерала КГБ – П.П. Лаптев и В.В. Шарапов.

Не последнее место среди помощников Андропова занял ставший сегодня одним из крупнейших придворных олигархов, а прежде – скромный сотрудник аппарата ЦК КПСС А.И. Вольский. Начинал свой тернистый путь наверх Вольский в качестве инженера, начальника цеха Московского автомобильного завода им. Лихачева (ЗИЛа). В 1970-е годы он работал в отделе машиностроения ЦК КПСС. По свидетельству Вольского, приглашение к Андропову оказалось большой неожиданностью – они даже не были лично знакомы. «Без долгих расспросов, – рассказывает о произошедшем дальше Рой Медведев, – хозяин кабинета сказал, что он нуждается в хорошем помощнике по проблемам промышленности и машиностроения и предлагает занять этот пост Вольскому. Тот несколько растерялся, стал говорить, что об этом надо подумать, что Андропов не знает его, попросил разрешения рассказать генсеку о своей прошлой деятельности и о себе. Юрий Владимирович снял очки и, прищурившись, посмотрел на Вольского. “А почему вы думаете, что мы не знаем о вас все то, что вы хотите мне сейчас рассказать?” (выделено мною. – Д.Ч.) Вопрос был решен, и Вольский стал помощником Генерального секретаря»117.

Этому свидетельству стоит верить. Как бывший многолетний руководитель КГБ, Андропов не мог не знать о своих выдвиженцах всю их подноготную и все равно тащил за собой всю эту публику. Назвать такие действия нового хозяина Кремля и Лубянки тактическими ошибками невозможно, перед нами – детально продуманный и отлично законспирированный стратегический замысел.

Кадровая революция Андропова предусматривала не только привлечение в политику «своих». Также требовалось по возможности избавиться от «чужих». Так, был отправлен в отставку возглавлявший Отдел науки и высших учебных заведений ЦК С.П. Трапезников. Именно его место займет В.А. Медведев. Выводится из Политбюро и лишается своего поста секретаря ЦК КПСС один из старейших членов команды Брежнева А.П. Кириленко. О последнем распространялись слухи, будто он неизлечимо болен. Более того, заговорили о якобы поразившем Кириленко старческом маразме: вряд ли эти слухи мог запустить кто-то, кроме людей с Лубянки. Некоторые нынешние историки без какой-либо проверки фактов тиражируют эти грязные сплетни в своих трудах. Сам Кириленко, оказавшись не у дел, не смог перенести своего падения и вскоре после отставки скончался. В то же время «очень кстати» умирает еще один кремлевский патриарх – А.Я. Пельше. Со своих постов председателя Комитета по делам строительства и зампредсовмина СССР слетел И.Т. Новиков, который был известен своей близостью не только к умершему генсеку, но и все еще остававшемуся Председателем Совета Министров СССР Н.А. Тихонову. «Ушли» в отставку таких деятелей прежней эпохи, как руководитель Дагестана М. Умаханов, Одесской области Н.К. Кириченко, Иркутской области Н.В. Ванников и др.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию