История запорожских казаков. Борьба запорожцев за независимость. 1471–1686. Том 2 - читать онлайн книгу. Автор: Дмитрий Яворницкий cтр.№ 57

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История запорожских казаков. Борьба запорожцев за независимость. 1471–1686. Том 2 | Автор книги - Дмитрий Яворницкий

Cтраница 57
читать онлайн книги бесплатно

В то время, когда одна часть запорожцев действовала, вместе с Павлюком, в Крыму, другая часть, числом до 4000 человек, под начальством Михайла Татаринова, не вынесши польских притеснений, решила искать счастья в чужих странах, идти к персам и помогать им в войне против турок. Двинувшись через крымские и ногайские степи по направлению к Дону, часто сражаясь на пути с татарами, запорожцы неожиданно встретились с партией донских казаков в 3000 человек. Донцы, осведомившись, куда и зачем шли запорожские казаки, предложили им свою дружбу и запасы и объявили, что всего лучше запорожцам и донцам пойти к турецкому городу Азову и овладеть этим ключом к Меотическому и Черному морям; после того можно будет взять такую добычу, какой у персиян никогда не найти. Запорожцы согласились и решили, вместе с донскими казаками, идти под турецкий город Азов: 21 апреля 1637 года, в среду, на другой день после Светлого воскресения, запорожцы и донцы, в числе 4400 человек, выступили в обход, намереваясь жить в Азове, если только московский царь позволит приходить в Азов всяким людям, охочим, вольным, и даст возможность привозить казакам всякие запасы. В Азове в то время было от 3000 до 4000 турецких янычар, которые смеялись над предприятием казаков. Но казаки, подойдя к Азову, тотчас врылись в землю и, работая над этим день и ночь, несмотря на постоянную стрельбу со стороны янычар, вошли в город и принудили янычар отступить в замок. Испытывая большой страх, янычары скоро сдали казакам и замок, несмотря на то что казаки имели при себе всего лишь 4 фальконета, которыми не могли причинить серьезного повреждения замку. Взяв крепость, казаки пограбили город, и после этого донцы остались в Азове, а запорожцы с добычей возвратились в Сечь [273].

Между тем в отсутствие Павлюка на Украине снова началось смятение, поднятое казаками по поводу неуплаты им польским правительством жалованья, а также вследствие отказа в просьбе пользоваться из казенных заводов запасами артиллерии. Сам казацкий гетман Томиленко был на стороне польского короля и приковал к пушке какого-то казака Грибовского, больше всех восстававшего против распоряжений польского правительства. Но Грибовский сумел отковаться от пушки и бежать на Запорожье. На Запорожье в это время прибыл из похода на Крым Павлюк. Узнав о происшедшем на Украине, он бросился с казаками из Сечи на Черкассы, захватил там орудия и привез их в Сечь на Микитин Рог, говоря, что им подобает быть в Сечи, а не в Черкассах. (Сечь на Микитином Роге возникла, по сказанию Дзевовича, в одно время с построением Кодака и основана неким Федором Линчаем.) Казацкий гетман Томиленко немедленно донес об этом поступке Павлюка коронному гетману Потоцкому и вместе с тем послал казака к Павлюку с требованием возвратить взятые им орудия и покориться королю. На это требование Павлюк отвечал полным отказом. 16 июня Павлюк написал письмо Томиленко и в этом письме объявил, что как мертвого из гроба не возвращают, так и он не возвратит взятых им орудий в Черкассах. Напротив того, он считает бесчестием держать казацкую армату в другом месте, кроме Запорожья, где предки казаков прославились своими подвигами, и потому пригласил всех реестровых забрать орудия и, покинув города, идти на Запорожье [274]. Тогда к Павлюку повалили на Сечь все недовольные порядками польского правительства, а приверженцы польской стороны, реестровые казаки, упрекая своего гетмана Василия Томиленко в потакании своеволию черни, низложили его с гетманства и вместо него выбрали гетманом Савву Кононовича, родом великоросса.

Новый гетман начал действовать в духе польского правительства и стал уговаривать восставших прекратить волнение. Узнав об этом перевороте, Павлюк немедленно вышел из Сечи и, остановившись кошем у Крылова, отправил от себя отряд казаков в Переяслав, где находился Савва Кононович. Савва Кононович был внезапно схвачен, привезен в Крылов и тут, вместе с несколькими старшинами, расстрелян, а вместо него гетманом был объявлен Карпо Павлюк.

Выбранный в гетманы украинских казаков, Павлюк 11 октября 1637 года написал универсал всему украинскому казачеству, мещанству и поспольству, призывая всех против «неприятелей народа русского христианского и древней греческой веры», а сам, оставив вместо себя на Украине Карпа Скидана, ушел в Сечь, где оставался до тех пор, пока не возбудил неудовольствия со стороны украинцев. Находясь в Сечи, Павлюк завел сношение с крымским ханом, у которого просил помощи против поляков. Но хан не только не дал помощи Павлюку, а даже известил о затеянном им деле польского короля. Тогда Павлюку ничего не оставалось делать, как выйти из Запорожья на Украину. И он вышел; при нем были и запорожские казаки. Но сколько их было и кто именно из запорожцев пошел с Павлюком – источники не говорят. Нужно думать, что запорожцы вместе с Павлюком были и под Кумейками (6 декабря), и под Боровицей (20 декабря), хотя и на этот счет точных указаний не имеется. Под Боровицей Павлюк выдан был казаками полякам и в феврале следующего, 1638 года казнен в Варшаве посредством отсечения головы, а вместо него казацким гетманом объявлен был Ильяш Караимович. Сторонники казненного, Скидан и Чечуга, успели спастись бегством в Запорожье. Украинские казаки, вынужденные подписать под Боровицей условия, продиктованные им поляками, между прочим, как пишет о том Костомаров, обязались, по первому требованию коронных гетманов и комиссаров, идти походом на Низ, сжечь там все челны и вывести оттуда всю лишнюю чернь, назначенную в виде стражи для охраны польских пределов против татар [275]. Это обещание принято было поляками с особенной охотой, и когда потом, в феврале, собрался сейм в Варшаве, то на нем относительно Запорожья постановлены были, кроме того, следующие меры: 1) Правительство Речи Посполитой, ввиду предупреждения морских походов со стороны запорожцев и постоянного ими возмущения украинского населения, должно завладеть всем Запорожьем и поставить там постоянную стражу. 2) Реестровые казаки, в числе двух полков, должны стоять на Запорожье и оберегать Низ от чужих и своих, то есть татарам не дозволять переправляться через Днепр и вторгаться во владение Речи Посполитой, своевольным людям запрещать спускаться из городов на Низ, составлять на Низу ополчение и возвращаться для бунтов на Украину: «Назначенные полки с полковником своим должны ходить на Запорожье попеременно для оберегания тех мест и для запрещения татарам переходить через Днепр, а также для предостережения, чтобы своеволие не укрывалось на островах и реках (Низа) и не предпринимало оттуда никаких экскурсий на море, исключая тех казаков, которые будут в полках; ни один казак (городовой), без паспорта комиссара, не должен ходить на Запорожье, и если бы такой был пойман кодацким губернатором, то он должен быть казнен смертью» [276].

Эти постановления подписаны были королем Владиславом IV, тем самым, который, очутившись в безвыходном положении в Московском государстве, взывал о помощи к казакам и был ими спасен, а потом вторично выручен был из беды гетманом Сагайдачным под турецкой крепостью Хотином. Впрочем, к решительным мерам против казаков побуждали польского короля как турецкий султан, так и крымский хан. Султан требовал непременно свести казаков с днепровских островов, в противном случае грозил в прах обратить провинции и волости Речи Посполитой. Крымский хан, извещая короля о том, что казаки вновь собираются на днепровских островах с целью нападения на татар, советовал ему, для полного согласия и дружбы с татарами, истребить всех своевольников и для этого предлагал королю даже собственное войско. Но как ни были возмущены поляки своеволием казаков, все же не могли решиться на крайние меры против них: понимая, что с уничтожением казаков Польша будет открыта для нападений со стороны мусульман, поляки хотели только прибрать к рукам Запорожье и владеть им по собственному усмотрению.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию