Госдачи Кавказских Минеральных Вод. Тайны создания и пребывания в них на отдыхе партийной верхушки и исполкома Коминтерна от Ленина до Хрущева - читать онлайн книгу. Автор: Андрей Артамонов cтр.№ 42

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Госдачи Кавказских Минеральных Вод. Тайны создания и пребывания в них на отдыхе партийной верхушки и исполкома Коминтерна от Ленина до Хрущева | Автор книги - Андрей Артамонов

Cтраница 42
читать онлайн книги бесплатно


Госдачи Кавказских Минеральных Вод. Тайны создания и пребывания в них на отдыхе партийной верхушки и исполкома Коминтерна от Ленина до Хрущева

Дом врача К. К. Барта в Кисловодске, где проходили лечение сотрудники ВЦИК и СНК в 1920–1922 гг. В настоящее время это здание Кисловодского санатория МО РФ


Сотрудники ОМС на начальном этапе своей деятельности действовали под легальным прикрытием, часто под видом дипломатов, журналистов, экономических и культурных представительств. Задачей ОМС было создание нелегальных политических и военных структур в зарубежных странах, которые находились в оперативном подчинении Коминтерна и иногда действовали в противоречии с интересами коммунистических партий этих стран. ОМС был, пожалуй, самым законспирированным и секретным из всех других отделов Коминтерна, а его деятельность часто определялась секретными циркулярами политбюро ЦК РКП/ВКПб) и лично И. В. Сталиным. По типу и структуре ОМС полностью копировал любую разведслужбу, то есть располагал штатом оперативных работников, легальных и нелегальных, курьеров, шифровальщиков, ликвидаторов, радистов, службой по изготовлению фальшивых паспортов и других документов. Его главной задачей являлось осуществление конспиративных связей между ИККИ и коммунистическими партиями, что включало в себя пересылку информации, документов, директив и денег, переброску функционеров из страны в страну и т. д. Буквально с самого начала своей деятельности ОМС Коминтерна стал использовать дачи особого назначения ВЧК/ОГПУ, дома отдыха и санатории ВЦИК, а также военно-медицинские учреждения Народного комиссариата по военным и морским делам (Наркомвоенмор) РСФСР/СССР, расположенные в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа и на КМВ.

На территории Кавказских Минеральных Вод, с осени 1920 года, в немногочисленные закрытые санаторно-курортные объекты Управления Кремлем и домами ВЦИК стали приезжать отдельные группы (по 5–10 человек) сотрудников Коминтерна, которые были направлены ОМС для отдыха и лечения перед их тайной заброской в Европу в качестве руководителей нелегальных резидентур. Дача «Карс» Пятигорского ОО ЧК тоже не избежала участи стать базой для проживания тайной агентуры ОМС Коминтерна, и в конце сентября – начале октября на дачу «Карс», а также дачи «Тургеневка» и А. И. Кабата стали заселяться люди под чужими фамилиями и именами. Первую группу ОМС, посланную на отдых в Кисловодск перед решающей битвой за мировую революцию, возглавил Эрнст Рудольф Иоганнес Ройтер, один из лидеров КПП Германии. В конце октября группа Э. Ройтера съехала с дачи «Карс» и направилась через секретный коридор на советско-финской границе под Терийоки в Германию для развертывания постепенно угасающего революционного движения. Вторая группа коминтерновцев под руководством Карла Артельта, одного из первых основателей КПП Германии, отдыхала и лечилась на закрытых санаторно-курортных объектах Управления Кремлем и домами ВЦИК – даче «Карс» и поликлинике К. К. Барта с начала ноября по середину декабря и тоже уехала в Германию для подготовки вооруженного восстания [53].

Сотрудник аппарата Коминтерна И. М. Бергер (один из основателей Коммунистической партии Палестины) по поводу организации революции в Германии вспоминал: «У руководителей, как РКП(б), так и Коминтерна, было твердое убеждение, что объективно назревала мировая революция, что победа пролетариата может быть осуществлена быстрее и легче, чем в России. Если И. Пятницкий накануне Первой мировой войны организовал массовый перевоз большевистской литературы с Запада на Восток, из Лейпцига в Питер и Москву, имея в своем распоряжении ограниченные средства, а против себя всю мощь царского аппарата, то теперь, в двадцатые годы, ему предстояло направлять поток большевистской пропаганды с Востока на Запад, с Моховой, что возле Кремля, на заводы Гамбурга, Берлина, Глазго, Турина и в другие места. Это казалось тогда гарантией победы мировой революции» [54].

Предположительно, что на соседних дачах Пятигорского ОО ЧК «Тургеневка» и А. И. Кабата с июня по сентябрь 1920 года проходили спецподготовку сотрудники Региструпра Полевого штаба РВСР (военная разведка) и Коминтерна, которых затем перебрасывали в Персию для ведения подрывных действий военного характера. Политическое руководство операцией по установлению советской власти в Персии осуществляли члены Кавказского бюро ЦК РКП(б) Г. К. Орджоникидзе, П. Г. Мдивани и А. И. Микоян, которые с июня по сентябрь 1920 года на штыках РККА учредили Гилянскую Советскую республику [55].

6 февраля 1922 года по предложению предсовнаркома В. И. Ленина IX съезду Советов, постановлением ВЦИК орган госбезопасности – Всероссийская чрезвычайная комиссия упраздняется, а полномочия ее передаются Главному политическому управлению ГПУ при НКВД РСФСР. В связи с этим все органы госбезопасности страны в феврале 1922 года прошли ряд серьезных структурных реорганизаций. Пятигорский окротдел ЧК был упразднен, а его статус был понижен до уездного. А еще ранее, 20 января 1921 года, Терская область была реорганизована в губернию, с отделением от нее новообразованной Горской АССР. В составе Терской губернии было утверждено пять уездов: Георгиевский, Кизлярский, Моздокский, Пятигорский и Святокрестовский, а административным центром стал город Георгиевск. Все органы госбезопасности Терской губернии, в том числе и Пятигорского уезда (в него также входил Кисловодск), с 6 февраля 1922 года стали подчиняться Терскому губернскому отделу ГПУ, штаб-квартира которого так и осталась в Пятигорске. Дача особого назначения «Карс» с данного момента вошла в прямое подчинение Терского губотдела ГПУ и была зачислена на баланс его хозотдела. С октября 1920 по декабрь 1923 года бывшая дача А. А. Тарасова «Карс», находящаяся под контролем и управлением ХозО Терского губотдела ГПУ/ОГПУ, фактически выполняла только одну миссию – временное прибежище для отдыха и лечения сотрудников ОМС Коминтерна перед их дальнейшей заброской в страны Ближнего Востока и Балканы. Подчеркну, что в сентябре – октябре 1923 года желанным и почетным гостем на даче «Карс» оказался кандидат в члены политбюро ЦК РКП(б) Н. И. Бухарин, проводивший там свой отпуск. Также в это же время на данном объекте отдыхали член ЦК КП Германии К. Цеткин с младшим сыном Константином в тесной компании с членом исполкома Коминтерна Г. И. Сафаровым и командующим Сибирским военным округом М. М. Лашевичем.

Однако когда Терский губ/окротдел ОГПУ с 10 сентября 1923 года возглавил весьма известная личность – Федор Тимофеевич Фомин, то бывший особняк А. А. Тарасова, благодаря сложным многоходовым внутриведомственным интригам, проведенным этим чекистом, стал типичным номенклатурным заведением для отдыха высокопоставленных партийных функционеров Северо-Кавказского краевого комитета РКП. По легенде, больше похожей на правду, Ф. Т. Фомин, минуя своего начальника – полпреда ОГПУ при СНК по Северному Кавказу Е. Г. Евдокимова, лично позвонил в середине сентября 1923 года первому секретарю Северо-Кавказского краевого комитета РКП(б) А. И. Микояну и пригласил его на отдых в Кисловодск, именно на дачу «Карс». А. И. Микоян приехал в начале октября на дачу особого назначения «Карс» не один, а вместе с вторым секретарем крайкома Б. П. Позерном. Весьма интересно для читателей будет узнать, как сам уже в ту пору персональный пенсионер, заслуженный сотрудник органов госбезопасности Ф. Т. Фомин пишет об отдыхе партийных заправил из ЦК РКП(б) и руководства ОГПУ в своей сейчас уже практически забытой книге «Записки старого чекиста».

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию