Первая конная армия - читать онлайн книгу. Автор: Семен Буденный cтр.№ 44

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Первая конная армия | Автор книги - Семен Буденный

Cтраница 44
читать онлайн книги бесплатно

6 мая утром я вышел из домика, занятого штабом дивизии, с намерением поехать в полк, расположенный в хуторе Курмояр- ском. На улице я увидел скачущую группу всадников во главе с командиром в форме кубанского казака. То, что это командир, видно было и по его отличной лошади, и по осанке, с какой он держался в седле, и по тому, как почтительно следовали за ним остальные всадники, очевидно, ординарцы.

Подъехав к штабу дивизии, командир лихо осадил лошадь и, красиво подбоченясь, спросил:

_ Где тут помещается начдив?

Я не сразу ответил, потому что заинтересовался широкой красной лентой, облегавшей его грудь через правое плечо. На ленте крупными белыми буквами были нашиты белой тесьмой слова: «Депутату Ставропольского Губернского Совета Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов тов. Апанасенко».

Пока я разбирался в надписи и соображал, что она означает, всадник, украшенный лентой, нетерпеливо и более строго повторил свой вопрос:

Где тут начдив?

Я ответил, что он здесь.

Можно ли мне его видеть?

Можно. Слезайте с лошади и поговорим.

Апанасенко подозрительно посмотрел на меня и спросил:

А вы кто будете?

Начдив четыре.

Так вот что, — Сказал Апанасенко, — с сегодняшнего дня вы подчиняетесь в оперативном отношении мне и все распоряжения будете получать от меня лично.

Я пригласил Апанасенко в Штаб дивизии и, когда мы сели за стол, спросил:

А вы кто будете?

Апанасенко с достоинством ответил, что он является начальником 1-й Ставропольской рабоче-крестьянской кавалерийской дивизии.

Хорошо, — сказал я. — Если вы, товарищ Апанасенко, человек военный и притом начдив, то, очевидно, должны знать, что подчинение частей или соединений производится старшим начальником. На станции Двойная находится командующий 10-й Красной армией, которому я подчиняюсь непосредственно. Если командарм прикажет мне подчиниться вам в оперативном или в любом отношении, это приказание будет выполнено. А теперь прошу вас информировать меня о вашей дивизии.

Апанасенко сказал мне, что его дивизия состоит из шести кавалерийских полков, объединенных в три бригады, и артдивизиона из трех пушек. Общая численность дивизии, включая обозы, составляет две тысячи человек.

Маловато и слабовато, — с улыбкой заметил я.

Ну что вы, маловато... — обиженно сказал Апанасенко.

Пожалуй, любая наша бригада будет покрепче всей вашей дивизии.

Я сообщил Апанасенко о составе 4-й дивизии, и после этого он заметно притих, видимо, поняв, что такое соединение ему не подчинить себе.

Однако, — сказал я, — у нас с вами одна задача — бить белогвардейцев так, чтобы им тошно было на этом свете. Поэтому предлагаю вам действовать с нами совместно. О появлении вашей дивизии на нашем боевом участке я донесу командующему армией и буду просить его в интересах успешной борьбы с противником об организации из 4-й и 1-й Ставропольской кавалерийских дивизий конного корпуса. А временно, до решения командующего, мне кажется, 1-й Ставропольской дивизии целесообразно войти в оперативное подчинение 4-й кавалерийской дивизии.

Неожиданно для меня Апанасенко охотно согласился с этим и попросил не медлить с решением вопроса об образовании Конного корпуса.

Я указал Апанасенко пункты, в которых должна расположиться его дивизия (штаб в хуторе Курмоярском) и отдал ему письменное распоряжение об этом.

В тот же день я отправился на станцию Двойная к командующему армией и доложил ему свои соображения о создании Конного корпуса.

Егоров одобрил мое предложение и приказал взять на себя командование корпусом.

— Официальный приказ об организации корпуса отдадим позже, когда я буду в штабе армии, — сказал командующий. — А пока действуйте. На должность начальника 4-й кавалерийской дивизии выделите одного из лучших командиров бригад. Конный корпус нужен нам теперь, как никогда раньше. Белые, видно, не сегодня, так завтра перейдут в наступление конными корпусами Кавказской армии Врангеля. Им мы противопоставим вместе со стрелковыми дивизиями и ваш конный корпус.

В связи с тем, что 1 -я Ставропольская дивизия была малочисленной, я попросил Егорова разрешить мне взять на укомплектование ее кавалерийский полк Лысенко из состава 32-й стрелковой дивизии. Он разрешил и добавил, что нужно срочно использовать все возможности для того, чтобы сколотить сильный корпус.

Поздно ночью я возвратился от командарма и тотчас же ознакомил с его решением Апанасенко. Здесь же мы наметили меры по укомплектованию Ставропольской дивизии, с тем чтобы в ближайшее время сравнять ее в численности с 4-й кавалерийской дивизией.

1-я Ставропольская дивизия вскоре была переименована в 6-ю кавалерийскую дивизию, полки ее получили номера: 31, 32, 33,34, 35 и 36-й.

Начдивом четвертой по моему предложению был назначен О.И. Городовиков, но до возвращения его из госпиталя эту должность исполнял я сам. Начальником штаба корпуса утвердили

В.А. Погребова, бывшего офицера, присланного к нам из штаба армии на должность начальника штаба 4-й дивизии. У этого умного, исполнительного работника был один недостаток — любил выпить. Его прислали к нам на исправление, и мы помогали ему взять себя в руки. Оперативный отдел штаба корпуса возглавил С. А. Зотов.

Степан Андреевич Зотов — донской казак. После окончания войны с Германией он вернулся в родной хутор Песковатка и принял здесь участие в организации советской власти. В период краснов- ского мятежа на Дону Зотов создал крупный краснопартизанский отряд из беднейших казаков и иногородних крестьян, который в дальнейшем влился в регулярные части Красной Армии.

Отличительной особенностью Зотова была его неутомимая работоспособность. Казалось, ничего на свете для него не существовало, кроме работы, которой он посвящал всего себя без остатка. 4 Когда же он спит?» — часто думал я, поглядывая на Зотова, склонившегося над ворохом служебных бумаг. Он сам готовил проекты приказов, составлял оперативные сводки, часами анализировал разведывательные данные. Большой заслугой его была постоянная помощь работникам штабов дивизий и даже полков. Назначенный в дальнейшем начальником полевого штаба Первой Конной армии,

С.А. Зотов своим упорным трудом помог нам подготовить много хороших штабных работников, которых нам так не хватало.

Начальником штаба 4-й дивизии вместо Погребова в связи с его переходом в корпус был назначен адъютант Иловлинского казачьего полка И.Д. Косогов, бывший учитель, человек большой выдержки, быстро сработавшийся с Городовиковым. Руководство 4-й дивизии дополнил потом комиссар дивизии Александр Митрофанович Детистов, в прошлом народный учитель, быстро завоевавший любовь бойцов и командиров своей высокой культурой поведения и неустанной работой по воспитанию у них благородных качеств нового, советского человека.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Примечанию