Дзержинский. От "Астронома" до "Железного Феликса" - читать онлайн книгу. Автор: Илья Ратьковский cтр.№ 114

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Дзержинский. От "Астронома" до "Железного Феликса" | Автор книги - Илья Ратьковский

Cтраница 114
читать онлайн книги бесплатно

10 февраля 1921 г., когда Дзержинский уже находился в Москве (в этот день на заседании Президиума ВЧК он сделал доклад о борьбе с топливным кризисом [1065]), Президиумом ВЦИК РСФСР было утверждено Положение о комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК и ее состав. Всего комиссия состояла из 7 человек, каждый из которых утверждался Президиумом ВЦИК. В комиссию, помимо председателя, входили представители народных комиссариатов продовольствия, здравоохранения и просвещения, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСПС и ВЧК. Позднее в комиссию с совещательным голосом были введены представители как отделов ЦК (железнодорожного, правовой защиты, просвещения), так и ВЛКСМ и СС физкультуры [1066]. На последнем настаивал Дзержинский, предлагая, например, комсомольцам проводить самостоятельные внезапные проверки детских учреждений [1067].

Заседания комиссии происходили дважды в неделю. В распоряжении комиссии были созданы 14 профильных подкомиссий. На местах работали губуполномоченные по улучшению жизни детей. С самого начала был подключен к работе комиссии аппарат ВЧК.

От ВЧК в Деткомиссию в качестве заместителя Дзержинского в феврале 1921 г. вошел Василий Иванович Корнев. Выходец из крестьян, он окончил Московский учительский институт, получив диплом народного учителя. Во время войны дослужился до поручика, заслужив ордена Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. Большевик с апреля 1917 г. В дальнейшем на различных военных постах. В 1920 г. произошла его встреча с Дзержинским в Харькове, за которой вскоре последовал перевод в Москву. По предложению Дзержинского 17 февраля 1920 г. он был утвержден в должности его заместителя в Военном Совете ВОХР [1068]. Однако Дзержинскому пришлось преодолеть сопротивление Сталина и Раковского, не отпускавшего ценного работника. Только после нового подтверждения назначения Корнева решением Политбюро от 17 марта последний выехал в Москву [1069]. Позднее Корнев возглавил войска ВЧК. С февраля 1921 г. начав одновременно работать в комиссии, он взял на себя основную нагрузку по организации работы. Схожий приказ по содержанию с приказом Дзержинского от 27 января, только уже по войскам ВЧК, он издал 16 марта 1921 г.

Оба чекиста, Дзержинский и Корнев, выполняя свои основные обязанности (так, Дзержинский буквально через неделю с небольшим после образования комиссии вернулся на Донбасс, а затем в Харьков), фактически тянули и работу комиссии. Результатом комиссии было открытие новой сети детдомов и приютов. Организовывались школы-санатории, летние детские лагеря. При этом все местные ЧК обязывались помогать этому процессу, следить за снабжением новых и старых учреждений. Контролировал этот процесс и Дзержинский. Известен случай, когда Дзержинский, узнав, что Особый отдел Тамбовской ЧК занял отремонтированный дом, при том что в городе не было помещения для детской больницы, 14 апреля 1921 г. отправил телеграмму:

«Немедленно примите меры [к] полному оказанию содействия и изысканию средств для помощи губуполномоченному по улучшению жизни детей. Занятый особотделом отремонтированный дом передать под детскую больницу, а также отведенные огороды. Вопрос улучшения жизни детей один из важных вопросов республики, и губчека должна идти всемерно навстречу, а не ставить препятствий.

Предвечека ДЗЕРЖИНСКИЙ

14. IV.21 г.» [1070]


Подобные вопросы и в дальнейшем курировались Дзержинским и его замом по комиссии. Работая в ВЧК, на других ответственных постах, Дзержинский непосредственно сам отслеживал снабжение детей. Широко известны страницы его записной книги, посвященные этим вопросам.

«…Вобла, рыба — гнилые. Сливочное масло — испорчено. Жалоб в центр не имеют права (подавать). Хлеба и продуктов меньше (чем полагается) выделяют».

«Ясли Басманный район. Приют на Покровке. Не хватает кроватей. Холодно. 25 грудных детей — одна няня. На общем столе кухарка и заведующая».

«120 тысяч кружек, нужно сшить 32 тыс. ватных пальто, нужен материал на 40 тыс. детских платьев и костюмов, нет кожи для подошв к 10 тыс. пар обуви» и т. д.

Даже после ухода с поста председателя комиссии 19 ноября 1923 г. Дзержинский продолжал отслеживать ситуацию по охране детства.

В январе-феврале 1921 г., как уже указывалось выше, Дзержинский также занимается вопросами восстановления угольной и металлургической промышленности Донбасса. Особенно важным представлялось разрешение топливного кризиса, разразившегося в стране и оказывавшего негативное влияние на жизнь крупных промышленных городов. Решения «топливного вопроса» потребовало от Дзержинского поездки на юг. Это был напряженный график работы и сведения о событиях, которые происходили в Москве и Петрограде и доходили до Дзержинского в Донбасс, а позднее в Харьков, с запозданием и отчасти искаженными. Дзержинский, сосредоточившийся на хозяйственной работе на Украине, не стремился незамедлительно возвращаться к своей московской работе председателя ВЧК. Он продвигал идею о совмещении чекистами хозяйственной и чекистской работы. Так, 5 марта 1921 г. на коллегии было принято даже специальное решение по этому поводу: «Каждый более или менее ответственный чекист должен получить какую-нибудь работу в хозяйственных органах Республики, совмещая эту работу с работой в ВЧК. В каких хозяйственных органах должны работать чекисты, нужно распределить через Высший совет народного хозяйства. Все должно быть сделано с согласия ЦК» [1071]. Дзержинский, как и в случае с детской комиссией, показывал пример своим подчиненным. Работал на юге Республики.

Советское правительство в начале года приняло ряд специальных постановлений о снабжении крупных городов топливом. Несмотря на это, 11 февраля 1921 г. в Петрограде было объявлено о закрытии до 1 марта 93-х петроградских предприятий, среди которых оказались Путиловский, Сестрорецкий заводы, фабрика «Треугольник» и др. Волнения петроградских рабочих стали перерастать в открытые беспорядки. Дело доходило в эти дни до избиения видных петроградских коммунистов: «Особенно досталось тов. Анцеловичу», — отмечалось в одном из документов конца февраля 1921 года, повествующем о принудительной остановке автомобилей на Васильевском острове и высадке из них чиновников, вынужденных «идти пешком на правах равенства».

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию