Дзержинский. От "Астронома" до "Железного Феликса" - читать онлайн книгу. Автор: Илья Ратьковский cтр.№ 128

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Дзержинский. От "Астронома" до "Железного Феликса" | Автор книги - Илья Ратьковский

Cтраница 128
читать онлайн книги бесплатно

г) произвести срочную разработку агентурных материалов, в которых подозревается взяточничество;

д) выделить ударную группу разведчиков для проведения операций, связанных с разработкой агентурных дел о взяточничестве;

е) усилить финансирование секретных операций по борьбе со взяточничеством.

2. Развить деятельность следственного аппарата:

а) выделить особо опытную и исполнительную группу активников для проведения операций по делам о взяточничестве (техническое выполнение обысков, выемок, ареста и проч.);

б) выделить часть транспортных средств — для производства по делам о взяточничестве операций во всякое время дня и ночи;

в) выделить экспедиционные средства для срочного доставления повесток, вызовов и вообще для связи в течение круглых суток.

3. Подготовить для опубликования в прессе суть наиболее крупных дел, бывших в производстве органов ГПУ (ЧК), и вынесенных по ним приговоров, а также подготовить к опубликованию наиболее характерные дела, раскрытые органами ГПУ и переданные в судебные учреждения.

Кроме того, подготовить списки лиц, которые когда-либо привлекались за взяточничество, в настоящее же время работающих в госучреждениях.

4. Организовать широкий прием заявлений о взяточничестве.

5. При обэкосо, губэкосо будут созданы специальные комиссии по борьбе со взяточничеством, установите контактную работу с этими комиссиями через представителей органов ГПУ в этих комиссиях.

6. Наметить группы сотрудников, на которых комиссиями по борьбе с взяточничеством в период проведения кампании будут возлагаться ревизионные функции.

7. Деятельность органов ГПУ должна охватить в первую очередь НКПС, ВСНХ, НКВТ, НКПрод, Центросоюз и НКВД (по коммунхозу и милиции), а также торговые, фабрично-заводские и посреднические органы этих ведомств на местах. Подсудными по статьям о взяточничестве считаются не только лица, дающие или берущие взятку, но и лица, которые знают об акте взятки и по служебному положению могут и обязаны были бы принять меры для немедленного пресечения; этих лиц рассматривать как виновных в укрывательстве. Настоящий приказ принять к исполнению в качестве ударности» [1168]. Аппарат ГПУ стал основой для проведения спецопераций против взяточников.

Только обозначив начало работы с взяточничеством как явлением, Дзержинский мог уехать в отпуск на Черноморское побережье Кавказа. Отвечавший за работу Северо-Кавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе 25 сентября 1922 г. сообщал Председателю СНК Абхазии Н. А. Лакобе: «Дорогой тов. Лакоба! Могилевский и Атарбеков тебе наверное уже сообщили о том, что тт. Дзержинский, Ягода и другие едут в гости к тебе на два месяца. Надо их поместить в лучшем (чистом, без насекомых, с отоплением, освещением и т. д.) особняке у самого берега моря. Быть во всех отношениях достойными абхазцу гостеприимными хозяевами, в чем у меня нет никакого сомнения. Подробнее расскажет податель сего. Будь здоров. Крепко жму твою руку» [1169].

Дзержинский был размещен на одной из лучших дач Сухуми: даче Смицково. В начале 1924 г. именно сюда отправят отдыхать Л. Д. Троцкого. В ней же отдыхал ранее и Г. Е. Зиновьев.

«Поздней осенью 1922 года, отдыхая в Сухуми, Феликс восхищался его окрестностями и чудесными видами. Он писал мне оттуда 10 ноября: «Тут солнце, тепло, море безбрежное и вечно живое, цветы, виноградники, красиво как в сказке… Кругом пальмы, мимозы, эвкалипты, кактусы, оливковые, апельсиновые и лимонные деревья, цветущие розы, камелии, магнолии — повсюду буйная растительность, вдали же цепи покрытые снегом гор, а ниже огромные леса» [1170].

Отдых, как всегда, сопровождался ревизией местных отделов подведомственных Дзержинскому органов. В частности, Дзержинский ознакомился осенью 1922 г. с состоянием портов в Сухуми и Батуми. Привлекался Дзержинский и к разрешению вопроса о железных дорогах и шпалах на Северном Кавказе (телеграмма Сталина от 29 сентября) [1171]. Однако в этот период его отдых был дополнен более весомыми событиями и, соответственно, действиями.

Это был период бурного обсуждения проектов Конституции СССР. Фактически, хотя и в разное время, заявлены были два проекта Конституции СССР. Первоначальный проект предусматривал вхождение союзных советских республик в состав РСФСР. Это был августовский проект конституционной комиссии под председательством В. Куйбышева, в которой преобладали сторонники точки зрения Сталина о автономизации республик. Позицию Сталина поддерживали и многие видные члены коммунистического руководства страны, не входившие в комиссию, в т. ч. Ф. Дзержинский. Вопрос был не только в хороших отношения Дзержинского и Сталина, но и в весомых доводах в пользу автономизации республик.

Во-первых, уже имелся подобный опыт государственного строительства в период Гражданской войны. Еще 1 июня 1919 г. решением Политбюро была создана специальная комиссия по координации военно-экономических действий советских республик, которую возглавил Л. Б. Каменев. Речь шла и об объединении, и их формах, в т. ч. о подчинении РСФСР республиканских наркоматов: «Директива ЦК РКП (б): предписывает утвердить наркомов РСФСР союзными наркомами, а наркомов Украины их уполномоченными» [1172]. Ввиду того, что летом вскоре в 1919 г. осталась одна РСФСР, было принято компромиссное решение о включение представителей ВЦИК республик в ВЦИК РСФСР. Тем самым ВЦИК РСФСР выполнял функции союзного органа, в котором были представители Украины (30 делегатов), а затем и ряда других республик. Схожая ситуация была и в ВСНХ РСФСР, в который были делегированы представители республик. Таким образом, имелся прецедент исполнения органами РСФСР неких союзных функций и вхождения в них представителей республик.

Во-вторых, сталинский план автономизации республик не только был более экономичным, но и более целесообразным, в виде использования общих ресурсов в плане общей внешней и внутренней политики.

В-третьих, существовала проблема автономий РСФСР, которых было более 20-ти на тот момент. Многие из этих автономий либо территориально (ДВР, Туркестан и т. д.), либо по населению и промышленному потенциалу (автономии Поволжья) были неизмеримо больше, чем любая из республик, исключая Украину. Характерно, что первоначально именно представитель Украины Х. Раковский выступил против проекта, но вскоре его «усмирили». Таким образом, если бы осуществился план равноправного вхождения национальных республик в СССР (будущий проект, поддержанный Лениным), то того же равноправия потребовали бы башкирские, татарские и очень многие другие автономии РСФСР. В одном случае были бы обижены республиканские автономии, в другом — автономии РСФСР. Последних автономий было не только больше, но и развиты они были больше, чем республики Закавказья или Белоруссия. Поэтому сталинский план, после некоторого сопротивления украинских членов комиссии, был принят в конце августа 1922 г.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию