Подлинная история Куликовской битвы - читать онлайн книгу. Автор: А. Синельников cтр.№ 47

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Подлинная история Куликовской битвы | Автор книги - А. Синельников

Cтраница 47
читать онлайн книги бесплатно

В начале 1360-х годов митрополит Алексий сделал все, чтобы Дмитрию Ивановичу достался ярлык на великое княжение. Алексию удалось убедить нижегородско-суздальского князя Дмитрия Константиновича отказаться от претензий на великокняжеский стол. И в 1362 году Дмитрий Иванович стал великим князем. Позднее митрополит поддержал великого князя в его борьбе с Тверью.

Значительную роль сыграл митрополит Алексий в установлении духовного единства Руси. В этом отношении он особую роль придавал учреждению и распространению общежительских монастырей.

Выдвижение на первый план в XIV веке монастырского «общежития» предполагало принципиально иной взгляд на само назначение монастыря. По мысли митрополита Алексия, озабоченного установлением на Руси духовного и политического единства, общежительские монастыри должны были стать центрами, из которых на всю Русь проливался бы свет христианского благочестия. В монастырях, устроенных на правилах «общежития», отменялась частная собственность, вводились общие молитвы, общие трапезы и обязательный труд для каждого инока. Кроме того, ориентированные на Москву, эти монастыри способствовали бы усилению политического единства. К тому же распространение общежительских монастырей должно было способствовать возрождению общинных идеалов и, следовательно, распространению идеи единства. А устроенные как настоящие крепости монастыри выполняли и военно-оборонительные функции. Как показала дальнейшая история, митрополит Алексий оказался прав – духовно-политическая жизнь русского государства во многом строилась вокруг вновь основанных монастырей.


Подлинная история Куликовской битвы

Впрочем, вопрос о первых шагах монастырской реформы, благодаря которой на Руси в большом числе возникли общежительские монастыри, не до конца ясен. Так, в летописном изложении «Повести о Митяе» на первое место вынесен «архимандрит Иван Петровьскый», о котором говорится: «Се бысть перъвый общему житию началник на Москве». При втором упоминании Ивана Петровского «Повесть» также подчеркивает его значение как «архимандрита, Московьскаго киновиарха, началника общему житию». Слово «начальник» имело значение и близкое к современному, и, чаще, значение «зачинатель», «зачинщик». При одном толковании можно предполагать, что в Москве было специальное учреждение, ведавшее общежительскими монастырями, которое возглавлял Иван Петровский. При другом толковании получается, что именно Иван Петровский и был первым зачинателем «общежительских» монастырей в пределах Московской Руси.

В самой Москве Алексий основал четыре новых монастыря: Чудов, Андроников, Алексеевский и Симонов. Затем монастырская колонизация двинулась на север и способствовала экономическому освоению края.

Ученики Сергия Радонежского во второй половине XIV – начале XV века основывают несколько новых монастырей, самыми известными из которых стали Высоцкий в Серпухове, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Благовещенский на Киржаче, Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский под Вологдой. Всего же, по подсчетам В. О. Ключевского, в конце XIV–XV веке возникло 27 пустынных и 8 городских монастырей.

Несомненная заслуга митрополита Алексия в создании коалиции русских князей.

Сразу после съезда в Переславле в 1374 году нижегородцы уничтожили «посольство Мамая» и тысячу татар с ним, видимо, надеясь на поддержку московской коалиции, в случае если Орда попыталась бы наказать их за дерзость.

В 1376 году войско под водительством воеводы Боброка Волынца взяло бывшую столицу Волжской Булгарии, получив 5 тысяч рублей «окупа».

Победа над ордынским войском во главе с Бегичем на реке Воже в 1378 году была одержана московскими и рязанскими силами. И недаром в следующем году Мамай опустошит Рязанскую землю, но не осмелится вступать в московские пределы.

12 февраля 1378 года митрополит Алексий скончался.

После смерти митрополита Алексия похоронили в церкви Архангела Михаила в основанном им Чудовом монастыре.

Таков был святитель Алексий Московский.


Подлинная история Куликовской битвы

Теперь о ханше Тайдуле.

Ханша Тайдула вызывает интерес в первую очередь тем, что она расположила свой ханский двор на Боровицком холме современного Кремля, рядом с будущей Соборной площадью, улицей Великой и Варваркой.

Цитирую еще раз официальную историческую справку.

«В 1366–1367 годах по распоряжению Дмитрия столица была укреплена первым на Руси белокаменным Кремлем. Если для ханских послов ворота его были гостеприимно раскрыты (Дмитрий предпочитал откупаться от них богатыми подарками), то для других соседей и князей-соперников Кремль стал мощной защитной крепостью».

А вот Чудов монастырь был основан митрополитом Алексием в 1365 году на земле ханского двора в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды Узбека, матери хана Джанибека.

Таким образом, ещё до Кремля на Боровицком холме, который тогда был двумя холмами: Боровицким и Кремлевским, стоял двор этой самой ханши Тайдулы, занимавший правый и левый берега Неглинки, текущей на месте современной Соборной площади.

Рядом стояло капище Яра (Ярилы), позже названное собором святого Уара, затем собором Иоанна Предтечи на Бору с приделом святого Уара.

Хотя, по другим источникам, «Легендарная кремлевская церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору была самой первой московской церковью, основанной в Москве на заре ее истории – в XII веке, когда появилась и сама Москва» [56].

В таком случае ордынская ханша Тайдула, носившая еще титул императрицы Северной Тартарии (Тульского улуса), ставила свой ханский двор рядом с этой церковью.

Именно часть этого двора она и подарила Алексию, исцелившему ее.

В Государственной Третьяковской галерее даже хранится картина Я. Ф. Капкова, посвященная этому поразившему всех событию: «Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды».

После своего чудесного выздоровления ханша прослыла заступницей христианства.

Об этой ханше Тайдуле исследователи пишут так: «В истории Золотой Орды и русско-ордынских отношений середины XIV века нет личности более известной и одновременно более загадочной, чем Тайдула. Заинтересованное исследование выявляет имя Тайдулы не только в собственно ордынских, но также в арабских и персидских источниках. Имя ханши и ее историческая роль прослеживаются не только в русских, но и в папских, и в венецианских документах той далекой эпохи. Ее полное имя в транслитерации буквами арабского алфавита представлено в труде персоязычного историка начала XV века Муинуддина Натанзи. Женой Узбека она стала после 1323 года, когда умерла его жена Баялун. После этого старшей и любимой женой Узбека Тайдула оставалась до конца дней его жизни».

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию