Русский хронограф. От Рюрика до Николая II. 809-1894 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Коняев, Марина Коняева cтр.№ 225

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Русский хронограф. От Рюрика до Николая II. 809-1894 | Автор книги - Николай Коняев , Марина Коняева

Cтраница 225
читать онлайн книги бесплатно

До сих пор историками не прояснена степень его участия в отцеубийстве, как собственно говоря, не определена прямо и задача переворота. Хотя совершенно точно известно, что заговорщиков финансировали англичане, о том, что осуществленное ими убийство императора Павла вызвало прежде всего перемены не во внутренней жизни российской империи, а в ее внешней политике, говорить не любят.

Когда граф Петр Людвиг фон Пален доложил новому императору о совершившемся убийстве, он заплакал. И прибыв в Зимний дворец, Александр I продолжал плакать о невосполнимой потере.

Впрочем, как вспоминает граф Ливен, слезы не помешали ему поинтересоваться: «Где же казаки?» И тут же Ливен получил его приказ немедленно вернуть казаков назад.

Так была спасена Англия…

«Они промахнулись по мне 3 нивоза, но попали в меня в Петербурге», – воскликнул Бонапарт, получив печальное известие из России.

Задуманный поход в Индию не состоялся…

Заговорщикам-цареубийцам удалось пресечь его.

Но пресекали они не только гениально задуманный индийский поход. Спасая свое право быть рабовладельцами, они пресекали новую мировую историю человечества, в которую пытались прорубить ход император Наполеон и император Павел…

Императору Александру предстояло править в прежней истории.

Переменилось пока только одно. Хотя заговор и финансировался англичанами, но поддержали его дворяне-рабовладельцы, которым разрыв Павла с Англией наносил серьезный экономический ущерб. Убийством императора Павла крепостники не только стремились упрочить основы рабовладельческой империи, но и – это происходило впервые! – изменяли в угоду себе внешнюю политику страны.

И потребовалось поражение под Аустерлицем, прежде чем Александр I попытался развернуть эту губительную для русских национальных интересов политику, и, как и собирался убитый отец, «съесть европейский пирог» вместе с Наполеоном.

Сближение это Александру I давалось трудно, практически весь «интимный» комитет активно противодействовал, не гнушаясь при этом и прямым предательством. Известно, например, что идеолог комитета Лагарп, будучи послан к Наполеону с посланием Александра I, письмо так и не передал, «найдя, что Наполеон действует уже не в том направлении, какое видел он (Лагарп) в его делах ранее».

Письмо, которое многое могло переменить в истории, «благородный» республиканец возвратил через тридцать лет уже Николаю I.

И не только в интимном кружке зрело предательство.

«Вероятность новой войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром, – писал М.М. Сперанский. – Самый мир заключал в себе почти все элементы войны».

Тильзитский мир был чрезвычайно непопулярен среди дворян-крепостников. Все выгоды, которые получала от этого мира Россия, не способны были вознаградить потерю коммерческих интересов дворян-рабовладельцев, вызванных континентальной блокадой. Какое значение мог иметь выход России к Средиземному морю или решение других насущных национальных задач, если рабовладельцы теряли при этом, как сказал поэт:

Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный,
И по балтическим волнам
За лес и сало возит нам…

Определение щепетильный тут характеризует не лондонскую нравственность, а лондонскую специальность – торговца различными мелочами: иголками, булавочками, наперстками, шнурочками, тесемочками, крючочками, пуговичками, шпильками, колечками, сережками, бисером, духами, помадой…

Ради того, чтобы не нарушилось снабжение России этими крайне необходимыми развратным русским рабовладельцам товарами, и вынуждено было русское правительство пойти на нарушение главного условия Тильзитского мира и Эрфрутской конвенции – континентальной блокады Англии.

Наполеон, как известно, пытался исключить вероятность новой войны между Россией и Францией, женившись на сестре императора Александра I, но – увы! – и этот «индийский» поход был сорван ближайшим окружением императора.

Нерешительность, трагическая невозможность найти верных людей среди окружения, которое он привык считать своим, и определяли настроение предвоенного правления Александра I. Не случайно, все оно проникнуто смутным предощущением реформ, обилием масонских обществ, мистикой…

1801 год

12 марта. Манифест: «…Мы, восприемля наследственно императорский Всероссийский престол, восприемлем купно и обязанность управлять Богом врученный нам народ по законам и по сердцу в Бозе почивающей Августейшей Бабки Нашей Государыни Императрицы Екатерины Великой, коея память Нам и всему отечеству вечно пребудет любезна, да, по ея премудрым намерениям шествуя, достигнем вознести Россию на верх славы и доставить ненарушимое блаженство всем верным подданным Нашим».

Присяга новому императору Александру I Павловичу.

13–15 марта. Высочайшее повеление возвратить на службу и восстановить в прежних правах всех, незаконно без суда «отрешенных».

14 марта. Снятие запрещения на экспорт различных продуктов и товаров из России.

15 марта. Прощено почти 500 человек, проходивших по делам в Тайной канцелярии. На дверях каземата Петропавловской крепости какой-то шутник сделал надпись: «Свободна от постоя».

Амнистия лицам, бежавшим за границу, – «если они не человекоубийцы».

16 марта. Сняты запрещения на импорт в Россию различных товаров.

18 марта. Великий понедельник. Прекращен поход казаков в Индию, совершавшийся по договоренности Павла I с Наполеоном.

21 марта. Пущен в эксплуатацию на Петергофской перспективе первый цех чугунного завода – Путиловского, а теперь Кировского завода.

22 марта. Указ о свободном пропуске едущих в Россию и отъезжающих из нее.

24 марта. Пасха.

30 марта. Учрежден Непременный совет, совещательный орган при императоре, состоящий из 12 высших сановников.

31 марта. Фомино воскресенье. Разрешено ввозить из-за границы книги и ноты, открывать частные типографии.

8 апреля. Указ об уничтожении виселиц, установленных в городах при публичных местах.

23 апреля. Священники и диаконы освобождены от телесных наказаний.

19 мая. Неделя Всех святых. Император Александр I организовал Негласный комитет.

28 мая. Запрещено «припечатание в ведомостях» объявлений о продаже людей без земли. Запрещена раздача населенных имений в частную собственность.

✓ 5 июня. В Санкт-Петербурге подписана конвенция о взаимной дружбе между Россией и Англией.

Графу П.В. Завадскому поручено управлять комиссией составления законов.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию