Борьба за господство на море. Аугсбургская лига - читать онлайн книгу. Автор: Эдуард Созаев, Сергей Махов cтр.№ 29

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Борьба за господство на море. Аугсбургская лига | Автор книги - Эдуард Созаев , Сергей Махов

Cтраница 29
читать онлайн книги бесплатно

К тому времени, когда приказы дошли до Рассела, он уже был на пути домой. К концу августа провианта на эскадре оставалось в обрез. Приказ зимовать в Средиземном море английский адмирал воспринял в штыки — в письме Вильгельму он пишет, что лучше бы посидел на хлебе и воде в Тауэре, чем плавал такое долгое время вдали от родных берегов. Рассел отделил отряд Невилла из 10 линкоров крейсировать между Фроментьером и Африкой, а сам с флотом укрылся в Порт-Магоне. Из-за отвратительного питания на эскадре началась эпидемия дизентерии, ею заболел сам Рассел; экипажи таяли на глазах.

Для Турвилля ситуация на английской эскадре выглядела иначе — его силам в 50 линкоров противостояла сила в 88 кораблей. Меж тем Ноаль настойчиво просил адмирала Флота Леванта доставить подкрепления и припасы. Четыре батальона французских войск были готовы к посадке на суда, но в водах около Испании господствовали англичане и голландцы. Турвилль решил рискнуть. В середине октября небольшая эскадра доставила в Паламос 4 батальона пехоты, порох, провизию, обмундирование. Ноаль был спасен.

Рассел же 10 октября вернулся в Аликанте, а 21-го подписал приказ о назначении командующим Средиземноморской эскадрой контр-адмирала Эйлмера. Поход, стоивший английским налогоплательщикам больших денег, оказался бесполезным. Рассел не смог навязать Турвиллю бой около Тулона, не защитил побережье Испании и не нанес поражения французским корсарам.

В 1695 г. флоту Франции не выделили денег вообще. Турвилль не мог выйти в море, экипажи не получили жалование, не было провианта, пороха, ядер, парусов, дерева и многого другого. Меж тем в марте 1695 года Рассел вернулся в Левант. Он отослал 18 линкоров, имевших повреждения, в Англию, а взамен Адмиралтейство отправило к нему 8 линейных кораблей, и теперь его флот насчитывал 45 линкоров. В помощь ему пришли также мортирные суда и 3 пехотных полка. Вильгельм приказывал Расселу в этом году обязательно штурмовать Тулон и Марсель, чтобы выбить флот Франции из войны окончательно. Помочь ему в этом должен был герцог Савойский, который вел двойную игру, выискивая, к кому ему будет выгодно присоединиться. К Тулону был отправлен дивизион Митчелла (6 линкоров), но такие силы были недостаточны для взятия этой мощной крепости. Митчелл смог организовать только дальнюю блокаду этого важного порта.

Основные силы Рассела подошли к Сардинии, дабы прикрыть Смирнский конвой, после этого англичанин намеревался идти к Италии, наладить сотрудничество с герцогом Савойским, как вдруг до него дошли слухи, что Савойя и Франция ведут переговоры о мире. Людовик сделал хитрый ход — он сдал армии герцога крепость Казале, купленную у Савойи перед войной. Савойя сразу же начала с Францией мирные переговоры. Планы Рассела разрушились. Он опять начал просить отвести эскадру в Канал, но Вильгельм приказал быть в Леванте до осени.

Шрусбери и министры встревожились — после осени ведь будет зима! И риск будет не только большим, но и несомненным. Крайне опасно возвращаться зимой. Король Вильгельм, находившийся под Намюром, не желал их слушать. Рассел писал своему другу при дворе, что это сумасшествие, что у голландцев вечная нехватка провианта и припасов. «Скорее всего Его Величество находится под влиянием Амстердамского адмиралтейства. Кто придет нам на смену в сентябре? И кто будет командовать эскадрой? Мои корабли, измученные штормами, могут утонуть по пути домой. Если мне прикажут, остаться, я не подчинюсь». Рассел нарочно послал это письмо сушей, через Францию! Французская разведка постаралась и сумела сделать так, чтобы Вильгельм прочитал письмо во Фландрии. Гнев Оранского был ужасен, он в резких выражениях приказал адмиралу выполнять приказы, а в случае неповиновения обещал ему предоставить самую холодную камеру в Тауэре.

Испугавшись. Рассел все-таки подчинился приказам короля и послал домой только самые поврежденные корабли со Смирнским конвоем. Он надеялся ударить по Тулону или Марселю, используя савойские войска, но сначала решил попросить помощи у испанцев. Рассел обратился с просьбой к вице-королю Каталонии маркизу де Гастаньяга выделить ему 12 галер для действий на побережье, однако тот в свою очередь потребовал от Рассела помочь ему отбить Паламос. Рассел согласился высадить войска, но десант был организован лишь на следующей неделе, в начале августа. Англичан ждало пренеприятнейшее открытие — у испанцев, оказывается, ничего не готово для осады! Не было ни достаточного количества орудий, ни даже пороха и мушкетов. Рассел снабдил испанцев боеприпасами и провиантом, после чего начались активные боевые действия.

Поначалу все шло хорошо, мортирные суда британцев несколько раз бомбардировали Паламос, в городе начались пожары, но тут вдруг два пленных рыбака-француза сообщили, что в Тулоне вооружены и готовы к выходу 60 линейных французских кораблей. Рассел посадил десант обратно на корабли и пошел искать французов. Он считал, что известие об отправке поврежденных кораблей в Метрополию выманит эскадру Турвилля к Барселоне. Слухи о выходе Флота Леванта в море оказались уловкой французского маршала Вандома, возглавившего войска в Испании. После ухода англичан на Пиренеях боевые действия затихли и возникло хрупкое равновесие.

В сентябре Рассел получил сообщение, что английская эскадра под командованием Рука идет в Левант. Он хотел ждать его прихода в Кадисе, но голландец Калленбург заявил: такая долгая задержка в Аликанте несовместима с приказами амстердамского Адмиралтейства — он имел прямые указания вернуться домой до того, как замерзнут голландские каналы. Поэтому на военном совете было решено идти домой с кораблями 1 и 2 рангов, а остальные оставить с адмиралами Митчеллом и Ван Толлом в Кадисе.

16 октября 1695 года с 15 линкорами в Испанию пришел Рук. Все корабли были в очень плохом состоянии, поскольку выдержали в Бискайском заливе большие шторма. Задача эскадры состояла в сопровождении торговых судов Смирнского конвоя и борьбе с французскими каперами. Отвратительное снабжение Ройал Неви ощущалось в полной мере — на кораблях царили повальные болезни, более половины экипажей страдали расстройством желудка и лихорадкой. Будучи в Кадисе, Рук попросил испанцев принять больных на берег, однако испанцы отказали ему в этой просьбе, взяв в госпитали при монастырях только 150 человек. На военном совете решили отправить с торговыми судами до Матапана 4 линейных корабля, а с остальными обосноваться в Кадисе, поскольку 30 линкоров (считая отряды Митчелла и Ван Толла) — это очень мало для блокады Тулона. В середине февраля 1696 года Рук пребывал в нерешительности, ведь купцы скоро должны были прийти обратно, а французы, по слухам, существенно усилились и имели уже около 80 кораблей. Вскоре посыльное судно привезло письмо от Вильгельма с приказом идти домой, но по возможности следить за французами. Рук решил обмануть противника — взять курс на Порт-Магон и тем самым заставить остаться французские корабли в портах, а позже повернуть к Гибралтару и идти в Метрополию. В середине марта англичане и голландцы вышли из Кадиса, однако линкоры попали в страшнейший шторм. На многих кораблях треснули мачты, рвались в клочья паруса и канаты, огромные волны ломали обшивку. Отряд спешно повернул в Кадис, Руку удалось спасти почти все корабли, погиб только 44-пушечный «Санкт Петер», унесенный к мысу Трафальгар и выброшенный на камни. 22 апреля 1696 года англо-голландская эскадра смогла вернуться домой .

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию