Россия. Погружение в бездну - читать онлайн книгу. Автор: Игорь Фроянов cтр.№ 67

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Россия. Погружение в бездну | Автор книги - Игорь Фроянов

Cтраница 67
читать онлайн книги бесплатно

«отличается крайним примитивизмом, пещерными взглядами и интеллектуальной немощью»

Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно… С. 655

В интервью же газете «Фигаро», как мы знаем, он назвал Рейгана «сильной личностью». Следовательно, в разное время об одном и том же человеке Горбачев высказывался так, словно речь шла о разных людях. Выходит, что генсек не разобрался в президенте США ни в Женеве, ни в Рейкьявике и лишь потом почему — то прозрел. По А. Ф. Добрынину, так примерно и было:

«Впоследствии он (Горбачев.― И. Ф.) говорил о Рейгане куда более взвешенно»

Там же

Разумеется, подобное непонимание партнера по переговорам не делает чести Горбачеву — политику. Но было ли оно на самом деле? И если нет, как объяснить его столь различные высказывания об американском президенте?

А. Ф. Добрынин объясняет негативные высказывания Горбачева о Рейгане после Рейкьявика тем, что генсек следовал «классовой терминологии», весьма

«привычной старому составу Политбюро»

Там же

По нашему мнению, тут мы имеем нечто иное, чем следование «классовой терминологии», а именно хитрость, игру с целью притупить бдительность «старой гвардии» в Политбюро, чтобы скрыть тайные договоренности с Рейганом. Ведь эта «гвардия», а вместе с ней

«и военно — промышленный комплекс были настроены скептически, не разделяли его концепцию «нового мышления» и расчеты на быстрые договоренности с США»

Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно… С. 655

Поэтому Горбачёв не мог сказать в Политбюро старого состава: я нашел общий язык с Рейганом и зашел «так далеко, что уже повернуть нельзя».

Вполне вероятно, что негативные официальные высказывания Горбачева о политике Рейгана обговаривались в Рейкьявике как возможные. И это являлось одним из условленных правил совместной игры. Так, во всяком случае, позволяет думать «автомобильное согласие» Горбачева с Бушем, которое правомерно рассматривать как стандартное, или стереотипное, в данном отношении.

В декабре 1987 года Горбачев прилетел в США с официальным визитом. После завершения визита его провожать в аэропорт по протоколу должен был вице — президент Буш. В автомобиле между генсеком и вице — президентом состоялась важная беседа, о чем Горбачев пишет так:

«Содержание её было настолько существенным, что можно с полным основанием считать: тогда мы заложили основу нашего взаимопонимания и доверия. Не раз потом, обсуждая с необходимой осторожностью в присутствии других людей тот или иной вопрос, я или Буш говорили: «Подтверждаю нашу договоренность в автомобиле». Или: «Оценки остаются такими же, какими были в автомобиле»

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2. С. 67

Эта «договоренность в автомобиле», вероятно, была сориентирована и на некоторые отдельные случаи, связанные с поведением сторон. Недаром в США ходила версия, что

«Буш делал нелестные отзывы о Горбачёве и его политике с согласия последнего. По дороге в вашингтонский аэропорт в «ЗИЛе» вице — президент поведал Горбачеву, что у него, Буша, хорошие шансы выиграть выборы и стать президентом США.

«Вы должны знать, ― сказал Буш,― я хочу улучшить наши отношения»

Он объяснил Горбачеву, что законы предвыборной борьбы в США не позволяют ему демонстрировать свои либеральные взгляды и что некоторые его заявления Горбачев должен игнорировать. Последний ответил пониманием. Удивительно, но факт: в последующие годы, когда Буш выступал с весьма нелестными для Советского Союза заявлениями, Горбачев напоминал своим помощникам о том разговоре: «Не беспокойтесь, в душе он настроен правильно». Личные доверительные отношения Горбачева и Буша стали существенным фактором советско — американских отношений. Это помогло Бушу утвердить свой авторитет среди консервативно настроенных американцев. Нередко Буш по отношению к Москве вставал на более жесткие позиции, чем Рейган. Такая двойная игра выглядела как доказательство нестабильности в отношениях Белого дома с Горбачевым. Об этой договоренности странного свойства никто не знал»

Громыко Анатолий. Андрей Громыко. В лабиринтах Кремля… С. 191

Нет ничего невероятного в том, что аналогичная «договоренность странного свойства» была у Горбачева и с Рейганом. Подобно тому, как Буш, делая выпады против Горбачева и Советского Союза, морочил головы консервативно настроенным американцам, так и Горбачев, нелестно отзываясь о Рейгане и критикуя его политику, дурачил «старую гвардию» в Политбюро и ЦК КПСС.

Без догадки насчет существования негласной договоренности между Горбачевым и Рейганом трудно, на наш взгляд, объяснить причину коренного поворота американского лидера в его отношении к нашей стране, поворота, изумлявшего многих наблюдателей. Удивительно то, что

«за время пребывания одного и того же президента в Белом доме советско — американские отношения прошли через разительные перемены: сначала эти отношения вернулись в наихудшие времена «холодной войны», пережили полный развал разрядки, а затем начали вновь выправляться»

Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно… С. 646

Но поначалу,

«в течение первых четырех лет президентства Рейган откровенно демонстрировал свое враждебное, конфронтационное отношение к Советскому Союзу. Он и действовал в этом направлении, хотя и избегал ситуации, чреватых военными столкновениями с нами. Он был категорически против возвращения к временам разрядки начала 70–х годов. Короче, у Рейгана было одно, весьма враждебное по отношению к нам лицо»

Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно… С. 646.

И вдруг оно просветлело и приветливо заулыбалось. Почему?

На Западе существует мнение, будто жесткий внешнеполитический курс Рейгана, гонка вооружений, подрывающие могущество Советского Союза, привели к гибели коммунистическую систему, а СССР ― к распаду. А. Ф. Добрынин отвергает это мнение и поступает, как нам кажется, правильно. Какую версию предлагает он взамен?

«Вся многовековая история Русского (и советского) государства,

― говорит А. Ф. Добрынин,―

убедительно показывает, что любая серьезная угроза извне вела, независимо от внутреннего политического строя, к сплочению народа нашей страны для отпора внешней агрессии. Пример Великой Отечественной войны ― красноречивое тому доказательство. Я глубоко убежден, что если бы Рейган и в свое второе президентство продолжал упорно проводить «крестовый поход» против СССР, угрожая его безопасности или тем более самому его существованию, то он ничего бы не добился, кроме опасного подталкивания всего мира к краю ядерной катастрофы, что могло вызвать политический взрыв в самих США. Все это, думается, понял и сам Рейган. Больше того, можно прямо сказать, что такой ход событий просто не позволил бы самому Горбачеву начать свои реформы и пропагандировать свое «новое политическое мышление» (он сам это признавал). Кто знает, как развивалась бы тогда мировая история? Второе президентство Рейгана, характеризовавшееся растущими элементами партнерства с СССР, совпало ― исторически удачно с точки зрения улучшения отношений ― с появлением нового советского лидера ― Горбачева. Четыре личные встречи с ним стали важными вехами менявшегося внешнеполитического курса Рейгана, как и самого Горбачева. Оба руководителя сыграли свою роль в новом повороте в отношниях обеих стран. Рейгана сменил Буш, который способствовал дальнейшему развитию этого процесса»

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению