Танки ведет Рыбалко. Боевой путь 3-й Гвардейской танковой армии - читать онлайн книгу. Автор: Дмитрий Шеин cтр.№ 29

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Танки ведет Рыбалко. Боевой путь 3-й Гвардейской танковой армии | Автор книги - Дмитрий Шеин

Cтраница 29
читать онлайн книги бесплатно

Танки ведет Рыбалко. Боевой путь 3-й Гвардейской танковой армии

Ход боевых действий 2-5 марта 1943 г.


К утру 5 марта соединения «группы Зиньковича» основными силами вышли к войскам армии в районе Охочее, Рябухино. «…Части потеряли в основном материальную часть транспортных машин и тяжелое оружие. Соединения и части, вышедшие из боя, были небоеспособны и нуждались в доукомплектовании, для чего решением командарма были выведены в войсковой тыл, где и занялись приведением себя в порядок». Из 26 исправных танков 12-го танкового корпуса, наличествовавших на момент формирования «группы Зиньковича», к своим войскам вышло 13 машин (1 КВ, 10 Т-34 и 2 малых танка). Из 25 исправных танков 15-го танкового корпуса к своим войскам не вышел ни один. Командир 15-го танкового корпуса генерал-майор танковых войск Копцов погиб в бою при прорыве из окружения. С выводом остатков 12-го и 15-го танковых корпусов в тыл танковые соединения армии были представлены только 19 танками Т-34 12-го танкового корпуса и 13 танками Т-34 15-го танкового корпуса (всего 32 танка), сведенными под общее командование командира 195-й танковой бригады 15-го танкового корпуса в районе Новой Водолаги (бригада комплектовалась восстановленными после боевых повреждений и технических неисправностей танками), и 18 танками Т-34 и 4 малыми танками 179-й отдельной танковой бригады, оборонявшейся в районе Тарановки. Армия фактически утратила возможность вести активные наступательные действия и с 24 часов 3 марта была передана из состава Юго-Западного фронта вновь в состав Воронежского фронта, имея задачей не допустить прорыва противника в Харьков.

В то время как войска «группы Зиньковича» готовились к наступлению в направлении Протопоповки, а потом прорывались из окружения, стрелковые соединения армии вели ожесточенные оборонительные бои. К утру 2 марта войска занимали следующие рубежи:

— 160-я стрелковая дивизия оборонялась в районе Очеретово, Благодатное, Камышеватое;

— 48-я гвардейская стрелковая дивизия занимала рубеж Камышеватое, Печиевка;

— 350-я стрелковая дивизия силами 1178-го стрелкового полка обороняла Мелеховку, 1176-го стрелкового полка — район Парасковея, Медведовка, 1180-го стрелкового полка — Лозовая;

— 62-я гвардейская стрелковая дивизия вела оборонительные работы на западной окраине Харькова;

— прибывшая в состав армии 25-я гвардейская стрелковая дивизия, «…малочисленная в своем составе», заняла оборону в районе Змиев, Зидьки;

— 6-й гвардейский кавкорпус оборонял позиции к югу от Охочее в ожидании подхода частей 111-й и 184-й стрелковых дивизий, которым должен был передать полосу обороны и отойти в район Соколово, Миргород;

— 179-я отдельная танковая бригада занимала Тарановку.

2 марта распоряжением командующего Воронежским фронтом заместитель командующего фронтом генерал-лейтенант Козлов был назначен начальником обороны г. Харькова. В его непосредственное подчинение вошли 62-я гвардейская стрелковая дивизия, 17-я бригада войск НКВД и позднее прибывшие части усиления (три истребительно-противотанковых артполка, дивизион РС, «слабая по своему составу» 86-я танковая бригада и 19-я стрелковая дивизия). Начальник обороны города «…ставил задачу подчиненным соединениям и частям, но, не имея достаточных средств связи, не мог контролировать их выполнение, в результате чего не было ясного и своевременного знания обстановки».

На протяжении 2 и 3 марта стрелковые соединения отражали удары противника с юга и юго-запада. К исходу 3 марта 160-я стрелковая дивизия под давлением превосходящих сил противника оставила Ландышево, а 48-я гвардейская стрелковая дивизия продолжала вести упорные бои на прежнем оборонительном рубеже. Резко осложнилась обстановка на левом фланге армии: 350-я стрелковая дивизия, не выдержав удара противника, откатилась к 10 часам 3 марта до Борки, что привело к окружению «группы Зиньковича». За оставление оборонительного рубежа без приказа командующего армией командир 350-й стрелковой дивизии генерал-майор Гриценко был отстранен от должности и предан суду военного трибунала. 6-й гвардейский кавкорпус отошел на рубеж Рябухино, Охочее.

4 марта наступление немецких войск продолжалось. 48-я гвардейская стрелковая дивизия вела кровопролитные бои с немецкой пехотой, наступавшей при поддержке танков. «Два батальона дивизии, сдерживая атаки пехоты и танков противника, гибли под огнем и гусеницами танков, но занимаемых рубежей не оставили; вышел из боя только один раненый». 6-й гвардейский кавкорпус с 350-й стрелковой дивизией занял оборону на рубеже Охочее, Московка, Рябухино. 179-я отдельная танковая бригада продолжала обороняться в Тарановке, 195-я танковая бригада — в Новой Водолаге. Из состава армии убыла переданная правому соседу 160-я стрелковая дивизия, на усиление армии прибыла 253-я стрелковая бригада «…без артиллерии, артиллерия оставлена в Харькове без горючего», занявшая оборону на рубеже Лихово, Новоселовка.

5 марта возобновились ожесточенные бои, особенно кровопролитные на фронте 48-й гвардейской стрелковой дивизии. К исходу дня под давлением противника подразделения дивизии отошли на рубеж Сухая Балка—Лихово. «Мужество и героизм проявил командир взвода ПТО гвардии младший лейтенант тов. Бурлак — оставшись один у орудия, в течение одной минуты прямой наводкой подбил три танка противника и, будучи ранен, сам погиб под гусеницами танка». 6-й гвардейский кавкорпус под давлением противника оставил Охочее и занял оборону на рубеже Княжное, Рябухино. 179-я отдельная танковая бригада занимала прежние позиции в Тарановке, туда же маршем направлялась 25-я гвардейская стрелковая дивизия. Армия была усилена отдельным Чехословацким батальоном под командованием полковника Свободы, сосредоточившимся в районе Тимченков, Соколово, и 104-й стрелковой бригадой, к исходу дня направлявшейся в район Федоровка, Старая Водолага, Знаменка. «Артиллерия бригады осталась где-то в районе Богодухова без горючего».

6 марта немецкие войска нанесли главный удар в направлении Новая Водолага—Мерефа—Харьков, пытаясь сходу прорвать оборону войск 3-й танковой армии и ворваться в Харьков. Под давлением противника войска армии отошли на рубеж Просяное, Новая Водолага, Московка, Рябухино.

7 марта немецкие войска, совершив перегруппировку, нанесли основной удар в направлении Валки—Новая Водолага—Мерефа и вспомогательный в направлении Знаменка, Старая Водолага, Одрынка. 48-я гвардейская стрелковая дивизия, сильно ослабленная ожесточенными боями в предшествующие дни, не смогла сдержать натиск противника и отошла в район Мануилово, при этом два полка дивизии были окружены противником и самостоятельно пробивались к своим войскам. 104-я стрелковая бригада удерживала рубеж Паньково, Старая Водолага. 253-я стрелковая бригада с 195-й танковой бригадой получила приказ отойти на северный берег реки Мжа, на рубеж Ракитное, Утковка. 6-й гвардейский кавкорпус и 350-я стрелковая дивизия отошли на северный берег реки Мжа, в районе Кравцово, Тимченков, Миргород.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению