История в историях. Век величия - читать онлайн книгу. Автор: Константин Гусев cтр.№ 76

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История в историях. Век величия | Автор книги - Константин Гусев

Cтраница 76
читать онлайн книги бесплатно

Где, по мнению Герцена, надо побывать, «чтоб знать, сколько ребячества остается в человеке и как могут тешить мелочи от бутылки вина до шалости над сторожем»?

В тюрьме, где Герцен провел 9 месяцев за мнения, «проникнутые пагубным учением Сен—Симона». Позже Искандер вспоминал: «Там я был высок и благороден, там я был поэт, великий человек. Как презирал я угнетение, как твердо переносил все и как твердо выдержал искушение инквизиторов. Это лучшая эпоха моей жизни. Она была горька для моих родителей, для моих друзей — но я был счастлив».

Кто покрыл потолок в тюремной камере Герцена?

Прусские тараканы.

Сколько часов для сна хватало Герцену?

4.

Какой язык Герцен выучил в тюрьме, в придачу к уже изученным французскому и немецкому?

Итальянский.

Находясь в вятской ссылке, Герцен занимался статистикой и сделал много забавных наблюдений. Так, в одном из журналов об убывшем населении, фиксировалось: «Утопших — 2, причины неизвестны — 2». А что значилось в сумме?

4.

В ссылке Герцен встретился с «поврежденным доктором», удаленным из столицы за проказы. Что он сделал с любимым датским кобелем?

Скормил его пермским друзьям—чиновникам в качестве начинки для пирога.

В ссылке Герцен познакомился с делом «о перечислении крестьянского мальчика Василья в женский пол». В чем его суть?

Хмельной священник записал девочку не Василисой, а Василием. Проблема вскрылась, когда пришла пора нести рекрутскую повинность.

С каким архитектором познакомился и сблизился Герцен во время ссылки?

С А.Л.Витбергом, архитектором первого, не построенного храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

Как образно Герцен называл вятских знакомых?

«Подснежные друзья».

Какую «единственную пользу» Герцен приобрел в ссылке?

«… ближе узнал некоторые части законоведения и самую Русь. Опыт — дело важное, ежели писанного не вырубишь топором, то полученного опытом не выжжешь огнем».

Чем, по словам Герцена, является «жизнь сочинителя»?

«Драгоценным комментарием к его сочинениям».

По мнению Герцена, о каких событиях — трагических или приятных — писать легче?

«Страшные события все же легче кладутся на бумагу, чем воспоминания совершенно светлые…».

Какого великого немца Герцен величал «Зевсом искусства» и «Наполеоном литературы»?

Иоганна Вольфганга фон Гёте. Герцен восхищался кумиром: «Что за исполин, — нам следить невозможно за всем тем, что им сделано и как? Поэт не потерялся в натуралисте…».

Что Герцен называл одной «из самых сильных искусственных страстей человека, испорченного книжным веком»?

«Видеть себя в печати».

Возле какого памятника древнерусской архитектуры жил Герцен, переведенный во Владимир?

Возле Золотых ворот.

Какой язык хотел изучить Герцен, планируя посетить Восток?

Арабский.

Чью философию Герцен называл «алгеброй революции», которая «необыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя»?

Гегеля.

Какой критик писал про Герцена: «Умный, добрый, прекрасный человек, но если б Бог привел больше не видеться — хорошо бы»?

В.Г.Белинский. Герцен тоже характеризовал «неистового Виссариона» своеобразно: «Фанатик, человек экстремы, но всегда открытый, сильный, энергичный. Его можно любить или ненавидеть, середины нет. Я истинно его люблю. Тип этой породы людей — Робеспьер. Человек для них ничто, убеждение — все». Позже Белинский ответил Герцену взаимностью: «… твой талант — вещь не шуточная, и если ты будешь писать меньше тома в год, то будешь стоить быть повешенным за ленивые пальцы».

Какой западник, по мысли Герцена, «…думал историей, учился историей и историей впоследствии делал пропаганду»?

Т.Н.Грановский.

Как Герцен назвал полное расхождение с идеалистом Грановским?

«Теоретический разрыв». Так Герцен оценивал их дружбу: «Наши личные отношения много вредят характерности и прямоте мнений. Мы, уважая прекрасные качества лиц, жертвуем для них резкостью мысли. Много надобно иметь силы, чтоб плакать и все—таки уметь подписать приговор Камиля Демулена

Какого славянофила Герцен характеризовал следующим образом: «Ум сильный, подвижной, богатый средствами и неразборчивый в них, богатый памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо проспорил всю свою жизнь»?

Алексея Степановича Хомякова. Однажды Чаадаев сказал о славянофилах: «Они хвастаются даром слова, а во всем племени говорит один Хомяков». В историческом обиходе осталось даже выражение — «говорильня Хомякова».

О каких исторических персонах подумал москвич Герцен, увидев возле Казанского собора Санкт—Петербурга памятники Кутузову и Барклаю?

«И в Петерб [урге] есть Минин и Пожарский, только стоять врозь».

Какое чувство испытал Герцен, написав просительное письмо Бенкендорфу с просьбой о посредничестве перед государем?

«Вероятно, это то самое чувство, которое испытывают публичные женщины, первые раза продавая себя за деньги…».

Что Герцен называл «великим поэтическим вознаграждением » ?

Дружбу.

По мнению Герцена, «Петербург — ходячая монета без которой обойтиться нельзя; Москва — редкая, положим, замечательная для охотника нумизма, но не имеющая хода…». А в чем еще мыслитель видел различия между двумя столицами?

«В Москве до сих пор принимают всякого иностранца за великого человека, в Петербурге — каждого великого человека за иностранца… В добрейшей Москве можно через газеты объявить, чтоб она в такой—то день умилялась, в такой—то обрадовалась… Зато москвичи плачут о том, что в Рязани голод, а петербуржцы не плачут об этом, потому что они и не подозревают о существовании Рязани… Молодой петербуржец формален, как деловая бумага, в шестнадцать лет корчит дипломата и даже немного шпиона и остается тверд в этой роли на всю жизнь…».

Что Герцен считал «хлебом писателя»?

Подневные записи — дневники и письма.

Как, по мнению Герцена, нужно относиться к «настоящему»?

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению