Бесы в красной гостиной - читать онлайн книгу. Автор: Валентин Логунов cтр.№ 41

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Бесы в красной гостиной | Автор книги - Валентин Логунов

Cтраница 41
читать онлайн книги бесплатно

Стенограмма Съезда и сегодня, спустя четверть века, – захватывающее чтение для всех, кто интересуется новейшей историей России. Там все есть: и шекспировские страсти, и драматические моменты, и грубые выпады, и откровенное хамство со стороны некоторых депутатов.

Критическая ситуация возникла 13 апреля в 13 часов 40 минут. Егор Гайдар после принятия Съездом постановления «О ходе экономической реформы» на пресс-конференции российских и иностранных журналистов заявил, что правительство в полном составе подало президенту прошение об отставке. Этому предшествовал демонстративный уход министров со съезда 11 апреля. Внешне это выглядело как реакция на пренебрежительную реплику Хасбулатова: «Ну, что они тут разошлись? Просто ребятки растерялись, что мы будем их ругать. Давайте будем к ним снисходительны». Правительство встало и вслед за Бурбулисом покинуло зал заседаний. Бурбулис позднее вспоминал, что Ельцин упрекнул его за этот выпад.

Цитата. Заявление Правительства Российской Федерации

«Российская газета», 14 апреля, 1992 год.

Печатаются фрагменты.


«После многолетних бесплодных разговоров о реформе были наконец начаты реальные преобразования экономики и общественных структур России. …К сожалению, принятые Съездом народных депутатов решения блокируют возможность продолжения избранного курса. Совокупность требований, заявленных Съездом, обрекает страну на гиперинфляцию, означает приостановку процесса приватизации и свёртывание аграрной реформы. Предложения снизить налоги и одновременно увеличить социальные и другие выплаты невыполнимы и могут привести лишь к развалу финансовой системы. Это …неизбежно приведет к свертыванию поддержки со стороны мирового сообщества (какая наивная надежда! – Авт.), Россию вернут на путь изоляции. Решения Съезда в политической области означают разрушение создаваемых механизмов управления, делают правительство безвластным, а фигуру президента чисто символической».

А между тем, постановление Съезда не содержало ничего такого, что ограничивало полномочия правительства и президента. Да, в нем по советско-партийной привычке были использованы общие места: «повысить», «отметить», «предложить», но все, что касалось конкретного дела, не противоречило ни действующей конституции, ни выбранному стратегическому курсу. Речь шла о повышении эффективности деятельности правительства, об устранении ошибок, приведших к кризису во всех сферах – финансах, денежном обращении, промышленном и сельскохозяйственном производстве и потреблении, о разрушении хозяйственных связей, спаде производства, развале бюджетных отраслей – здравоохранения, науки, культуры, образования. Съезд, подтвердив необходимость перехода к рыночной экономике, подсказывал правительству, что именно надо исправить, на что обратить внимание. Например, для обеспечения финансовой стабильности Съезд рекомендовал правительству ориентироваться на стимулирование развития ведущих отраслей экономики и ослабление налогового бремени для зарождающегося малого и среднего предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Нет возможности воспроизвести и малую часть стенограммы страстной полемики. Ограничимся выводами, которые сделали президент Ельцин и председатель парламента Хасбулатов.

Цитата. Выступление Б.Н.Ельцина

«Российская газета», 23 апреля 1992 года.

Печатаются фрагменты.


«Завершается шестой Съезд народных депутатов. Только время даст ему объективную оценку, определит, что сохранится в памяти народа об этих событиях и о людях, которые в них участвовали. …В дни Съезда среди части депутатов, в средствах массовой информации муссировались слухи о том, что президент намерен вынести на референдум вопрос о доверии Съезду. Считал это возможным только в одном случае: если бы депутатский корпус отверг курс на радикальные реформы. Главный итог шестого Съезда состоит в том, что стратегический курс на радикальные реформы, принятые вами, народные депутаты, на пятом Съезде и поддержанные народом, удалось сохранить.

Но не нашли разрешения проблемы, которые осложняют становление российской государственности. Уже в ближайшее время мы можем столкнуться с крайне острыми проблемами в сфере отношений между государственными институтами. Главная причина этого – продолжающийся конституционный кризис, который все более приобретает хронический характер. Действующий основной закон бесконечно отстал от жизни. Заметно сократить это разрыв за счет поправок все же не удалось. Наверное, всем нам уже ясно, что путь обновления Конституции через частичные поправки давно изжил себя.

Сегодня прежде всего две крайности способны взорвать неустойчивое равновесие российской государственности. Попытка дезавуировать действующие органы представительной власти России неверна. Да, к этим органам есть немало претензий. Но они не отменяют того, что сегодня Съезд и Верховный совет – это высшие конституционные органы власти страны. Какое-либо стремление низложить их открывает прямую дорогу политическому беспределу и ведет в тупик (невозможно удержаться от вопроса, когда президент был искренен: в апреле 1992 года или в октябре 1993 года? – Авт.). Если мы хотим видеть Россию свободным и демократическим государством, то подобные установки должны быть отвергнуты. Не менее вредна и другая крайность – лишить реальной власти исполнительные органы. Сегодня как никогда нужен …постоянный диалог между законодательной и исполнительной властью».

Борис Ельцин далее перечисляет задачи и проблемы, которые предстоит решать правительству. Они созвучны решениям Съезда. Первое: серьезным и внимательным образом относиться к принятию и исполнению бюджета. Второе: последовательно проводить в жизнь принцип разумной экономии, в том числе за счет сокращения аппарата правительства. Третье: правительство приступило к разработке перечня мер по поэтапному выполнению постановления шестого Съезда «О ходе экономической реформы в Российской Федерации». Он будет представлен к 20 маю 1992 года. Четвертое: правительство готово к тому, чтобы перечень министерств и ведомств, которые составляют его структуру, утверждался президентом с согласия парламента. Пятое: правительство готово к тому, чтобы его председатель утверждался президентом с согласия парламента. Шестое: кандидатуры всех новых министров до своего назначения должны обсуждаться в соответствующих комитетах парламента при активном участии экспертов и практиков соответствующих отраслей. Седьмое: парламент должен своим голосованием оценивать работу отдельных членов правительства. В случае согласия с решением парламента президент освобождает таких министров от должности.

Взамен этих уступок Борис Ельцин потребовал от парламента прекратить попытки «подмять» правительство, ибо они способствуют разрушению «всего здания государственности страны». Признать нетерпимыми грубость, шельмование и оскорбления, которые «нередко звучали в этом зале». В сложившейся ситуации президент посчитал необходимым, чтобы более активную роль в налаживании взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью играл Конституционный суд. Если, сказал он, сохраним гражданский мир, если удержимся от конфронтации, будет реальная возможность обеспечить экономическую стабильность уже к концу текущего года.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению