Темные века европейской истории. От падения Рима до эпохи Ренессанса - читать онлайн книгу. Автор: Чарлз Оман cтр.№ 28

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Темные века европейской истории. От падения Рима до эпохи Ренессанса | Автор книги - Чарлз Оман

Cтраница 28
читать онлайн книги бесплатно

Меровинги были деспотическими правителями, которых не ограничивали конституционные препятствия. Подданные могли только их свергнуть, если их методы станут совершенно невыносимыми. Иными словами, главная опасность грозила франкским королям со стороны их честолюбивых родственников, а не народа.

Франкского короля отличала от свиты королевская привилегия носить длинные волосы. Стрижка короля была первым признаком его свержения. Иногда, конечно, франкские короли перенимали некоторые черты у римлян. К примеру, Хлодвигу было пожаловано платье патриция после готской войны. Но обычно они носили свои национальные костюмы.

Управление королевством осуществлялось двумя группами «министров» — королевским двором и правителями отдельных регионов. Королевский двор сопровождал короля во всех его передвижениях. Он в основном состоял из людей, преданных королю лично, связанных с ним клятвой верности, как раньше комиты, составлявшие свиту короля. Но теперь в него входили всякого рода министры и чиновники. Этих дружинников короля франки именовали антрустионами. Напомним, что готы называли таких людей сайонами, а англичане — тэнами или гезитами. Во главе королевского двора стоял старший сановник, которого впоследствии назвали майордомом, или палатным мэром. Он был первым помощником короля, в обязанность которого входило наблюдение за другими должностными лицами. При необходимости он мог действовать от имени короля при решении вопросов, связанных с военными действиями, отправлением правосудия или управлением. В дни первых воинственных франкских королей майордом постоянно находился во дворце — при своем хозяине — и являлся не более чем важным чиновником. Но когда личное влияние Меровингов стало уменьшаться, значение майордомов резко возросло, и в конце концов они стали регентами, практически заменявшими короля. В древних английских монархиях не было чиновников, которых можно было сравнить с ними по важности. А при англо-норманнах наиболее близким к майордому — по значению — чиновником был юстициарий.

После майордома главными чиновниками двора были следующие: коннетабль — comes stabuli — надзиратель за королевскими конюшнями, граф-палатин — comes palatii, — который был юридическим советником и имел доступ к королю, казначей и референдарий — королевский секретарь. Хотя все они были в первую очередь придворными чиновниками, их периодически отправляли по делам за пределы дворца — для командования армиями, с посольствами и т. д.

Сначала все эти должности давались только франкам, за исключением референдария — для этой должности было трудно найти образованного человека тевтонской крови.

Однако к концу VI века их стали время от времени занимать люди галло-римского происхождения, и в VII веке это стало уже обычным. В 605 году, к примеру, должность майорд ома занимал галло-римлянин Протадий.

Провинциальное управление, в отличие от центрального, находилось в руках графов и герцогов (comes, dux). Все королевство было разделено на графства. В чисто тевтонской части эта единица была старым племенным районом, которую римляне называли пат, а франки — гау. В каждую назначался граф. В римско-галльской половине королевства графство состояло из civitas — города с зависимой от него территорией, который сохранился со времен Западной Римской империи и нередко представлял собой изначальное кельтское племя. Граф был и военным, и гражданским чиновником. Он отправлял правосудие, возглавлял армию района, обеспечивал сбор налогов.

Несколько графств часто объединялись и помещались под власть чиновника более высокого ранга, герцога, которому графы подчинялись. Такие союзы графств были обычными в пограничных регионах, где была необходима совместная сильная оборона против чужеземных врагов и где было небезопасно оставлять границу полудюжине отдельных графов, которые могли пожелать сотрудничать или нет. В Провансе и Бургундии герцога называли римским титулом патриция.

Жители провинций, как и чиновники двора, были далеко не все тевтонами по крови. В VI веке все больше должностей получали галло-римляне. Мы будем не единожды упоминать об одном из местных герцогов, бургунде по имени Эуний Муммол, рассказывая об истории последних лет VI века.

Правителю территории, графу или герцогу, помогал заместитель — викарий, которого он назначал вместо себя на период своего отсутствия. Мелкие обязанности по управлению графством выполняли центенарии или сотники. Иногда их также называли трибунами. Графство делилось на сотни, которыми управляли сотники, назначаемые графом. В мирное время они выполняли полицейские функции, а во время войны — возглаваляли отряды. Они рассматривали мелкие жалобы, но в установленное время граф объезжал всех сотников своего графства и отправлял правосудие на собраниях жителей.

Суд графа назывался mallus. Сам граф заседал вместе с несколькими консультантами, выбранными из числа важных людей региона. Эти люди именовались рахимбурги (рахинбурги). Их созывал граф, и они не имели независимой от него власти. Однако по древнему обычаю, римскому и тевтонскому, эти «заседатели» помогали главному судье. Аналогичная система действовала на судах римского провинциального магистрата, который председательствовал на собраниях — конвентах и на примитивных германских судебных процессах, описанных Тацитом. Граф обладал всей полнотой власти, мог казнить и миловать, и его решение не подлежало обжалованию, за исключением тех случаев, когда спорщиками были очень важные персоны и их случай следовало рассматривать в королевском суде.

Франки нередко приговаривали к смертной казни за убийство, умышленный поджог, бандитизм и другие тяжелые преступления. Но они также использовали систему вергельда, как и древние англы и саксы. С согласия семьи жертвы почти каждое убийство могло быть искуплено выплатой денежных сумм, от 30 золотых монет за убийство раба до 1800 золотых монет за убийство свободного гражданина высокого ранга. Если на основе предъявленных свидетельств было трудно доказать преступление, франки часто прибегали к клятвам и присягам. Обвиняемый лично или его сторонники давали торжественную клятву, что он невиновен, и этого было достаточно для оправдания, если больше никакие свидетельства его вины не предъявлялись. Бывали и судебные поединки. Правда, наиболее частыми они были у бургундов до того, как их покорили франки. Случалось, что обвиняемых подвергали испытаниям. Наиболее частым было испытание кипящей водой, когда преступник опускал руку в бурлящий котел.

Отметим, что во франкской администрации не было и следа народного правительства. Король выбирал графа, а граф — сотника. Власть короля не контролировало и не ограничивало народное собрание, власть графа и сотника — тоже. Король издавал эдикты и законы, какие считал нужными, и граф управлял своим графством, не отчитываясь ни перед кем, кроме короля. Народные собрания, которые иногда все же имели место, проводились, чтобы выслушать решение короля или графа, а не чтобы обсудить их или рекомендовать внести изменения. Древние германские свободы исчезли, уступив место автократии, такой же строго определенной, как автократия исчезнувшей Римской империи.

Кроме герцогов и графов, у короля в провинциях были и другие чиновники. Речь идет о доместиках — domesticii — охранной страже. Они охраняли королевские владения на всей территории. Это были личные бейлифы короля, призванные обеспечить сохранность его частной собственности. Кроме того, они выполняли примерно те же функции, что прокураторы фиска для римских императоров в древних провинциях. Были и другие доместики во дворце, чьи должности также были связаны с финансами. Очевидно, они подчинялись главному казначею.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию