1814 год: «Варвары Севера» имеют честь приветствовать французов - читать онлайн книгу. Автор: Андрей Гладышев cтр.№ 89

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - 1814 год: «Варвары Севера» имеют честь приветствовать французов | Автор книги - Андрей Гладышев

Cтраница 89
читать онлайн книги бесплатно

Обеспокоенный численностью противника, которого Алликс насчитал от 1500 до 1600 чел., он посвятил часть дня тому, чтобы склонить власти города и его жителей к активной защите. Некоторых, как это следует из того же письма Алликса от 31 января Кларку, ему даже удалось уговорить взяться за оружие [1076]. Одновременно велись переговоры с бравыми гражданами Жуаньи, которые обещали оказать сопротивление, а бригадному генералу Ж.К. Моро было поручено воодушевить на борьбу население Осерра.

Алликс был убедителен: он обещал «расстрелять двадцать трусливых санонцев» — городскую гвардию, исполняющему обязанности мэра Сула заявил, что отправит его в Венсенский замок, а супрефекта публично обещал арестовать и отдать под военный трибунал. Так поднимался моральный дух горожан! Правда, как посчитал Ж. Перрен, следствие было прямо пропорционально цели: поведение Алликса не только не воодушевило горожан на вооруженное сопротивление, а свело на нет даже тот порыв, что первоначально проявляли национальные гвардейцы или супрефект. Конечно, вывод Ж. Перрена может быть оспорен. Это упавшие духом и струсившие жаловались: «Генерал Алликс разрушил все!». Это супрефект и мэр, обвиненные в измене, защищаясь, нападали на генерала. Это интриговали скрытые роялисты… Так или иначе, Алликс настроил общественное мнение горожан (точнее, выразителей этого «общественного мнения») против себя [1077]. Даже министр внутренних дел, видимо, в ответ на жалобы из Санса в письме от 15 февраля Кларку заявил, что игнорировать подобные заявления не следует, и если эти факты подтвердятся, то следует признать ошибочность поведения Алликса [1078].

Перрен отметил, что весь следующий день 31 января «защитники Санса были заняты стычками и улучшением баррикад на глазах у врага» [1079]. Как писал сам Алликс Кларку от 31 января, его адъютант (и одновременно шурин) был легко ранен в голову [1080]. Был момент, когда Алликсу показалось, что казаки готовы отказаться от своего предприятия и направиться в Пон-сюр-Йонн, однако вскоре они вернулись на свои позиции. Вейль же писал, что 31 января Платов, как и накануне, без большого успеха возобновил атаки на Санс; в этот день он предпринял также «безуспешную демонстрацию» против Пон-сюр-Йонна [1081]. Судя по рапорту Платова, это была вовсе не «демонстрация» и вовсе не «безуспешная». Он заранее послал отряд Костина 4-го с 2 орудиями перекрыть дорогу из Санса на Пон-сюр- Йонн, Бре-сюр-Сен и Ножан-сюр-Сен [1082]. В результате подкрепление, спешившее на помощь из Пон-сюр-Йонна, было атаковано казаками и вернулось обратно.

Платов также рапортовал, что 31 января французы пытались делать вылазки, но артиллерия и засевшие в домах фабурга казачьи стрелки вынудили их ретироваться. По рапорту Платова Барклаю де Толли, 31 января около 2 часов дня по левому берегу Йонны в Санс все же прошло около 2000 пехоты с орудиями. Так же были атакованы партии Платова, направленные им в Сен-Клеман — к северу от Санса и Сен-Дени-ле-Сан — еще немного севернее. Жители, оставившие Санс, показывали, что ночью французами ожидается подкрепление по Орлеанской дороге [1083]. Платов обращает внимание Барклая де Толли, что его казаки сделали против неприятельской пехоты «более чем можно требовать от кавалерии». Убитых и раненых со стороны казаков в результате этого дела под Сансом было, по рапорту Платова, 20 человек [1084].

Быстрый марш казаков, по мнению Платова, «к удовольствию местных жителей» сорвал планы по набору конскриптов. «Видя чистосердечную к нам преданность жителей» [1085], Платов не стал сжигать город, чтобы выкурить оттуда гарнизон. Сил же для штурма не было [1086], поэтому от города решено оступить и найти другое место для переправы через Йонну. Ночью с 31 января на 1 февраля казаки, оставив один отряд наблюдать за Сансом [1087], ушли вверх по течению Йонны через Розуа, Верон, Пасси и переправились через Йонну в Вильнёв-ле-Руа (современное название — Вильнёв-сюр-Йонн).

Вид отступающих около 9 вечера от Санса казаков вызвал у Алликса приступ кровожадности. Он даже бросился преследовать казаков, но его войско было слишком слабое, чтобы вступать в бой: кавалеристы просто немножко погарцевали. Он тут же обвинил своих подчиненных в невыполнении приказов, нажаловался командиру 2-й резервной дивизии генералу К.П. Пажолю, у которого находился в подчинении, что тот не дал ему вовремя драгун, пустился во взаимные обвинения с А. Монбреном и Ш.И.С. Дю Куэтлоске. Алликс горел желанием битвы и торжественно обещал, как он писал 31 января Кларку, «задать урок казакам», как только получит подкрепление [1088]. Приписывая заслугу в отступлении казаков от Санса исключительно себе, он думал только о том, как бы развить этот успех. Он приказывал А. Монбрену направить ему батальон от 400 до 500 чел., защищавший Пон-сюр-Йонн, он торопил ночными депешами Дю Куэтлоске, который вообще не должен был подчиняться его приказам, чтобы тот поддержал его драгунами. Он вообще намеревался, как это следует из письма Алликса Кларку от 1 февраля, если Дю Куэтлоске так и будет опаздывать, то атаковать собственными силами даже превосходящего противника: как ему казалось, тот настолько изнурен, что не сможет биться [1089]. Одним словом, Алликс был в полной эйфории и рвался в бой, рассыпая громы и молнии на головы жителей Санса и кляня за медлительность всех французских генералов…

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию