Москва и татарский мир - читать онлайн книгу. Автор: Булат Рахимзянов cтр.№ 53

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Москва и татарский мир | Автор книги - Булат Рахимзянов

Cтраница 53
читать онлайн книги бесплатно


Сурожик

Это волость в Московском уезде Замосковной половины по среднему течению реки Истры и ее притокам Маглуше и Молодильне693. После выезда в Московское государство в 1502 г. и до пожалования Касимовом в 1512 г. в волости, по-видимому, проживал (или же только получал доходы с территории) большеордынский султан Шейх-Аулияр бин Бахтияр. Хотя он упоминается в городе только в 1508 г. Здесь же родился и его сын Шах-Али694. Татары отмечены в волости еще в конце XѴ в.695

Позднее волость дали сибирскому султану Ак-Даулету бин Аккурту696. Не исключено, что пошлины с волости и доходы с дворцовых сел позже отошли его сыну Шах-Али бин Ак-Даулету. Во второй половине XѴI в. здесь отмечены значительные земельные владения астраханского царевича Ибрагима (Ибака) бин Аккубека697 (он прибыл в Московское государство в конце 1558 г.; видимо, был одарен Сурожиком в 1570 г.698). Скорее всего, Чингисиду принадлежали не только поместья, но и остальные пошлины с данной территории.


Хотунь

Это дворцовая волость Коломенского уезда (возможно, Московского уезда), в XѴII в. — крайняя южная волость уезда по реке Лопасне, между Серпуховским и Коломенским уездами699. С 1497 по зиму 1502 гг. Хотунь находилась в руках бывшего казанского хана Мухаммед-Амина бин Ибрагима700.


«Андреев Городок Каменный»

С идентификацией этого города связана долгая дискуссия. П. Н. Черменский отождествляет его с Елатьмой. По его мнению, город был построен братом Василия II Андреем младшим для казанского султана Муртазы бин Мустафы701. Д. М. Исхаков ищет его на Преображенском холме в черте нынешнего г. Кадома (Рязанская область)702.

Благодаря выписи, найденной в одном из дел Елатомского уездного суда 1798 г., на данный момент Андреев Городок надежно локализуется на левом берегу реки Цны, в месте, называемом «Темгеневским городищем», и расположенном между селами Темгенево и Глядково в Сасовском районе Рязанской области703.

Это единственное известное в регионе на сегодняшний день городище с культурным слоем ХІІ-ХѴ вв. По мнению археологов, наименование «Каменный» связано с тем, что в строительстве оборонительных сооружений использовали местный известняк. Возможно, вал городища был обложен известковыми плитами, сохраняющими его крутизну и предохраняющими от разрушения. Камень мог использоваться при забивке деревянных срубных клетей, из которых состояли стены, и как фундамент для стен и башен. К детинцу размером 70 на 70 метров примыкают три селища, образующие посад общей площадью 10 га704.

В августе 1508 г. приехавший в Москву сибирский царевич Ак-Даулет бин Аккурт просил для своего отца Казань, Касимов или «Андреев Городок Каменный». Но в это время городом владел касимовский султан Джанай бин Нур-Даулет из крымской династии705. На это указывают данные дипломатической переписки: при беседе бояр великого князя Василия III с султаном Ак-Даулетом бин Аккуртом в 1508 г. ему через человека ногайского мирзы Саид-Ахмеда бин Мусы (Шейдяк) велено было говорить, что «Андреев городок к Городку ж (выделено мной; т. е. — «к Касимову». — Б. Р.) за Янаем-царевичем»706. В окрестностях Андреева Городка содержались табуны лошадей касимовских татар707. Фраза источника «к Городку ж», а также факт содержания касимовских коней в окрестностях Андреева Городка достаточно четко связывают «Андреев Городок Каменный» с Касимовом.

Неожиданное упоминание Андреева Городка в просьбе Ак-Даулета 1508 г. позволяет предполагать, что этот город жаловался татарам и ранее как некий отдельный «юрт»708.

Город был разрушен в результате совместного крымско-татарского похода весной 1516 г. при помощи турецкой артиллерии709. Возможно, что после разрушения Андреева Городка отрядами крымских татар служилые татары переселились в окрестные деревни, и в том числе в д. Бастаново. Жители Бастаново, вероятно, в то время уже несшие службу в степи, упоминаются в 1516 г. в послании крымского хана Мухаммед-Гирея:

Да Ашманов сын Курбан-Алий слуга мой, из Ногаи идучи, да попал твоим людей мещерским в руки, и ныне деи в Мещере в Бостанове-селе710.

Бастановские служилые татары могли на некоторое время попасть в подчинение касимовским правителям711.


Новгород-на-Оке

В 1473 г. «Новгородом на Оце с многими волостьми» был пожалован султан Муртаза бин Мустафа, скорее всего, внук хана Улуг-Мухаммеда бин Ичкеле-Хасана712.

В. В. Вельяминов-Зернов считает, что это Новый Ольгов городок713. П. Н. Черменский видит в нем Елатьму, он же — Андреев Городок Каменный714. Следует отметить, что города с подобным названием встречаются достаточно часто. Можно предположить еще одну локализацию: «Новый Городок на Оце» в устье реки Протвы (спорная территория на границе Московского и Рязанского княжеств715).


Романов

Город между 1564 и 1565 гг. был пожалован ногайским мирзам Юсуповым и Кутумовым716. До испомещения Юсуповых и Кутумовых в Романовском уезде выходцев из татарских государств не было717. Приблизительно владение ногайских мирз существовало на территории Романовского уезда в 1564–1656 гг. Во главе его стояли близкие родственники бия (правителя) Ногайской Орды: Ибрагим бин Юсуф бин Муса (управлял в 1564/65–1570 гг.), его брат Эль бин Юсуф бин Муса (1570–1611 гг.), затем его сын Сююш бин Эль (1611–1656 гг.)718. Романов нельзя рассматривать в отрыве от Касимовского ханства. Возможно, там также селилась ответвившаяся часть Мангытов Касимова.

До 9 октября 1569 г. Романов входил в состав удела князя Владимира Андреевича Старицкого. В духовной грамоте Ивана IѴ, датированной июнем-августом 1572 г., Романов числится «за ногайскими мирзами»:

Да ему ж (Ивану Ивановичу. — Б. Р.) даю город Романов на реке на Волге, а держи его, сын мой Иван, за Нагайскими мирзами по тому, как было при мне. А отъедут куды-нибуть или изведутся, и город Романов сыну моему Ивану719.

Мы имеем информацию о доходах мирз благодаря жалованным грамотам Юсуповым720. Судя по ним, мирзам и членам их военных отрядов полагались поместные земли [168], а также ногайские мирзы получали фиксированное денежное жалованье из романовских доходов [169]: в 1584 г. оно составляло 380 р., а также 500 р. на содержание татарского отряда723. Позднее оно несколько увеличилось724. Данный факт указывает на то, что статус Романова отличался от статуса городов, доходы с которых жаловались Чингисидам.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию