От Версаля до «Барбароссы». Великое противостояние держав. 1920-е – начало 1940-х гг. - читать онлайн книгу. Автор: Нина Владимировна Васильева, Виталий Богданов, Виктор Гаврилов cтр.№ 171

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - От Версаля до «Барбароссы». Великое противостояние держав. 1920-е – начало 1940-х гг. | Автор книги - Нина Владимировна Васильева , Виталий Богданов , Виктор Гаврилов

Cтраница 171
читать онлайн книги бесплатно

Чтобы вывести СССР на уровень ведущих держав мира, в стране ускоренными темпами была проведена индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Социалистические преобразования в экономике настоятельно требовали быстрого подъема образовательного и культурного уровня рабочих и крестьян, создания новой советской интеллигенции, усиления роли науки, культуры и искусства. Эти задачи были достигнуты в ходе культурной революции.

Постановка и решение таких глобальных задач, составной частью которых было и укрепление военного потенциала страны, позволяет говорить о модернизации всего советского государства и общества. Как все новое, она протекала сложно и болезненно, а порою и драматично и стоила Советскому Союзу громадных усилий, напряжения, колоссальных издержек и жертв.

Укрепление военно-экономического потенциала страны

В предвоенный период военно-политическое руководство страны, опираясь на положения советской военной теории о характере будущей войны, считало, что экономика должна быть нацелена на всестороннее обеспечение длительной и напряженной войны. Поэтому в советской военной доктрине большое значение придавалось экономическому фактору, организации и бесперебойному функционированию тыла страны.

В общем комплексе задач по укреплению обороноспособности СССР в предвоенные годы особое место принадлежало развитию и укреплению народного хозяйства страны в целом, в первую очередь промышленности, а затем и сельского хозяйства. От уровня развития экономики зависело оснащение вооруженных сил оружием и боевой техникой, снабжение их необходимыми предметами снаряжения и довольствия в мирное и военное время, а также создание мобилизационных запасов на случай войны.

Содержание советских военных приготовлений 1920–1930-х годов было также тесно увязано с внутренним политическим и экономическим положением в стране, особенностями непростой международной военно-политической обстановки и требованиями советской внешней политики того периода. Важное и самое непосредственное влияние на подходы и конкретные шаги в области создания и становления оборонно-промышленного комплекса в СССР в 1920–1930-е годы оказывали планы реорганизации и развития Красной армии и Военно-морского флота, которые предъявляли соответствующие требования к промышленности. Важно подчеркнуть, что процессы в этой области были взаимозависимы, поскольку сравнительно низкий уровень развития тогдашней промышленности и ограниченные экономические возможности страны (по крайней мере, до конца 1930-х годов) в целом оказывали прямое влияние как на организационную структуру, так и на техническую оснащенность армии и флота [1451].

Весьма актуальной являлась и проблема своевременной модернизации средств вооруженной борьбы и создания новых образцов вооружения и военной техники. Насущная необходимость этого была подтверждена опытом, полученным во время гражданской войны в Испании, в ходе боевых действий у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, а позже – в ходе советско-финляндской войны, а также анализом боевых действий германских и противостоящих им войск в Европе на начальном этапе Второй мировой войны.

При определении способа экономического обеспечения войны упор в СССР делался на способность народного хозяйства в короткие сроки осуществить экономическую мобилизацию, быстро перейти на военные рельсы и обеспечить расширенное воспроизводство военной продукции в масштабах, удовлетворяющих потребности фронта, и одновременно обеспечить живучесть экономики.

Период восстановления экономики страны в основном завершился к 1925–26 годам. К этому времени удалось добиться ликвидации существенного расхождения между степенью восстановления более пострадавшей промышленности и сельским хозяйством. В 1925 году валовая продукция промышленности достигла 75 % от уровня 1913 года, а в следующем году превысила его на 8 %. Практически полностью была восстановлена легкая и пищевая промышленность. Продукция машиностроительной промышленности превысила довоенный уровень на 13 %, добыча угля и нефти вплотную приблизилась к довоенной.

Однако продолжала отставать от довоенного уровня металлургия и другие отрасли тяжелого машиностроения, являвшиеся основой оборонной промышленности. Всего к концу 1925 года в стадии проектирования и начального строительства находились 28 шахт, более ста предприятий по выпуску автомобилей, тракторов, машин для электротехнической и текстильной промышленности, самолетов, морских и речных судов [1452]. По существу, это было началом технической реконструкции народного хозяйства.

Несмотря на присутствие элементов капитализма в народном хозяйстве страны при НЭПе, к 1925–1926 годам по стране в целом укрепилось ведущее положение государственного сектора в результате роста социалистической индустрии, государственной и кооперативной торговли. Доля частного капитала в целом была весьма незначительна, с годами удельный вес социалистического сектора неуклонно повышался.

К 1925–1926 годам в основном завершилось восстановление сельского хозяйства. Общая посевная площадь достигла предвоенного уровня, но под зерновыми площадь посевов была на 7,5 % меньше довоенной. Валовая продукция сельского хозяйства за 1924–1925 годы поднялась до 71 % по сравнению с уровнем 1913 года. Валовой сбор зерновых культур составил 82 % [1453]. Однако по сравнению с довоенным периодом резко упала товарность сельского хозяйства. Это произошло в силу того, что главным производителем стало мелкое крестьянское хозяйство, товарность которого падала в связи с ростом потребления самого крестьянина. Доля социалистического сектора в сельском хозяйстве оставалась крайне низкой. К середине 1927 года в СССР было создано 14 832 колхоза, объединивших 194,7 тыс. крестьянских семей, что составляло всего лишь 0,8 % от их общего числа по стране. Через год в колхозы вступили уже 416,7 тыс. крестьянских семей. Совсем немногочисленными были совхозы (в начале 1927 года их было всего 4398). Они имели передовую по тем временам материально-техническую базу: их обслуживало примерно такое же количество тракторов, как и все колхозы. Однако, несмотря на это, на них приходилось лишь 1,5 % зернового производства; в 1929 году этот показатель незначительно возрос и составил 1,8 % [1454].

Техническая оснащенность РККА, которая была главным инструментом обеспечения надежной обороны страны, базировалась прежде всего на военной промышленности. Военная промышленность оказалась затронута нэповскими реформами в наименьшей степени, поскольку управление ею осуществлялось на государственном уровне, и становление централизованной плановой экономики лучше всего прослеживается именно на ее примере. На протяжении 1920-х годов военная промышленность, как и гражданская, занималась восстановлением своего потенциала: заменялось изношенное оборудование (с этой целью закупалось оборудование за рубежом), пополнялись инженерно-технические кадры, восстанавливался нормальный порядок организации производственного процесса. Уже к середине 1920-х годов качество военно-промышленных изделий и расход материалов на единицу продукции удалось приблизить к довоенным нормам [1455].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию