От Версаля до «Барбароссы». Великое противостояние держав. 1920-е – начало 1940-х гг. - читать онлайн книгу. Автор: Нина Владимировна Васильева, Виталий Богданов, Виктор Гаврилов cтр.№ 203

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - От Версаля до «Барбароссы». Великое противостояние держав. 1920-е – начало 1940-х гг. | Автор книги - Нина Владимировна Васильева , Виталий Богданов , Виктор Гаврилов

Cтраница 203
читать онлайн книги бесплатно

Танковые войска (перед войной их называли автобронетанковыми) являлись главной ударной силой Сухопутных войск. В соответствии с теоретическими разработками глубокого боя и глубокой операции они по своему предназначению подразделялись на две самостоятельные группы. Одну из них предполагалось использовать для поддержки в бою пехоты и конницы. До осени 1939 года ее составляли отдельные танковые батальоны и роты стрелковых дивизий, танковые полки кавалерийских дивизий и танковые бригады РГК, предназначенные для усиления стрелковых и кавалерийских корпусов. В другую группу входили танковые корпуса, которые предназначались для развития тактического успеха в оперативный в составе фронтовой или армейской подвижной группы. Однако 21 ноября 1939 года на заседании Главного военного совета, на котором присутствовали И. В. Сталин и В. М. Молотов, было принято решение о ликвидации корпусов и переходе к бригадной системе [1697]. К марту 1940 года в составе автобронетанковых войск имелось 39 танковых бригад, 22 моторизованные дивизии и три мотобронебригады резерва Главного Командования (РГК), 31 танковый полк и 100 танковых батальонов стрелковых и кавалерийских соединений. На 1 апреля 1940 года в них насчитывалось 20 тыс. танков всех типов [1698].

Война с Финляндией выявила, что организационная структура танковых войск не обеспечивает их массированного применения в наступлении, а действия танковых бригад не подкрепляются достаточным количеством моторизованных частей [1699]. В то же время успешно проводимые вермахтом кампании в Европе показывали, что крупные танковые формирования в современных операциях играют важную роль. Поэтому в мае 1940 года было принято решение о создании шести танковых корпусов, а затем еще трех. С лета 1940 года их стали называть механизированными.

Механизированный корпус состоял из двух танковых и одной моторизованной дивизий, мотоциклетного полка, других частей и подразделений. Каждый корпус в своем составе должен был иметь: 36 080 человек, 1031 танк, 268 бронемашин, 358 орудий и минометов, 352 трактора и 5165 автомашин. Если провести сравнительный анализ дивизий механизированного корпуса с аналогичными соединениями вермахта (см. табл. 24), можно отметить явное количественное превосходство в бронетехнике соединений Красной армии.


Таблица 24. Штатная численность личного состава и вооружения танковых и моторизованных дивизий СССР и Германии [1700]

От Версаля до «Барбароссы». Великое противостояние держав. 1920-е – начало 1940-х гг.

Еще в июне 1940 года в записке С. К. Тимошенко и Б. М. Шапошникова на имя И. В. Сталина и В. М. Молотова говорилось о том, что создаваемые девять танковых корпусов организационно будут оформлены к 1 июля 1940 года (срок был определен лично Сталиным), однако они будут иметь значительный некомплект танков, бронеавтомобилей, автомобилей и мотоциклов [1701]. Таким образом, на формирование даже девяти корпусов недоставало основных видов вооружения и техники. Несмотря на это, в феврале 1941 года началось формирование еще 20 механизированных корпусов. В результате общая потребность Красной армии в танках с учетом танковых частей кавалерийских дивизий и воздушно-десантных корпусов составила 37 895 танков. Для укомплектования создаваемых соединений требовалось более 14 тыс. танков. Заказ военной промышленности на 1941 год составлял 6 тыс. танков [1702]. При этом необходимо учитывать, что, хотя танковая промышленность работала с большим напряжением, она систематически не выполняла заказы наркомата обороны. Например, в 1938 году войска недополучили 104, в 1939 году – 292, в 1940 году – 773 танка [1703]. В последующем все это сказалось, и на учете был каждый выпускаемый танк.

Следует отметить, что политическое руководство страны и командование РККА допустили просчет при определении требуемой численности танков в каждом из корпусов и количества танковых соединений.

Остро ощущался недостаток автомобилей, средств транспортировки горючего и тракторов, предназначавшихся для буксировки орудий и подвоза материальных средств. К 22 июня 1941 года общая укомплектованность механизированных корпусов автомобилями ГАЗ-АА составляла 66 %, ЗИС-5 – 31 %, бензоцистернами – 27 %, тракторами – 47 % [1704].

Одновременное формирование большого количества танковых и моторизованных соединений без учета имеющихся промышленных возможностей и реальных сроков поставки (перераспределения) вооружения и материальных средств войскам привели к снижению уровня боевой готовности и слаженности, имевшихся ранее танковых бригад и батальонов, которые растворились в огромной массе новых формирований. На этом фоне снизилась боеспособность стрелковых и кавалерийских дивизий, из которых было изъято большое количество наиболее подготовленных солдат, сержантов и офицеров. Стрелковые дивизии лишились штатных танковых батальонов. Низкая укомплектованность соединений танками (из 20 корпусов западных приграничных округов только восемь были укомплектованы более чем на 50 %, из них лишь четыре – на 80–100 %, а 13, 17, 18, 20, 24-й мк – только на 6–25 %, при этом восемь механизированных корпусов вообще не имели танков КВ и Т-34) [1705], необеспеченность средствами тяги и транспортом подвоза снижали боеспособность и маневренность механизированных корпусов.

Некоторое сравнение тактико-технических характеристик советских и немецких танков (см. табл. 25) свидетельствует, что советские танки Т-34 и КВ значительно превосходили немецкие по основным показателям (калибру орудий, количеству пулеметов, запасу хода, мощности двигателя и бронированию). Важным положительным качеством являлось наличие у них менее пожароопасного дизельного двигателя, в то время как большинство немецких танков имело бензиновые двигатели. Лобовую броню танков КВ и Т-34 не могли пробить снаряды немецких танков. В то же время их броня пробивалась орудиями КВ и Т-34. Не уступали по основным параметрам легким танкам вермахта и советские машины Т-26 и БТ. Несколько тысяч танков БТ было оснащено дизельными моторами.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию